Защита ребенка от насилия в семье

Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Это определение объединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Добавление в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.

Кроме того, в литературе встречаются и другие определения насилия. Насилие – это принуждение, неволя, действие стесняющее, обидное, незаконное, своевольное. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также получение господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми.

В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.

Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могу быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, т.е. регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.

Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.

Читайте так же:  Если подан иск на уменьшение алиментов

Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все.

Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:

● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произошел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

— если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;

— насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

— часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т.п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия

Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.

Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

● он понимает, что происходит насилие;

● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

● он переживает последствия акта насилия.

Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.

Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия

● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;

● физические симптомы (головные боли или боли в животе);

● сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;

[2]

● драки, нанесение побоев другим детям или животным;

● перепады настроения или вызывающее поведение;

● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;

● апатия, депрессия, упадок сил;

● чувство одиночества и изоляции;

● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);

● попытки суицида или опасное поведение;

● плохая успеваемость в школе;

● сложности с концентрацией и вниманием;

● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;

Видео (кликните для воспроизведения).

● чувство, что все старания недостаточны;

● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;

● энурез, отставание в развитии;

● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);

● идентификация себя с виновником насилия или повторение его

Защита детей от насилия в семье

Проблема защиты детей от насилия в семье не нова. Однако в последнее время она стала широко обсуждаемой как в отечественной литературе, так и за пределами Российской Федерации (далее — РФ). Не удивительно, ведь репродуктивная и воспитательная функции семьи должны способствовать воспроизведению, подготовке и развитию новых поколений, а насилие в семье по отношению к детям явно ослабляет эффективность выполнения этих функций. Психолог-консультант, автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия» Алексеева И.А. обращает внимание на то, что последствия физического насилия в семье могут выразиться и в грубых нарушениях в развитии личности ребенка, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение[6].

Определение понятия «насилие» является дискуссионным вопросом, однако насилие возможно примерно определить, синтезируя его основные признаки, на которые обращают внимание литературе. Гусейнов А.А. в своем докладе подчеркивает, что насилие всегда осуществляется властно, то есть с преодолением воли объекта насилия[1, с. 36]. На ум приходит признак, связанный с нанесением объекту ущерба. Естественно, можно смоделировать ситуацию, когда действия совершаются в отношении объекта против его воли, но не во вред ему (например, наказание ребенка за невыполнение задания в целях мотивации его к исполнению своих обязанностей в дальнейшем), однако не будем забывать, что мы говорим не о воспитании как нормальном поведении родителей, а о губительных действиях по отношению к детям. В качестве признака насилия также принято выделять внешне ограниченное воздействие. Здесь не будем забывать о том, что насилие в семье может осуществляться путем не только физического, но и психологического воздействия.

Читайте так же:  Расчет выплат на третьего ребенка

Обобщив вышесказанное применительно к семейным отношениям, можно заключить: насилие в семье это физическое или психологическое воздействие одного членом семьи на другого, противное воле объекта воздействия и выраженное в причинении ему вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН, государства-участники принимают все необходимые меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Ч. 2 названной статьи закрепляет, что эти меры защиты включают процедуры для разработки социальных программ и других мер, вплоть до судебных процедур[4, ст. 19].

В литературе по проблемам семейного насилия часто подчеркивают исторические традиции насилия в семье по отношению к детям и женщинам, их социальную незащищенность[7]. Мы присоединяемся к высказыванию И.В. Сотникова и Г.А. Чупина о том, что в России остроты проблеме придает недостаточный уровень правовой культуры населения, устоявшиеся стереотипы в плане решения семейных вопросов, в отличие от некоторых стран Запада[3, с. 174]. Сказанное демонстрирует актуальность проблемы семейного насилия над детьми.

Мы полагаем, что вопросы взаимодействия родителей и детей являются приватными, однако они должны быть доступны к контролю со стороны институтов гражданского общества. Это требование обусловлено возникновением проблемных ситуаций, когда родители негативно властно воздействуют на детей. Насилие может быть вызвано и благими целями, однако не будем забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ, способы воспитания должны исключать пренебрежение, жестокость, оскорбление, эксплуатацию и унижение достоинства детей[8, ст. 16]. Здесь мы подходим к очередной проблеме, связанной со взаимодействием родителей и детей, в том числе с защитой детей от насилия в семье. Необходимо, чтобы правовые нормы, нацеленные на обеспечение благополучного развития детей, превалировали над неадекватными современным представлениям об обязанностях родителей традициями и субъективным отношением родителей к насилию в семье. Де-юре это так, однако де-факто данные статистики регулярно показывают пренебрежение родителями указанных выше правил.

