Жестокое обращение с детьми сиротами

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

[3]

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

[1]

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Читайте так же:  Раздел имущества между женой и детьми

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

Видео (кликните для воспроизведения).

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Влияние жестокого обращения с детьми на уровень социального сиротства

Исследование взаимосвязи жестокого обращения с детьми в семьях и распространения такого явления как социальное сиротство. Определение основных последствий жестокого обращения с детьми в семье и факторов, вызывающих увеличение численности социальных сирот.

Рубрика Социология и обществознание
Предмет Социология
Вид статья
Язык русский
Прислал(а) Тяпкина Татьяна Юрьевна
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 22,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Насилие и его формы. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия. Система социальной работы по профилактике семейного насилия над детьми на примере деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Краснодар.

дипломная работа [412,9 K], добавлен 17.04.2015

Упоминание о жестокости к детям в литературе. Сущность физического, эмоционального и психологического насилия. Виды и формы жестокого обращения с детьми и пренебрежение их интересами. Защита прав ребенка в законодательных актах. Решение проблемы в РФ.

презентация [458,7 K], добавлен 23.05.2013

Проблема социального сиротства в России. Дети и молодежь, находящиеся под угрозой — объект особого внимания со стороны государства. Насилие в отношении детей, профилактика и предупреждение жестокого обращения. Социально-педагогическая помощь семьям.

реферат [20,1 K], добавлен 26.05.2009

Проблемы и причины, виды и формы насилия в семье. Российские нормативные и правовые документы в области защиты прав женщин и детей. Последствия жестокого обращения внутри семьи. Технологии социальной работы с детьми и женщинами, подвергшимися насилию.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 12.08.2011

Нормативно-правовая основа защиты прав детей. Основные положения общенациональной информационной кампании 2010 г. по противодействию жестокому обращению с детьми. Последствия пережитого насилия. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

презентация [3,2 M], добавлен 28.05.2012

Что такое домашнее насилие. Виды и характерные особенности домашнего насилия. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми. Влияние домашнего насилия на психику ребенка. Необходимость практических мер по предотвращению семейного насилия.

контрольная работа [36,0 K], добавлен 10.11.2008

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в контексте правоустанавливающих документов, источники и причины его возникновения. Тенденция к увеличению и распространению социального сиротства как явления.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 19.12.2011

Сиротство как социальное явление российского общества. Понятие «социальное сиротство», его виды и причины появления. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в Югорске, статистические данные.

Читайте так же:  Что нужно делать для усыновления ребенка

курсовая работа [164,6 K], добавлен 16.02.2010

Суть и основные причины социального сиротства. Трудности жизнедеятельности детей-сирот. Лишение родительских прав и отказ от ребенка. Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Деформация нравственных ценностей в семье.

контрольная работа [22,8 K], добавлен 27.12.2010

Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема. Виды социальных учреждений. Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Воспитательная работа с детьми и психолого-педагогическая реабилитация.

курсовая работа [47,1 K], добавлен 04.01.2015

МАДОУ «Детский сад «Василёк»

Боковая колонка

Профилактика социального сиротства

и предотвращение жестокого обращения с детьми

Что такое социальное сиротство?

Что же такое социальное сиротство? В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). С детьми-сиротами, кажется, все понятно. Это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А вот социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство — это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья — семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы.

  • Первая группа — семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
  • Вторая группа — семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

Консультация для родителей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

[2]

Информационный материал по профилактике жестокого обращения с детьми:

«Профилактика жестокого обращения с детьми»
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
doklad_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_2.docx 49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Жестокое обращение с ребёнком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Выделяют 4 типа жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами детей.

