Ювенальная юстиция в россии и за рубежом

История развития ювенальной юстиции в России

Дьяченко Михаил Александрович
магистрант
ФГБОУ ВПО «ВолГУ»

Ювенальная юстиция появилась в России до революции. Разумеется, конкретный термин для обозначения данной деятельности не использовался, но 22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершеннолетних. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних и взрослых подстрекателей подростков. Необходимо отметить, что вопросы гражданского и опекунского производства к юрисдикции данного суда не относились. Судьи осуществляли надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках, а позднее (1913 г.) в компетенцию были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе и ряде других крупных городов.

Производство в подобных судах характеризовалось следующими признаками:

· рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

· избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

· профессиональная подготовка судьи, включающая знание детской психологии;

· достаточно широкая предметная подсудность этого суда;

· конфиденциальность судебного разбирательства;

· отсутствие формального судебного акта;

· отсутствие формальной судебной процедуры;

· упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

· применение в качестве основной меры воздействия попечительского надзора;

· обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей).

В уголовном законодательстве тех времён содержались охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных) [1, с. 237]. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Также в законе были предусмотрены специальные разъяснения относительно несовершеннолетних, которые совершили преступление «с разумением». Они, в большинстве своём, направлялись в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей на срок не более чем до достижения возраста.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать о законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», сохранившем для подростков наказания в виде заключения в тюрьму в специальных для них помещениях и предусматривавшем каторгу и поселение для лиц в возрасте от 17 лет до 21 года.

Закон оценивался российскими юристами того времени как явно реакционный, а его отмену декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Приветствовали как приверженцы либеральных взглядов, так и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция была заменена другой системой по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г., которая представлялась её создателям более гуманной и приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого — в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Созданные комиссии по делам несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их сообразно характеру деяния в учреждения Наркомата общественного призрения.

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Этот документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, открытыми для прессы, которой, однако, запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов дореволюционной России, касающийся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.

Преимущественное участие лиц, не имеющих профессиональных навыков юриста, в заседаниях комиссий снижало юридическую грамотность их деятельности, и, соответственно, защищенность несовершеннолетних. Не лишним будет отметить, что этот изъян, несмотря на серьезные перемены, сохранился до наших дней.

Совершение подростками не только малозначительных проступков, но вполне серьезных преступлений породило необходимость в восстановлении института судов над несовершеннолетними.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличие от декрета 17 января 1918 г. данный декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до 18 лет в народный суд, при условии, что комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-педагогических мер.

В гг. ознаменовались новой переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

УПК РСФСР (ред. 1923 г.) включал в себя постреволюционную модель российской ювенальной юстиции, определяя правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Однако подобная модель не закрепилась в советском законодательстве, и нормативные акты 30—40‑е гг. выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период — от 1935 года до конца годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в

Библиография

  1. Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г.
  2. Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.
  3. Постановление ЦИК и Совнарко ма № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года
Читайте так же:  Оспаривание отцовства отцом в судебном порядке

http://journalpro.ru/articles/istoriya-razvitiya-yuvenalnoy-yustitsii-v-rossii/

Колпакова Л.А.. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность : монография / Л. А. Колпакова, А. М. Рудаков ; Федер. служба исполнения наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. — Вологда : ВИПЭ ФСИН России,2016. — 109 с.. 2016

В монографии представлены общие теоретические и практические сведения, касающиеся элементов ювенальной юстиции, проведен анализ международных правовых актов и российского законодательства, отечественного и зарубежного опыта в сфере развития ювенальной юстиции, на основании которого предложена концепция дальнейшего развития отдельных ювенальных институтов и технологий. Издание ориентировано на широкий круг практикующих юристов, лиц, обучающихся в юридических вузах, и всех тех, кто интересуется проблемами ювенальной юстиции. Представленный в работе материал может быть использован в процессе обучения по программам высшего профессионального образования, научной и законопроектной деятельности.

http://lawbook.online/rossii-pravo-yuvenalnoe/sistema-yuvenalnoy-yustitsii-rossii-rubejom.html

Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации

В последние два десятилетия многие отечественные ученые и практические работники сосредоточили свое внимание на вопросах возрождения и дальнейшего развития в нашей стране ювенальной юстиции и специализированных судов по делам несовершеннолетних, изучения и разработки наиболее эффективных способов совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. Необходимость создания в России ювенальной юстиции связана с обязательствами по исполнению норм международного права, которые взяла на себя Российская Федерация.