В 2009 году в РФ указом Президента введен институт Уполномоченного по правам ребенка, который функционирует на федеральном уровне, а также рекомендуется к учреждению в субъектах РФ[9, ч. 1-5]. Обеспечение его деятельности возлагается на Общественную палату РФ. В полномочия данного должностного лица входят запросы документов и материалов в органы власти, проведение проверок, а также направление в органы власти и должностным лицам заключений, содержащих рекомендации по устранению нарушений прав ребенка, связанных с решениями и действиями адресатов. Безусловно, введение данного института говорит о развитии гражданского общества в РФ, учитывая что полномочия принадлежат конкретному лицу. Однако это далеко не решение обозначенных проблем, так как заключения Уполномоченного носят рекомендательный характер. Они далеко не всегда могут повлиять на устранение нарушений, в первую очередь заключение изобличает само наличие правонарушения.

Сложно переоценить работу, которая проводится в изучаемой сфере социально-реабилитационными центрами. Уже в 2015 году на территории Белгородской области, функционировало 13 реабилитационных центров, которые занимаются профилактикой семейного неблагополучия, оказывают помощь семьям, детям. В своем докладе Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области Пятых Г.А. отмечает, что в 2015 году в социально-реабилитационных центрах области прошли реабилитацию 865 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них возвращены в родные семьи 743 ребенка, что составляет 86 %[10].

На настоящий момент были предприняты попытки проведения законопроектов, направленных на предотвращение и пресечение насилия в семье, в том числе насилия над детьми. 26.09.2016 Председателю Государственной Думы Федерального собрания РФ направлен законопроект № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия». 01.11.2016 Советом Государственной Думы РФ принято решение о возвращении законопроекта субъекту законодательной инициативы[2]. Такие проекты направлены на защиту семьи, однако нередко они содержат множество неточностей, вследствие чего подвергаются справедливой критике. Касаемо названного законопроекта, Швабауэр А.В. приходит к выводу о том, что он способствует подрыву института семьи, противоречит Концепции демографической политики РФ до 2025 года и Концепции семейной политики РФ до 2025 года[13].

В завершение отметим, что в России данная проблема стала широко обсуждаемой. Развиваются институты гражданского общества, разрабатывается законодательство, что должно привести к снижению несчастных случаев, связанных с нарушением родителями неприкосновенности прав и интересов своих детей.

Как защитить ребенка от насилия?

1. Никогда не разговаривать с незнакомцем.
Даже если он выглядит милым и симпатичным. Маньяк – это вовсе не хмурый дядя демонической внешности с блуждающим взглядом. Известнейший на всю страну серийный маньяк А. Чикатило, судя по описаниям, был обычным и даже милым человеком. Про него писали: «Чикатило добродушной внешностью и рассудительностью завораживал жертву. Дети добровольно шли с ним несколько километров до подходящего места. Он «работал» с потенциальной жертвой. К каждой находил персональный подход. Если мальчик собирал марки – обещал подарить ценные экземпляры из своей коллекции. Кого-то заманивал перспективой посмотреть видеофильм. У него были готовы уловки на все случаи. Однажды предложил парню показать место, где растут лесные орехи. Но никого насильно он не уводил, чувствовал, что не получается – поворачивался и начинал поиски нового объекта». Родителям следует объяснить ребенку, что чужие люди могут иметь плохие намерения, а соглашаться на предложения посмотреть собачку, фильм, красивый шалаш, пойти туда, где много конфет, игрушек и т.д. категорически нельзя.