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия :

  • избиение;
  • пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;
  • порка;
  • нанесение травм, ожогов;
  • вырывание волос;
  • фиксация в неудобной позе;
  • укусы;
  • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
  • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
  • грубое нарушение режима дня;
  • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);
  • сильное встряхивание грудных детей.
Читайте так же:  Забрать заявление о разводе из мирового суда

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия :

  • половой акт;
  • телесный контакт с половыми органами ребенка;
  • введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
  • мастурбация;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
  • демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
  • принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
  • игры сексуального характера;
  • изготовление порнографических изображений ребенка;
  • подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;
  • разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка;
  • детская проституция;
  • детский сексуальный туризм;
  • детская порнография;
  • трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия :

отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви , заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами :

  • оставление ребенка без присмотра;
  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
  • не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
  • несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
  • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
  • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
  • несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
  • не предоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
  • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
  • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;
  • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть .

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями .

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально -психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения , управления своими эмоциями , отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому и самостоятельно, с помощью книг.

  1. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2.
  2. Крайг Г. Психология развития.
  3. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. – СПб: Врачи детям, 2010.
  4. Луковцева З.В., Кулажина Д.Р. Актуальные проблемы профилактики жестокого обращения с детьми // Психология и право. — 2013. — № 3.
  5. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Восприятие детьми семейного насилия // Психология и право. — 2013. — № 1.
Читайте так же:  Документы для усыновления ребенка из дома малютки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит.

Агитационные плакаты педагогам и родителям «Детство без насилия».

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди.

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка.

профилактика жесктого обращения с детьми в семье.

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.
статья по теме

Информация о проведенных мероприятиях по профилактике жестокого обращения с детьми

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_socialnogo_sirotstva_i_predotvrashchenie_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Жестокость — это оружие слабых!

Каждый имеет право жить,

не испытывая насилие!

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе. Дети в силу своего возраста уязвимы и зависят от мира взрослых. Институт семьи и брака, мы видим, становится все менее популярен, снижается воспитательный потенциал семьи, поэтому от нас, педагогов, зависит очень многое. В течение последних лет стабильным остается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов и чердаков. Но самое страшное, что эти, так называемые сироты- сироты при живых родителях.

Я приведу только несколько цифр. Вдумаемся, что стоит за этими цифрами. Каждый год в РФ выявляется более 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Минздравсоцразвития РФ каждый год 12-13 тысяч матерей оставляют своих детей в родильных. домах. Озабоченность вызывает и распространенность жестокого обращения в отношении детей. Оставаясь без контроля со стороны взрослых, тысячи детей становятся жертвами насилия: по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2009 году – 108 000 таких детей, а в первом полугодии 2010 года- 53 000.

Масштабность задачи, поставленной Президентом, подчеркивает ее злободневность и актуальность. Программа Президента «Помощь детям» обращена, мне кажется, в первую очередь к нам, социальным педагогам, от нашей квалификации в сфере социальной защиты детства, оптимизации всей системы нашей деятельности зависит очень многое.

Педагогический коллектив нашей школы считает, что чрезвычайно важно найти «компас», выстроить ориентиры, определить путь, который бы позволил наиболее эффективно защитить детей, потому что именно мы, педагоги, призваны сделать все для того, чтобы наши дети могли развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Мы стремимся заботиться о каждом ученике, как о личности. Каждый педагог принимает ученика таким, каков он есть, и чем слабее и проблемнее, тем больше потребуется любви и терпения в работе с ним.

Прояснение ситуации в семье требует безусловного доверия учеников и родителей к педагогу, а также уважительного отношения педагогов к семье, в которой находится ученик.

Анализируя причины социальной дезадаптации учащихся, негативных проявлений в семье, социальный педагог должен твердо знать, что полученная информация не может стать достоянием людей, не имеющих отношения к данной проблеме.

Вслед за диагностикой мы организуем серьезную и целенаправленную коррекционную работу (но это уже другая обширная сфера деятельности). Стремимся, прежде всего, к конструктивным решениям появляющихся проблем.

В 2012-2013 учебном году наша школа совместно с субъектами муниципальной системы профилактики на территории МО Шурышкарский район проводят комплекс мероприятия по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.

Задачи программы:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних;
4) Осуществление индивидуального подхода к несовершеннолетним и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди несовершеннолетних, родителей, педагогов.