Комитет ООН по правам ребенка в своем заключении по второму Периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка отметил, что она не выполнила в полном объеме рекомендации 1993 г. о приведении национального законодательства в соответствие с принципами и положениями Конвенции. Комитет рекомендовал Российской Федерации принять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, от порнографии, от всех видов насилия в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов [1] . Указанные рекомендации Комитета ООН по правам ребенка весьма актуальны, поскольку в условиях мирового системного кризиса преступность несовершеннолетних стала представлять практически во всех странах, в том числе в России, одну из самых серьезных общественных проблем.

Существующее положение дел в Российской Федерации в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и высокая преступность среди них ставят перед государством задачу создания и развития в стране ювенальной юстиции и системы ювенальных судов.

В ходе реализации в России судебно-правовой реформы принимаются меры по развитию ювенальной юстиции, организации системы специализированных судов по рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, внедрению в практику судов идей восстановительного правосудия в их взаимосвязи с социальной работой по оздоровлению окружающей подростка микросреды и проведению его социальнопсихологической адаптации.

В Российской Федерации разработана в научном плане концепция ювенальной юстиции, основанная на рекомендациях международных актов и опыте зарубежных государств.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.09.1995 № 942, утвердившим Национальный план действий в интересах детей, в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних (п. 3.1).

В целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принят, как уже отмечалось, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[2]

12 ноября 2009 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ прошли парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации». Участники парламентских слушаний рекомендовали Верховному Суду РФ поддержать внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции, а также дополнить действующие постановления пленумов

Верховного Суда РФ по использованию ювенальных технологий. Практическое воплощение этих рекомендаций в деятельность судов нашло отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как отмечено в п. 3 постановления, правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.

Верховный Суд РФ особо указал, что «уголовные» дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства». В связи с этим высшая судебная инстанция считает необходимым рекомендовать судам также внедрять современные методики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обвиняемыми и подсудимыми (п. 4 постановления).

В п. 16 данного постановления особое внимание судов обращено на то, что, решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, судам следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм. В связи с этим в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений ст. 75–78 УК (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и ст. 24–28 УПК об освобождении от уголовной ответственности. Следует также учитывать сокращенные сроки давности и сроки погашения судимости, предусмотренные ст. 94–95 УК.

Важное указание содержится также в п. 26 постановления, согласно которому судам следует соблюдать правила индивидуализации наказания, имея в виду, что лишение свободы не назначается тем несовершеннолетним, которые впервые совершили преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК).

Впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести следует считать лицо, совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу или судимости за ранее совершенные преступления сняты и погашены в установленном законом порядке. Назначая наказание в виде исправительных работ, суды должны учитывать, как оно может повлиять на поведение несовершеннолетнего в быту, в семье, а также на возможность продолжения общего или профессионального образования (п. 25 постановления).

Читайте так же:  Усыновление и установление отцовства в чем разница

Согласно п. 31 данного постановления суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК. В случае, когда суд придет к выводу о возможности его исправления путем применения мер воспитательного воздействия, уголовное дело по указанному основанию подлежит прекращению как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и по итогам судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему таких мер. Такие меры суд вправе принять также при вынесении обвинительного приговора; в этом случае суд выносит обвинительный приговор без назначения наказания.

Если несовершеннолетний за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления осужден к лишению свободы, суд вправе освободить его от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Такое решение принимается в порядке замены назначенного несовершеннолетнему осужденному лишения свободы другим видом наказания. Такая мера может быть применена судом и позже, в процессе исполнения приговора (п. 35, 37 постановления).

Особое внимание Верховный суд РФ обратил на значимость воспитательного и профилактического воздействия судебного разбирательства по делам несовершеннолетних: судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию – по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств (п. 44). В соответствии с п. 45 постановления при исследовании в судебном заседании обстоятельств, которые могут оказать на несовершеннолетнего подсудимого отрицательное воздействие, суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе вправе удалить его из зала судебного заседания, а после его возвращения обязан предоставить возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие (ст. 429 УПК).

Отсюда следует вывод, что Россия «поворачивается лицом» в сторону внедрения в практику судов по делам несовершеннолетних восстановительного, а не карающего правосудия, хотя понятно, что указанная позиция Верховного Суда РФ, отражающая государственную ювенальную политику страны, не способна заменить специализированную систему судов для несовершеннолетних.