Читайте так же:  Взыскание долга по алиментам после 18 лет

Иногда преступники играют на тщеславии детей и подростков. Например, насильник «со стажем» В. Асратян в 80-е гг. с будущими жертвами знакомился в центре Москвы. Любимое место «охоты» – магазин «Детский мир», где было много наивных провинциалок и просто хорошеньких девчушек. Обладая импозантной внешностью и уверенностью, граничащей с развязностью, он представлялся продюсером или режиссером «Мосфильма». Затем, в зависимости от контактности собеседницы, предлагал съемки в кино и поездку в Венецию, Париж или Берлин. Перспектива заграничной командировки за счет студии делала сговорчивыми самых осторожных и недоверчивых. Под предлогом пробной съемки жертва заманивалась домой, где ей галантно предлагался кофе с психотропными веществами, после чего жертва подвергалась насилию.

Если ребенок, будучи один, получил предложение куда-то пойти, что-то посмотреть и т.д. пусть даже от дяди Васи из соседней квартиры, то он должен быть четко проинструктирован, что в подобной ситуации просто обязан позвонить и попросить разрешения у родителей. Кроме того, такой звонок может заставить преступника отказаться от задуманного.

2. Родителям должны знать окружение своего ребенка.
Стоит завести записную книжку с адресами и телефонами педагогов, друзей ребенка и их родителей. Приучите чадо говорить вам: где он, с кем и до какого времени будет там находиться, звонить по прибытию и перед уходом из гостей, кружка и т.д. Не создавайте ситуаций, когда ребенку придется возвращаться поздно одному. Скажем, ожидание автобуса в холодную погоду может стать причиной того, что ребенок сядет в машину к незнакомому человеку, предложившему совершенно бесплатно его подвезти.

3. Придумайте кодовое слово или пароль вместе с ребенком.
Это на случай, если вы не сможете откуда-либо забрать чадо или доверить это друзьям и знакомым. Преступники часто представляются друзьями родителей и говорят, что те попросили забрать его. При этом, предупредите, чтобы ребенок никому не говорил это кодовое слово. Не лишним будет проверить, насколько хорошо дитя усвоило это. Достаточно попросить знакомых, которых он не знает, завести разговор с ним в школе или на улице. Если вы заранее не договорились с ребенком о том, что его заберет ваш знакомый, то в подобных случаях приучите ребенка звонить вам.

4. Никогда не пишите имя ребенка на одежде, велосипеде, ранце.
Это даст преступнику возможность установить с ним контакт.

5. Объясните ребенку, что преступники могут сыграть на его доброте.
Скажем, чужие люди подойдут и попросят помочь перевязать подбитую лапку у котенка, проводить до нужного дома, помочь открыть дверь в квартиру… «Оля, Настя и Женя гуляли, когда к ним подошла пожилая женщина и попросила помочь открыть дверь квартиры. Девочки согласились пойти вместе с ней. Женщина постучала, дверь открыли парень и девушка. Девочек затащили в квартиру. Парень стал их избивать, потом нанес несколько ножевых ранений Насте, от которых 13-летняя девочка скончалась», – так выглядела стандартная схема заманивания жертв в дом кемеровского маньяка-людоеда О. Спесивцева. А ведь девочки просто хотели сделать доброе дело.

6. Объясните ребенку, как правильно входить в лифт.
Если ребенок увидел у лифта незнакомого человека, то стоит покинуть подъезд. Объяните ребенку, что ему следует дождаться кого-то из знакомых или позвонить рядом живущим и попросить проводить его до квартиры. Разъясняйте ребенку свои действия, если они идут вразрез с тем, что вы от него требуете. Например: «Я вошла в лифт с этим человеком, поскольку я взрослая и, с моей точки зрения, смогу с ним справиться, даже если он попробует на меня напасть. Но для тебя, ребенка, правило только одно: никогда и ни с кем незнакомым не заходить в лифт!»

