Защита имущественных прав детей сирот

усыновите. ру

Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание

УДК-347.64
ББК 67.404.55
624.6-321.2

60.99я73

Издание подготовлено в рамках реализации проекта «Методическая и информационно-техническая подготовка и сопровождение проведения научно-практической

конференции по вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей»

Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нормативные правовые, методические, информационно-аналитические документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних») // под научной редакцией Семья Г.В. – М.: 2018. – 1268 стр.

Составители: Семья Г.В., Лашкул М.В., Зайцева Н.Г., Попов А.Г.

Настоящий сборник содержит нормативные правовые, методические, информационно-аналитические и другие документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Предназначен для специалистов органов опеки и попечительства; также может быть использован при проведении переподготовки и повышения квалификации специалистов данной категотрии и специалистов, работающих в области защиты прав детей.

ISBN

© Министерство образования и науки

Российской Федерации, 2017

© АНО Центр развития социальных

© Семья Г.В. и авторский коллектив

Защита прав детей, находящихся под опекой

Дети, которые находятся под опекой, обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными в соответствии со ст.55 и 57 СК РФ. Учитывая данный факт, защита прав ребенка возлагается на его опекуна, то есть лицо, которое приняло на себя все обязанности по защите интересов подопечного.

При необходимости опекуны и попечители способны на официальном уровне представлять интересы своих подопечных, в том числе и в суде. Если будет установлено, что по каким-то причинам интересы ребенка игнорируются, то по согласию подопечного опекун имеет право отстаивать и защищать его интересы во всех инстанциях, в том числе и судебных.

При этом стоит обратить внимание, что защита интересов подопечных детей – понятие куда более широкое, чем в случае с детьми, которые воспитываются в собственных семьях. Все действия опекунов контролируются органами опеки и прочими государственными структурами.

Это делается для того, чтобы обеспечить максимальное соблюдение прав ребенка и формирование нормальной среды воспитания, при которой интересы ребенка не будут ущемлены со стороны опекуна или членов его семьи. Именно для этого имущественные права ребенка дополнительно защищены со стороны подконтрольных государству органов. В частности, опекун не имеет право свободно распоряжаться имуществом подопечного без согласования с ним самим (если ребенку исполнилось 14 лет) и органами опеки.

Если же будет установлено, что опекуны ненадлежащим образом выполняют возложенные на них обязательства по обеспечению нормального развития ребенка, или же тогда, когда интересы ребенка будут игнорироваться, а его персональные неимущественные или имущественные права будут нарушены, то государственная власть в лице органов опеки и попечительства может лишить опекуна опекунских прав. При этом стоит заметить, что при подобном развитии ситуации, лицо, в отношении которого было прекращена реализация опекунских прав через суд из-за нарушений, в дальнейшем не сможет стать опекуном.

При необходимости права ребенка защищены разными отраслями права, в частности, административной, гражданской и уголовной. Таким образом, при нарушении прав подопечного ребенка, виновный понесет ответственность по всей строгости закона.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. N 2645-КЗ статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 3. Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 1 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющий переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее — орган опеки и попечительства), осуществляет контроль за сохранением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имущества и жилых помещений по месту их жительства (месту их регистрации по месту жительства до помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям).

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2816-КЗ в часть 2 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения

2. В период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семьях, у опекунов или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, их законные представители, органы опеки и попечительства принимают меры к определению доли жилого помещения, ранее занимаемого детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Читайте так же:  Подача документов на развод если есть ребенок

3. Орган опеки и попечительства:

1) осуществляет контроль за сохранением, использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, в том числе в целях:

а) предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

б) предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

2) принимает иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Орган опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производит обследование состояния выявленных имущества и жилых помещений с составлением акта обследования состояния выявленных имущества и жилых помещений, описи данного имущества, а также принимает меры по управлению такими имуществом и жилыми помещениями и по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений.

Опись имущества подопечного составляется в присутствии несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, по его желанию и опекуна или попечителя, а также представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации, органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

5. Орган опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, осуществляют все необходимые действия по оформлению выявленных жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

>
Обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот.
Содержание
Закон Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

§ 2. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами, следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.

Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

В ст. 6 °CК РФ закреплено право детей на получение содержания от своих родителей. Однако после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители в свою очередь не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению – после смерти усыновленного и его потомства в случае, если усыновление установлено при жизни родителей (родителя). Если же усыновление осуществляется после смерти родителей (родителя), усыновленные дети призываются к наследованию по закону после их смерти и после смерти прочих кровных родственников, поскольку на день смерти наследодателя правоотношения с ним не были прекращены.