В настоящее время в Российской Федерации нет обособленных ювенальных судов. В то же время уже более 30 регионов России имеют в судах общей юрисдикции специализированные составы судов, работа которых дает положительные результаты в деле предупреждения и снижения детской преступности. Наиболее эффективно внедряют в практику ювенальные технологии суды в Санкт-Петербурге, Ростовской, Саратовской, Ленинградской, Пермской областях. Активная работа по введению ювенальных технологий в судебную практику проводится в Республике Чувашия, Волгоградской, Кемеровской, Нижегородской областях, в городах Иркутске, Тюмени, Москве и ряде других регионов.

Сегодня можно сделать вывод о том, что в России создана определенная правовая база по вопросам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, накоплен положительный опыт в ряде ее регионов. Вместе с тем в целом российское законодательство и судебная практика еще не в полной мере рассматривают судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуру, существенно отличающуюся от разбирательства уголовных дел взрослых.

Таким образом, несмотря на определенные положительные сдвиги в деле воссоздания и развития ювенальной юстиции в России, внедрение ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции проводится еще недостаточно активно, что свидетельствует о необходимости принятия на федеральном уровне комплексных мер в соответствии с требованиями международных стандартов.

Кардинальные меры по созданию в России системы ювенальной юстиции заложены в разд. VI Национальной стратегии. Для более глубокого уяснения самой сути системы ювенальной юстиции целесообразно остановиться на рассмотрении этих мер более подробно.

Прежде всего, в Национальной стратегии сформулирована задача первостепенной важности: создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Решение этой задачи предполагает разработку целой системы мер по реформированию всего комплекса законодательства в части осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. К ним относятся:

[1]

  • – подготовка концепции кодификации законодательства РФ в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов;
  • – разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям – медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.

Кроме того, в п. 4 разд. VI Национальной стратегии предусмотрена целая система мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия, что можно расценивать как программу создания системы ювенальной юстиции. В частности, предполагается под дружественным к ребенку правосудием подразумевать систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

Читайте так же:  Отец подал на алименты на жену

В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:

Неотъемлемой частью системы ювенальной юстиции, по существу ее самостоятельной подсистемой, следует считать систему исполнения наказаний. Исходя из этого, Национальная стратегия предусматривает комплекс мер, направленных на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, а именно:

http://studme.org/51170/pravo/sostoyanie_perspektivy_razvitiya_yuvenalnoy_yustitsii_rossiyskoy_federatsii

Ювенальная юстиция в россии и за рубежом

В зарубежном законодательстве по общему правилу ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет. В сфере уголовной ювенальной юстиции предельный возраст несовершеннолетнего лица установлен различный (от 7 до 16 лет в разных странах). Во многом ювенальная юстиция на Западе сильно зависима от правоприменительной практики. Зачастую меняются не сами нормы законодательства, а практика их применения.

Можно выделить две группы международных актов в сфере ювенальной юстиции: международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую их защиту, и акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (уголовная ювенальная юстиция).

Видео (кликните для воспроизведения).

В международно-правовых актах, провозглашающих права детей и гарантирующих их особую защиту, присутствуют такие принципы, как:

• взаимосвязь благополучия ребёнка и благополучия его семьи;

• приоритет прав ребёнка перед позицией (идеологией) родителей;

• ограничение права родителей на вмешательство в личную жизнь ребёнка и другие подобные нормы.

В международно-правовых актах, касающихся отправления правосудия в отношении не совершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными, среди основополагающих встречаются принципы, характерные для классической реабилитационной модели западной уголовной ювенальной юстиции:

• судебное разбирательство в отношении несовершеннолетнего должно соответствовать интересам несовершеннолетнего;

• вопрос о благополучии несовершеннолетнего должен быть определяющим при рассмотрении вопроса о применении к нему мер воздействия;

[3]

• тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

«Я знаю, что такое ювенальная юстиция не понаслышке. Сталкивалась с её последствиями за рубежом. Там ребёнок может заявить родителям, что если они не разрешат ему делать то, что он хочет, он сообщит о них в специальную службу! Любое нововведение – это попытка причесать всех под одну гребёнку. Должна быть дифференциация, а её нет»

Оксана Федорова, телеведущая

http://studopedia.ru/14_8173_kak-viglyadit-yuvenalnaya-yustitsiya-za-rubezhom.html

Ювенальная юстиция в россии и за рубежом

Ю.Ю.берет свое начало от 2-х терминов 1 ювенальный (молодой юный )и юстиция (справедливость и законность).

