Законодательство рф как инструмент защиты прав ребенка

Законодательство рф как инструмент защиты прав ребенка

Ответы на поставленные вопросы зафиксируйте в тетради для семинарских и практических работ.

1. На основе ФЗ «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса РФ определите права ребенка и формы правовой защиты. .

· рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;

· жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;

· рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;

· быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;

· вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;

· иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;

· рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;

· несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;

· на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;

· на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

· на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;

· на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;

· на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому Трудовой Кодекс устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;

· несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;

· имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

2. Дайте характеристику правового положения ребенка в семье.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попеченияправо ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Читайте так же:  Отказ от детей отцом алименты

http://studopedia.ru/20_16558_statya—pravo-rebenka-na-zashchitu.html

Законодательство РФ как инструмент защиты прав ребенка

В этой связи заслуживает всесторонней поддержки мнение профессора А. Бастрыкина о том, что «нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами — непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас… Читать ещё >

Законодательство РФ как инструмент защиты прав ребенка ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • 1. Основы законодательства в области прав детей
  • 2. Правовые основы направлений законодательной политики в области прав детей
  • 3. Ювенальная юстиция и ее роль в защите прав детей
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Права ребенка в Российской Федерации закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены. Проблема в том, что они носят декларативный характер.

Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей.

В этой связи заслуживает всесторонней поддержки мнение профессора А. Бастрыкина о том, что «нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами — непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне» («https://r.bookap.info», 5).

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т. п. ), заботу о нем принимает на себя государство.

В связи с этим целью работы будет исследование законодательного регулирования прав ребенка.

http://r.bookap.info/work/3821806/zakonodatel-stvo-rf-kak-instrument

Законодательство рф как инструмент защиты прав ребенка

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста («Конвенция о правах ребёнка», ст. 1).

1. Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах таких прав как: право на семью, право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей. право посещать школу и учиться, на равенство, свободно выражать свои мысли, на собственное мнение, на имя и гражданство, на получение информации, на защиту от насилия и жестокого обращения на медицинское обслуживание, на отдых и досуг, на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Формы защиты прав ребенка в Российской Федерации

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция- система правосудия для несовершеннолетних. В основе лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.

Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

органы опеки и попечительства, защищая права детей в семье:

— предъявляют иск о лишении родительских прав/восстановлении, ограничении родительских прав/отмене ограничения- дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления/отмены усыновления.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.

http://studopedia.ru/11_54288_prava-rebenka-v-rossiyskoy-federatsii.html

Законодательство рф как инструмент защиты прав ребенка

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста («Конвенция о правах ребёнка», ст. 1).

Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

основные международно-правовые стандарты прав ребенка:

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 03.12.1986 г.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990 г.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) – 29.12.1985 г.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; вступила в силу 02.09.1990 г.

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14.12.1974 г.

Венская декларация и программа действия (1993 г.).

Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.1990 г.

ребенок в Российской Федерации имеет право на:

Право на жизнь, Право на имя, Право на гражданство, Отсутствие дискриминации, Право на свободу совести и религиозных убеждений, Право на жизнь с родителями, Право на труд, Право на отдых, Право на защиту жизни и здоровья, Право на образование, Право на отсутствие рабства, Право на жилище, Право на свободу слова, Право на получение информации, Право пользоваться достижениями культуры, Право создавать семью, Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Семейный кодекс РФ

предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Читайте так же:  Написать заявления приставам о взыскании алиментов

Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сотрудничество образовательных учреждений с органами правопорядка и социальной защиты населения.

Источники законодательства об образовании.

Субъекты образовательного права.

http://studopedia.ru/19_303644_zakonodatelstvo-rossiyskoy-federatsii-kak-instrument-zashchiti-prav-rebenka.html

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Видео (кликните для воспроизведения).

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

[3]

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

[2]

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Читайте так же:  Госдума оставляет жилье детям при разводе родителей

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

Родитель, приемный родитель, опекун.

Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prava_rebenka_i_ih_zashita_131918.html

Законодательные меры в области охраны прав детства

Дата публикации: 09.10.2019 2019-10-09

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, А. О. Законодательные меры в области охраны прав детства / А. О. Ефремова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62904/ (дата обращения: 16.04.2020).

В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Читайте так же:  Как понять что подруга подверглась домашнему насилию

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации. Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка. Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека. Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство. Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

[1]

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних. В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Кроме вышеуказанных к федеральным нормативно-правовым актам в области охраны (защиты) прав детства относятся Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». На основании данных документов планируется и реализуется государственная политика страны в сфере защиты прав и интересов детей, основной целью которой является улучшение положения детей в Российской Федерации.

Приведенный список документов, регулирующих порядок защиты прав и интересов детей в Российской Федерации, далеко не полный. Однако, несмотря на огромную законодательную базу, реальное осуществление юридической защиты своих прав и интересов детьми или их родителями весьма затруднено. Это связано с тем, что информация о правах детей и порядке их защиты распределена по законодательству неравномерно. Отсутствие единой системы знаний, которая содержала бы в себе наиболее полную, емкую, структурированную информацию о правах ребенка и порядке их защиты приводит к тому, что огромная часть законодательства о правах ребенка остаётся недоступной для использования детьми и их родителями [10].

Отсутствие в Конституции РФ специальной главы о детях, невозможность наиболее эффективного использования законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, как подчеркивает В. И. Абрамов, указывает на необходимость доработки действующего законодательства в области государственной политики по защите прав детей [7, c. 44].

Охрана материнства, детства и семьи всегда была и остается приоритетом в региональной политике Алтайского края. Даже в кризисные годы Правительство Алтайского края и Алтайское краевое Законодательное Собрание сделали практически все возможное, чтобы полностью выполнить социальные обязательства в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в крае. Ни одна мера социальной поддержки семей с детьми не была исключена из региональных целевых программ, не было сокращено финансирование областного бюджета на его реализацию.

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, Администрация Алтайского края постановлением от 06.06.2013 № 298 утверждено Положение о Координационном совете по реализации семейной политики в Алтайском крае, основной целью которого является обеспечение согласованных действий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных органов и организаций в целях улучшения в крае положения семей и детей, укрепления института семьи и пропаганды семейных ценностей, повышения социальной значимости ответственного родительства в семье и обществе, а также укрепления позитивных тенденций демографического развития края [2].

Читайте так же:  Соглашение о разделе совместно нажитого имущества образец

В Алтайском крае реализуется комплекс социальных мер финансовой поддержки семей, имеющих детей. Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» выплачиваются следующие пособия: 1) ежемесячное пособие на ребенка, 2) ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери; 2) ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву; 3) ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; 4) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных организаций); 5) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (учащихся общеобразовательных организаций) [4].

Также в Алтайском крае меры финансовой поддержки оказываются семьям, усыновившим детей. Так, Законом Алтайского края от 06.09.2007 № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей» установлено единовременное пособие гражданам, усыновившим детей. Пособие назначается в случае, если один из усыновителей является гражданином Российской Федерации, за исключением усыновления отчимами или мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц) [3]. Помимо этого в соответствии с Законом Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» в случае нахождения ребенка под опекой (попечительством) или патронатом у лица, усыновившего его или его супруга-усыновителя, не менее трех лет может быть назначено пособие гражданам, усыновившим ребенка [6]. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) выплачивается пособие на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье на основании Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» [5].

Комплекс материальных и нематериальных мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Закон содержит подробную информацию о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных гарантиях в сфере образования, медицинского обслуживания, правах на труд и социальную защиту от безработицы [1].

Таким образом, в Алтайском крае в данный момент действует развернутая система мер, в том числе и дополнительных, которые способствуют повышению уровня правового сознания сред несовершеннолетних и обеспечивают безопасность их прав, свобод и интересов.

http://moluch.ru/archive/279/62904/

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://03.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BC/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Литература


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  3. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  4. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  5. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Законодательство рф как инструмент защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here