Статья 137 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняет также право на пенсию или пособие, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия не назначается.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты , в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст. 148 и 154 СК РФ, ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях»). В субъектах РФ могут быть установлены и дополнительные выплаты. Например, в Москве, если воспитанник приемной семьи не получает пенсии или алиментов от родителей, он имеет право до достижения возраста 18 лет получать ежемесячную компенсационную выплату[176 — См.: Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. № 206-ПП «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 25.].

ДОХОДЫ ПОДОПЕЧНОГО(алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также доходы, полученные от управления его имуществом) расходуются опекуном, попечителем, приемным родителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

ВЫПЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ,напрямую зависят от формы приема ребенка в семью. Выплаты на содержание детей, находящихся под опекой и в приемной семье, производятся ежемесячно, в порядке и в размере которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 и п. 2 ст. 153^2^ СК РФ). Минимальный размер устанавливается Правительством РФ. На 2008–2010 гг. минимальный размер выплат опекунам и приемным родителям на содержание одного ребенка зафиксирован на уровне 4 тыс. руб. в месяц. Субъекты РФ могут увеличить размер выплат на содержание ребенка за счет региональных выплат. Например, в Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей, устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума[177 — См.: Статья 4 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 г. № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -2005.-№ 3.].

Опекунам и попечителям, назначенным по заявлению родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также усыновителям выплаты на содержание ребенка не производятся.

Читайте так же:  Доверенность на перелет ребенка без родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также сохранение нрава собственности на жилое помещение или нрава пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 155^3^ СК РФ).

Статья 10. Жилищные и имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 10. Жилищные и имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные на воспитание в детские учреждения, семейные детские дома, к родственникам или опекуном (попечителям) на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. Если вселение в это помещение невозможно, то они вне очереди обеспечиваются равноценной жилой площадью соответствии с установленными нормативами.

Порядок использования жилой площади, на которой ранее проживали дети указанных категорий, определяется в соответствии с действующим законодательством.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее не имевшие жилой площади, обеспечиваются вне очереди изолированным и благоустроенным жилым помещением органами исполнительной власти по месту выявления и первичного устройства ребенка или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов области, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации, независимо от регистрации ребенка по месту пребывания в соответствующем учреждении, в семье опекуна или приемной семье, с предоставлением права заключать договор жилищного найма.

Информация об изменениях:

Законом Астраханской области от 22 декабря 2006 г. N 93/2006-ОЗ действие абзаца четвертого статьи 10 настоящего закона приостановлено на 2007 г.

Для обеспечения права данной категории детей на жилое помещение на территории Астраханской области, в составе областного бюджета формируется целевой бюджетный «Жилищный фонд по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью».

Выпускникам детских интернатных учреждений, не имеющим жилой площади, предоставляется право проживать в этих учреждениях до достижения ими совершеннолетия в исключительных случаях при наличии возможности размещения таких детей в детских интернатных учреждениях.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вопросы передачи жилых помещений и земельных участков, ранее представленных их родителям на правах собственности, производятся в порядке, установленном федеральным законодательством.

>
Права несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд
Содержание
Закон Астраханской области от 11 февраля 2002 г. N 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Дата публикации: 09.04.2016 2016-04-09

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Джумагазиева, Г. С. Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты / Г. С. Джумагазиева, Л. И. Садретдинова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 731-734. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28353/ (дата обращения: 16.04.2020).

Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем. В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности.

Экономический кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской семье, а, следовательно, и на детях. Экономический кризис пагубно влияет, в первую очередь, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют следующие неблагоприятные показатели:

1) рост числа бедных семей в стране,

2) увеличение числа брошенных детей, и детей, оставшихся без попечения родителей,

3) постоянное увеличение совершаемых несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

4) растет число несовершеннолетних, убегающих из дома в поисках лучшей жизни.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ). В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, в особенности детей-сирот и других детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (закон вступил в силу 1 января 2013 г.) изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот [5]. В соответствии с новым законом, жилые помещения предоставляют детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений (срок действия такого договора — 5 лет), а не по договорам социального найма, как это было раньше. По истечении срока договора (5 лет) жилое помещение переходит в бессрочное пользование гражданина на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жилья, как это было принято ранее, исключен из жилищного кодекса.

Следовательно, согласно данному закону, исключена возможность приватизации, передачи жилого помещения по любым сделкам, а также выселение нанимателя во избежание случаев мошенничества и других нарушений, давая возможность детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни. Помимо этого, по новым правилам жилые помещения должны предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир. Раньше же имела место быть практика вселения детей-сирот в коммунальные квартиры.

Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это одна из наиболее остро стоящих проблем не только для нашего государства, но и для многих других. Так как данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан.

Несмотря на наличие указанных правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.

[1]

Особую обеспокоенность вызывает значительное число нарушений прав детей-сирот. Не случайно, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 мая 2013 г., Президент РФ В. В. Путин отметил серьезность проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Вопросы защиты жилищных прав вышеуказанной категории детей особенно актуальны и требуют изучения.