Юристы рассматривают данное понятие в широк и узком смысле .1 ю.ю.- правосудие по делам несовершенно летних приступников. 2. ю.ю.- особый порядок судопроизводства отдельная система судов для несовершенно летних а так же система социальной защиты и реабилитации несовершенно летних правонарушителей.

XIХ в. И завершился созданием специального суда по делам о несовершеннолетних. Суд был создан 2 июля 1899 г. В г. Чикаго (Штат Иллинойс). И 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда свою победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США..
Примеру США, создавшему свой первый суд для несовершеннолетних, последовали другие страны и через небольшой период времени возникли национальные суды для несовершеннолетних в разных странах.
1955Междунородный пакт о гражданских и политических правах запретил вынесение смертного приговора лицам не достигшим 18 л. В данном пакте содкржатся многие нарантии и принцыпы в отношении несовершенно летних , учитывая их возраст и собственное желание участия к перевоспитанию.

Документы :
1.конвенция о правах ребенка
2.минимальный стандар правил косающийся правосудия в отношении несовершенно летних
3.правила оргонизации ООН косающиеся несовершенно летних
4.руководства принцыпов ООН для предупреждения приступлений совершенный несовершенно летними
5.руководста принцыпов в отношении действий в интересах детей в системе уголовногоь провосудия 97г.

Не существует четких норм касающихся возроста привлечения к уголовной ответственности . Конвенция о правах ребенка просто требует что бы государстао устанавливало минимимальне возраст ниже которого детей считают неспособными нарушать закон.

Франция 13 л
В шатландии 16 л
В росии 14 л

В некотрых государст Европы в качестве административных мер использую придупреждению правонорушений.

В шатландии в отношении 10-12 лет реализуеться система групповых консульнт . к которым прибегаю в том случаи если совершено очень крупное преступление . Его разбирают через посредников при котрых присутствуют пострадавшие , нарушитель его родители социальный работник и сотрудник правовых оргонов . Координатор предлагает придти к согласию относительно прекращения дела .

США.
Правовая ситуация в этой стране выдвинула сразу два основных требования к ювенальной юстиции: специализацию судопроизводства и упрощение судебного процесса. Специализацию создатели американской ювенальной юстиции мыслили в следующих формах: слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых; изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения; выделение для слушания таких дел специализированного судьи по делам о несовершеннолетних. Упрощение судебного процесса по делам несовершеннолетних обосновывали необходимостью уменьшить вредное влияние на детей и подростков самой процедуры рассмотрения дел в суде.
Важной особенностью американского суда для несовершеннолетних было то, что ему поручалось руководить учреждениями попечительского надзора над несовершеннолетними, До создания «детских» судов эти функции в США выполняли добровольцы.

Семейные суды являються см. судом . Он рассматривает дела детей от 14-20 лет , если тяжкое преступление совершено в 16 лет о передаю дело в общий суд. При семейных судах существует специальная сеть вспомогательных служб ,которые позволяют реализовать воспитательные функции (медика-психологических консультант к которому прикреплен социальный работник . При семейном суде существует совет который играет роль тритейского судьи (примиряют родителей в случаи развода и рещают с кем останеться ребенок )

Они рассматриваю приступления и право нарушения для несовершенно летних. Приступления взрослых насящих ущерб несовршенно летним . Вопросы семейного права.

Семейные суды во Франции до сих пор считаються эксперемнтом . Все европейские суды особой спецификой не отличаються ,компитенция достаточно широка. Суды одновренно являються судом 1-ой инстинции и опиляционными . Поскольку рассматривают вопросы расторжения браков , усыновления детей , попечения и опеки .
Опекунские суды испании Франции однообразны
австрийский опекунский суд до 21 г. Суды принимают воспитательные меры , в оношении провонарушений , а так же рассмотривают воспит-охранительную функцию в отношении тех кто нуждаеться . В этих 3-х странах суды имею права рассматривать разришение конфликтов между родителями по вопросам воспитания детей.

На сегодняшний день существует несколько различных моделей ювенальной юстиции – континентальная, скандинавская и англосаксонская.

1.Наиболее яркими представителями континентальной модели являются Франция и Канада.