7. Подавайте ребенку личный пример.
Хотите, чтобы ребенок выполнял правила безопасности при поведении на улице и дома? Тогда родителям нужно неукоснительно выполнять их самим. Даже если вы ждете в гости друзей, при звонке в дверь не мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но все равно я сейчас посмотрю в глазок и спрошу, кто там. Если там незнакомые люди, я не буду открывать». И именно так и сделайте. Если вам пришлось возвращаться домой поздно вечером – расскажите ребенку, что вы предприняли для обеспечения своей безопасности. Например, так: «Я не хотела идти по безлюдной темной улице, хотя это и короче. Вместо этого выбрала освещенную дорогу, по которой ходят люди. Пришла на десять минут позже, но зато чувствовала себя уверенно». Или так: «Мне пришлось сегодня поздно ехать в электричке, поэтому я заранее сняла золотые серьги и кольца и сложила их в сумочку, чтобы не привлекать внимания. А потом позвонила папе, чтобы он встретил меня у станции». Достаточно нескольких таких историй, чтобы основные правила «вечерней безопасности» отложились у ребенка в голове намного прочнее, чем если бы вы просто требовали соблюдения этих правил от него.

8. Проигрывайте вместе с ребенком различные ситуации.
Например, «Что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предложит тебе посмотреть на красивого щенка, кошечку, редкое животное? Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься на красивой машине? Что ты сделаешь, если кто-то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто-то на улице назовет тебя по имени и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе нужно ехать к нему?» Выступите в роли ребенка, а он пусть побудет «преступником». Это может дать ему бесценный и запоминающийся опыт. По итогам игры разберите, что было сделано не так. Но не ругайте чадо, а вместе с ним еще раз разберите, как было нужно поступать. Также эту ситуацию можно обыграть, используя игрушки. Если у ребенка есть персонаж в виде любимой игрушки, то можно учить его правилам безопасности, задавая вопрос: «А как бы в этом случае поступил твой любимый герой?»

9. Следите за своей речью.
Ищите грань между воспитанием разумной осторожности и «паникерством». Чтобы не запугать ребенка, избегайте выражений типа «не разговаривай с незнакомыми людьми», «кругом полно психов», «детей постоянно крадут», «гулять в парках очень опасно», «никому нельзя доверять» и т.п. Вместо этого скажите: «С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом… Большинству людей можно доверять, но… С тобой ничего не случится, если… Если кто-нибудь подойдет к тебе и скажет…, делай так… Ты можешь обратиться за помощью к…» Объясните ребенку, что в критической ситуации, если нападение произошло, ему стоит кричать, кусаться, кататься по земле. Словом, делать все возможное для привлечения внимания окружающих.

Читайте так же:  Раздел имущества между супругами квартира

10. Выстраивайте с ребенком доверительные отношения с детства.
Делитесь с ним своими проблемами. Это, в свою очередь, будет стимулировать его рассказывать о своих. Даже если вы очень устали, найдите время поговорить с ребенком, обсудить его школьные дела. Пусть он знает, что в любой ситуации вы готовы прийти на помощь. О многих жертвах насилия неизвестно или становится известно очень поздно, т.к. дети боялись говорить родителям о произошедшем, потому что думали, что их накажут. Вышеперечисленные правила окажутся неэффективными, если отсутствуют теплые эмоциональные отношения с вашим ребенком.

Преступления в отношении детей – сегодня самая обсуждаемая тема в России. Наказание за содеянное, конечно, должно быть соответствующим, но вместе с ним государство должно выработать и комплекс профилактических мер, обеспечивающих безопасность. Ведь проблема, которая сегодня развивается по нарастающей, сама по себе не исчезнет.

Жестокое обращение с детьми: защита, профилактика и ответственность

Домашнее насилие над детьми: причины

Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.

Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение с детьми:

  • неполные, малообеспеченные семьи;
  • семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
  • отсутствие у родителей постоянного места работы;
  • криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
  • наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
  • низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
  • наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.

Насилие над детьми в семье: виды

Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Физическое насилие

Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

Сексуальное насилие

Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).

Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

Эмоциональное (психическое) насилие

Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).

Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.

Читайте так же:  Развод с 2мя детьми

В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  • передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
  • направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  • вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Психологическое насилие над детьми

Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;
  • задержка умственного, психического или речевого развития;
  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
  • снижение способности к обучению;
  • утрата уважительного отношения к родителям;
  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа. Также возможны такие санкции, как обязательные или исправительные работы.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.

[3]

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ (см.: Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав? ). Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

  • выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
  • проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
  • контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
  • организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
  • мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
  • содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

[1]

Источники

Литература


  1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  3. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
Защита ребенка от насилия в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here