Способы защиты гражданских прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ [1]. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться следующими способами:

1) лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

2) отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

3) взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

Читайте так же:  Госпошлина за развод через суд как оплатить

4) отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

5) признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

Видео (кликните для воспроизведения).

6) неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

7) возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ) [5].

Защиту жилищных прав осуществляют путем [3]:

1) признания права на жилье;

2) восстановления положения, которое существовало до нарушения права:

а) устранение причин правонарушения;

б) прекращение нарушений прав;

в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;

3) признания судом недействующим правового акта, который нарушает права граждан;

4) неприменения судом нормативных правовых актов, которые не подлежат применению;

5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

[2]

6) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения детей и целей судебной защиты, можно выделить следующие средства судебной защиты:

1) учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, которые связаны с его интересами,

2) заключение органа опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд [2].

В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.

В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4, с.4–5]:

1) в 2012 г. прокурорами выявлено 43 826 нарушений жилищных прав детей-сирот,

2) в 2013 г. обнаружено 29698 нарушений,

3) в 2014 г. — 36 510 подобных нарушений.

Число лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете на получение жилого помещения, каждый год увеличивается [4, с.4–5]. К примеру:

1) в 2012 г. число таких детей составляло 96 614,

2) в 2013 г. — 104 094 человек,

3) в 2014 г. — достигло показателя 115 9492 человек.

Органы прокуратуры каждый год рассматривают более 200 000 обращений по фактам нарушений жилищного законодательства (исключением стал 2014 г. — более 120 000 обращений). Среди таких обращений, значительную долю составляют жалобы на нарушения жилищных прав детей.

Значительное число нарушений в рассматриваемой сфере допускается органами государственной власти и местного самоуправления, которые призваны в силу закона защищать жилищные права детей-сирот.

Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, что обусловлено усиленной защитой жилищных прав несовершеннолетних на международном и национальном уровне, повышенной социальной значимостью обеспечения права на жилище несовершеннолетних как наиболее уязвимой социальной группы населения, неудовлетворительным состоянием законности в этой сфере правоотношений, несовершенством действующего законодательства, отсутствием единства практики применения федеральных законов.

Вместе с тем выполнению стоящих перед прокурорами в этой сфере задачи реализации предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, которые направлены на защиту нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, препятствуют [2, с.6]:

1) несовершенство законодательства (особенно регионального),

2) отсутствие единства правоприменения федерального законодательства,

3) должное методическое и научное обеспечение прокурорской деятельности.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства — это судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ. Судебная защита является конституционным правом граждан РФ, в том числе и детей, которое в свою очередь, означает право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний имеет право самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста.

В отличие от гражданского, семейный кодекс не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей-сирот. В ст. 8 СК РФ только указано то, что защита семейных прав осуществляется способами, которые предусмотрены СК РФ [4]. Следовательно, защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их:

3) применения мер ответственности к виновным лицам.

Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка (в том числе и детей-сирот) необходимо понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, путем применения способов защиты, которые предусмотрены гражданским и семейным законодательством.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2016).
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).
  4. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: автореферат дис… канд. юрид. наук. / М. Л. Огурцова; Акад. Ген. прокуратуры РФ, — М.: 2015. — 27с.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015).
  6. Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Права детей, находящихся под опекой

В случае если в отношении несовершеннолетнего ребенка была установлена опека или попечительство, все права и обязанности родителей переносятся на опекуна (попечителя).

В случае если в отношении несовершеннолетнего ребенка была установлена опека или попечительство, все права и обязанности родителей переносятся на опекуна (попечителя). Таким образом, опекун приобретает все права по отношению к ребенку, которые полностью уравнены с родительскими.

Читайте так же:  Установление факта отцовства умершего гражданина

В свою очередь, дети, которые находятся под опекой, также имеют все те же права и обязанности, которые имеют дети, воспитывающиеся в родных семьях. Это предусмотрено в соответствии сч.1 ст.148 СК РФ. Государство создало максимально благоприятные условия, чтобы дети, которые находятся под опекой не испытывали никаких сложностей, и потому их опекуны обязаны исполнять абсолютно все свои обязательства, которые аналогичны родительским.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Здравствуйте мне 22 мать лишена родительских прав отец умер жила в дет доме какие льготы и выплаты мне положены ?

Здравствуйте мне 22 была комната от матери я ее продала. Имею ли я право получить жильё ?

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Эпохальное событие произошло благодаря пандемии. Из детских домов и интернатов стали забирать сирот и взрослых подопечных

Алёна Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам», рассказывает в блоге фонда о том, с какими сложностями столкнулись приемные семьи во время карантина, и советует сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка.