Французская система ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности, т.е. в той или иной степени под угрозой. Несовершеннолетние могут являться объектом только мер защиты, обучения или надзора. В каждом конкретном случае ювенальный суд и ювенальный суд присяжных назначат соответствующие меры защиты, надзора и содействия или меры воспитательного воздействия. Меры воспитательного характера применяются и к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. Меры уголовного наказания могут быть применены только в случаях, если особенности личности несовершеннолетнего, а также определенные обстоятельства не позволяют применение к нему мер воспитательного характера. Тем не менее, в практике применяются в основном меры воспитательного характера.

Читайте так же:  Сколько времени длится развод если есть ребенок

Определенные сходства с французской системой ювенального правосудия представляет канадский опыт.

Работа не сводится только к созданию уголовных

судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую

задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.

2.Говоря о скандинавской модели ювенальной юстиции, рассмотрим, в первую очередь, пример Швеции. В Швеции суть ювенальной юстиции заключается в очень сильной роли социального работника. Социальный работник является важной фигурой в работе с несовершеннолетними. Таким образом, основная работа социального работника в Швеции преследует цель профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетнего.

К группе стран, имеющих «скандинавскую модель» ювенальной юстиции, относится также Дания.

Для обеспечения эффективной работы по предупреждению преступности несовершеннолетних в Дании была признана очевидная необходимость объединения усилий трех сторон (школ, социальных служб и полиции), ответственных за благосостояние и воспитание детей, и создания между ними устойчивых партнерских отношений. Именно эти три структуры располагают достаточно подробной информацией о детях и молодых людях и находятся с ними в тесном контакте по месту их жительства.

3.К англосаксонской системе ювенальной юстиции традиционно относят Великобританию и США. К компетенции английского суда для несовершеннолетних относятся дела о посягательствах взрослых на детей и подростков. Исключением являются дела о соучастии несовершеннолетнего и взрослого в совершении преступления. Эти дела могут слушаться не в суде для несовершеннолетних, а в ином суде, вплоть до суда Короны.

В большинстве штатов США (стране, где впервые зародилась система ювенальной юстиции в XIX веке) система ювенальной юстиции управляется социальной службой, а именно: Агентством социальной службы — в 23 штатах и службой по работе с семьей и детьми — в 6 штатах. В 11 штатах система ювенального правосудия подконтрольна системе правосудия по делам совершеннолетних.

Австралийская модель ювенальной юстиции использует механизмы «восстановительного правосудия». Одним из механизмов, используемых в Австралии, являются «семейные конференции».

http://studopedia.ru/9_195421_zarubezhniy-opit-razvitiya-yuvenalnoy-yustitsii-analiz-zarubezhnih-modeley-yuvenalnoy-yustitsii.html

Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история, современность и перспективы развития

Исторические аспекты становления и развития ювенальной юстиции в России и за рубежом

В настоящее время проблемы ювенальной юстиции, исторические аспекты ее возникновения и развития становятся все более актуальными для России, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических работников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними.

Исторический опыт возникновения, становления и развития ювенальной юстиции и ее нормативной правовой базы является сложным и длительным.

Древние памятники законодательства, исследования ученых разных стран исторических этапов формирования правового статуса несовершеннолетних свидетельствуют о сохранении бесправного положения детей перед законом и судом на протяжении нескольких эпох – от античного мира и Средневековья до начала XIX в. Уголовная ответственность несовершеннолетних в те времена ничем не отличалась от уголовной ответственности взрослых, никакого снисхождения к детям не было, возрастные особенности их психики не учитывались.

Это было связано с отсутствием в обществе представления о юридическом и социальном понятии детства как особо защищаемого периода жизни человека. Поэтому в процессе судопроизводства и при назначении наказания несовершеннолетний правонарушитель приравнивался к взрослому преступнику.

Одной из предпосылок возникновения интереса к защите прав детей, приведшего к формированию специального ювенального законодательства и ювенальной юстиции, послужило возникновение новых течений в социологии и психологии, завладевших умами прогрессивных ученых Америки и Европы. Они, с одной стороны, коренным образом изменили прежние представления о несовершеннолетнем возрасте и месте ребенка в обществе, а с другой – о целях и задачах уголовного права в отношении несовершеннолетних.