Ежегодно в сентябре составляется социальный паспорт класса и школы, в результате мы выявляем семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Не менее важным является знание индивидуальных особенностей детей, особенно детей с девиантным поведением. Совместно с психологом и классными руководителями мы ведем систематическую, диагностическую и коррекционную работу. Наша задача — ориентировать детей на критерии добра и зла, научить их делать правильный нравственный выбор и понимать нравственные нормы современной жизни. И здесь, конечно, очень важна диагностика, но особенно наблюдение за ребенком, которая дает максимум информации: даже выражение лица, мимика, опрятность могут многое сказать о человеке, а лексикон ребенка, конструкция его вербальных построений могут приоткрыть внутренний мир ребенка.

Социальное поведение, социальные навыки — все это может помочь выработать правильное направление в работе с детьми. 70 процентов всех обучающихся нашей школы, в том числе и дети данной категории, охвачены дополнительным образованием.

На сегодняшний момент на учете в школе состоят 6 неблагополучных семьи, которые находятся в социально-опасном положении, 13 детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей проживают и воспитываются в пришкольном интернате, 28 находятся под опекой. Эта категория детей, которая требуют особого педагогического внимания и контроля со стороны педагогов.

Читайте так же:  Соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка

Модель, которая была предложена нам, педагогам, по раннему выявлению ЖО с ребенком в семье проста, от классного руководителя достаточно только сигнала о неблагополучии в семье. Этой семье будет оказана необходимая помощь специалистами в виде консультации и оказания правовой помощи. Удобная модель позволила нам, в школе, в ходе работы выявить 2 случаев. Педагог не должен бояться сообщать о случае, а специалисты помогут. Только в содружестве с учителями и родителями можно добиться положительных результатов.

У нас в школе ведется работа по профилактике и предотвращению ЖО с детьми. Работа ведется как с детьми, так и с педагогами. С учащимися и родителями проводится работа по программе «Воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся», которые призваны сформировать у детей навыки защиты собственных прав в различных жизненных ситуациях.

Деятельность социального педагога предполагает в основном индивидуальный подход к каждому школьнику, родителю и коллеге. Я попыталась предложить только часть технологий своей работы в решении непростых и сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу.

Я считаю, что социальный педагог должен раскрыть личностные и индивидуальные психические способности ребенка, создать благоприятное социальное поле для каждого. Дети ХХI века должны жить в правовом государстве и с детских лет усвоить, что самое главное и важное – права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода, благополучие. Ведь жизнь и судьба ребенка зависят от нас с вами, взрослых, которые должны заботиться о своих маленьких гражданах.

Противодействие жестокому обращению с детьми и профилактика социального сиротства

Методические материалы

Социальная диагностика уровня семейного неблагополучия

Неблагополучные семьи разнородны также как и различны степень риска угрозы для жизни и безопасности ребенка в неблагополучных семьях. В связи с этим семьи можно условно разделить на семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, нуждающиеся в поддержке.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Критериями при определении данной категории семей являются:

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушений прав несовершеннолетних. В такой семье отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит опасность. Родители могут быть мотивированы на решение своих проблем и при необходимой поддержке исполняют свои родительские обязанности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Семья, нуждающаяся в поддержке – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с педагогической, правовой несостоятельностью родителей (законных представителей). Такие трудности обычно кратковременны, имеют выход. Ребенку в семье ничего не угрожает, а существующие трудности не оказывают на него существенного влияния. Трудности обычно кратковременны, порой достаточного разового вмешательства или помощи.

Критерии определения степени семейного неблагополучия

В процессе первичной диагностики необходимо использовать метод наблюдения, вспомогательным методом является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов. Одним из таких диагностических инструментов является таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия (табл. 1). Таблицу заполняет специалист по результатам бесед, в том числе с членами семьи, анализа документов, наблюдений. Информация может быть получена от работников образовательных, медицинских организаций, родственников, соседей и иных представителей социального окружения семьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица определения обобщенного показателя социального
неблагополучия семьи как института воспитания

Источники

Литература


  1. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  2. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  3. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
  4. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  5. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
Жестокое обращение с детьми сиротами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here