Минздрав предложил критерии для усыновления детей ВИЧ-инфицированным Согласно проекту постановления, больные с ВИЧ могут усыновлять или удочерять детей, если они находятся на наблюдении у инфекциониста более года, а уровень CD4+ лимфоцитов не менее 350 клеток на миллилитр крови

Общественные организации призывают всех объединиться для помощи самым уязвимым группам граждан

© 2008-2020 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

Права детей без попечения родителей и находящихся в организациях

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Права ребенка на получение пенсий, пособий и других социальных льгот

Несмотря на то, что опекунские права полностью тождественны с родительскими, реализация некоторых обязанностей прав также делегируются в адрес государства. В частности, это касается вопросов материального обеспечения и содержания ребенка.

Исходя из того, что опека и попечительство назначаются в отношении детей для того, чтобы обеспечить их право на нормальное развитие и воспитание, государство оказывает любое содействие, в том числе и материальное.

Чтобы обеспечить ребенка всем необходимым, государство ежемесячно выплачивает денежные пособия на одежду, питание, приобретение необходимых вещей. Кроме того, в соответствии с региональными постановлениями, в отношении подопечных детей устанавливаются некоторые другие льготы, например, на бесплатный летний отдых, бесплатный проезд в транспорте и т.д. В любом случае, полный перечень льгот целиком и полностью зависит от конкретных регионов, и законов, которые действуют на их территории.

В настоящее время подопечные дети имеют право на денежные пособия следующих типов:

[3]

  • Единовременное пособие, выданное опекуну после завершения процесса установления опеки. Его размер будет напрямую зависеть от потребностей ребенка и его состояния здоровья, а также конкретного региона проживания. При этом, при начислении суммы никоим образом не должно учитываться материальное положение опекуна, поскольку эти деньги предусмотрены исключительно для ребенка.
  • Ежемесячное пособие. Этот вид денежной выплаты предназначен для удовлетворения потребностей ребенка в еде, одежде, игрушках и т.д. Выплаты этого типа имеют фиксированные пределы, которые различаются между собой на региональном уровне.
  • Ежемесячные региональные выплаты. В зависимости от региона, подопечному ребенку также каждый месяц будет назначена региональное денежное пособие. Его размер будет зависеть от законов, которые действуют в том или ином регионе.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.
Читайте так же:  Обналичу материнский капитал быстро

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Имущественные и неимущественные права подопечных детей

Законодательство защищает права всех детей, в том числе и тех, которые находятся под опекой. Полный перечень всех неимущественных и имущественных прав подан в ст.148 СК РФ, и в соответствии с данным нормативом, государство фиксирует права ребенка и обязуется их защищать в полной мере.

В соответствии с действующими правовыми нормами, права детей являются незыблемыми и подлежат охране со стороны государства. При помощи положений ст.148 СК РФ государство всего лишь конкретизирует права ребенка, однако вместе с тем, выделение отдельно прав подопечных детей является своеобразной гарантией их соблюдения.

В соответствии с действующими нормами права, подопечные дети имеют следующие права:

  • Право на получение нормального воспитания и образования;
  • Право на заботу со стороны опекуна и совместное с ним проживание;
  • Право на обеспечение всех необходимых условий для нормального развития;
  • Право на материальное содержание, а также на получение причитающихся подопечным детям алиментов и социальных выплат со стороны государства;
  • Право на полное сохранение всех имущественных интересов, которые принадлежат ребенку, и контроль за которыми осуществляют его опекуны;
  • Право на защиту собственных интересов и недопущение злоупотребления опекунами своих обязанностей;
  • Право на самоопределение, и способность выражать свое мнение, в тех случаях, когда интересы и права ребенка не принимаются опекунами в счет.

Виды социальной помощи подопечным детям

Принимая во внимание тот факт, что подопечные дети имеют те же имущественные и неимущественные права, что и дети, воспитывающиеся в собственных семьях, социальная помощь в адрес подопечного ребенка также будет носить имущественный и неимущественный характер.

Что касается имущественной социальной помощи ребенку, то к ней можно отнести все денежные выплаты, которые будут поступать на его имя со стороны государства или благотворительных организаций.

Что касается неимущественной социальной помощи, то к ней можно отнести:

  • Льготы на проезд в городском муниципальном транспорте, за исключением пассажирских такси и маршруток;
  • Право на получение бесплатных учебников для школы и прочих канцтоваров, необходимых ребенку в процессе обучения;
  • Право на льготный летний отдых, оплачиваемый государством в полном или частичном объеме;
  • Право на бесплатное предоставление лекарственных средств и врачебной помощи;
  • Право на бесплатное двухразовое питание.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно же, это далеко не полный перечень неимущественных социальных льгот. Они зависят от конкретных регионов, потому необходимо заранее узнавать всю информацию о видах и типах социальной помощи подопечному ребенку в региональных отделениях государственных властных структур, которые регулируют и контролируют процесс опекунства и попечительства.

Источники

Литература


  1. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
Защита имущественных прав детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here