В начале 1880-х гг. возникла «Современная школа уголовноправовых наук» под руководством немецкого ученого Франца фон Листа (Марбургская программа 1882 г.) [1] , которая положила начало кардинальным изменениям в правовой науке. Целью уголовного наказания провозглашалось не возмездие, а предотвращение преступлений в будущем, и если это возможно и необходимо, – посредством воспитательной ресоциализации правонарушителей. В связи с этим предполагалась необходимость индивидуализации мер воздействия в зависимости от особенностей личности преступника и его восприимчивости к воспитанию. Эти идеи явно согласуются с принципами ювенальной юстиции, впоследствии закрепленными в международных актах.

Второй предпосылкой распространения идей ювенальной юстиции явились существенные изменения на рубеже XIX–XX вв. в экономике и политике европейских стран и США, цивилизация сделала огромный шаг вперед на пути научно-технического прогресса. Одновременно резко возросло количество бездомных и беспризорных детей, небывалого масштаба достигла детская преступность.

Существовавшая ранее система борьбы с ней оказалась неспособной справиться с новыми реалиями. Прежние методы обращения с несовершеннолетними правонарушителями – приравнивание ребенка к взрослому человеку при рассмотрении дел в судах и назначении наказания, совместное содержание в тюрьмах детей и взрослых преступников – не только не способствовали перевоспитанию, а, напротив, обеспечивали детям преступное будущее.

В связи со сложившейся ситуацией создание ювенальной юстиции рассматривалось многими учеными как спасительное средство в борьбе с нарастающей волной детской преступности.

В конце XIX в. произошел существенный переворот во взглядах на решение проблемы преступности несовершеннолетних. Нарушение закона несовершеннолетним больше не рассматривалось как преступление, оно считалось «отклонением» в поведении, вызванным сложившимися социальными обстоятельствами и требующим реабилитационного реагирования, а не наказания. Было впервые введено новое понятие «правонарушитель» (dilinquent), отличающееся от понятия «преступник» (criminal). Впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних.

Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 г. на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США подобные суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.) и ряде других стран.

Читайте так же:  Раздел имущества дело рассматривает

Как отмечал известный российский процессуалист профессор П. И. Люблинский, «едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы» [2] .

В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г.

В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове.

По мнению отечественных ученых, российская модель ювенальной юстиции, во многом вобравшая опыт Чикагского суда, была удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних.

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке».

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского суда» были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства. В тот период в уголовном законодательстве содержались некоторые охранительные нормы в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которыми уголовному преследованию подвергались несовершеннолетние с 10 лет, предусматривался льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних в возрасте 10–17 лет, совершивших преступления «без разумения». Наряду с этим было специальное толкование закона относительно несовершеннолетних, совершивших преступления «с разумением», которые направлялись по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних либо заключались на срок, определенный судом, но не более чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам мировых судей.

Предусматривалась замена несовершеннолетним в возрасте от 10 до 14 лет, совершившим преступления с «разумением», следующих наказаний: смертной казни, каторжных работ, лишения гражданских прав, ссылки – на направление в исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних на срок от одного месяца до одного года, а также помещение таких несовершеннолетних в монастыри.

Таким образом, в законах дореволюционной России содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетним.

Российская ювенальная юстиция прекратила свое существование по декрету Совнаркома РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» и была заменена другой системой, которая, по мнению ее создателей, мыслилась более гуманной и более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Декрет Совнаркома РСФСР от 14.01.1918 внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних, отменив тюремное заключение и суды для них.

Указанные комиссии находились в ведении наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач. В компетенцию комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» наркомата, сообразно характеру содеянного.

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе Комиссии о несовершеннолетних. Этот медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Преимущественное участие в заседаниях и в принятии решений о судьбе несовершеннолетних специалистов неюридического профиля снижало уровень деятельности комиссий и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях.

4 марта 1920 г. был принят Декрет «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», утвержденный постановлением СНК РСФСР от 04.03.1920, который в отличие от Декрета от 14.01.1918 допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

Как видим, в 1920-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (в ред. 1923 г.) была сформулирована модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел. При этом впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

Однако данная модель ювенальной юстиции развития не получила, поскольку последующие нормативные акты были направлены в основном на переориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних, его трансформацию из восстановительного в карательное. Так, 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое на долгие годы определило недемократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних.

Возрождение идей ювенальной юстиции и их реализация приходятся в Российской Федерации на 1990-е гг., что связано с большими изменениями в политической жизни страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studme.org/51168/pravo/yuvenalnaya_yustitsiya_rossiyskoy_federatsii_istoriya_sovremennost_perspektivy_razvitiya

Литература


  1. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
Ювенальная юстиция в россии и за рубежом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here