Виды насилие в семье над детьми

Психологическое насилие — что это такое

Психологическое насилие индивидом или социальной группой воздействует на психику человека различными формами принуждения с целью получения или сохранения политического, экономического, психологического господства, завоевания прав и привилегий. Модель поведения аномальна, встречается у здоровых клинически людей. Жертвами становятся взрослые и дети.

Насильственное воздействие на женщину

Психологическое насилие что это такое

Психическое насилие – форма морального или эмоционального воздействия на субъект, вызывающая ощущение тревожности, депрессии и посттравматического стрессового расстройства. Возникает при дисбалансе власти, например, при насильственных отношениях в семье, травле на работе, школьной скамье, детском саду.

Признаки эмоционального насилия над ребенком

— замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями, агрессивность;

— неуверенность в своих поступках;

— некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

— недоверие к окружающим, к близким в том числе;

— не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

— неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

— нарушение сна, аппетита;

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Формы проявления

По шкале конфликтных тактик (CTS) психология насилия имеет 20 характерных проявлений, объединенных в три общие группы:

  1. вербальную агрессию, включая высказывания с целью обидеть человека или вызвать раздраженность;
  2. доминантное поведение, запреты на общение с ближайшим окружением;
  3. ревностное отношение (обвинение в супружеской неверности).

Проявления морального насилия могут значить:

  • подрывание самооценки и самоуважения партнера (постоянная критика, преуменьшение особенностей людей);
  • запугивание;
  • угрозы физической расправы;
  • убийство домашних питомцев;
  • уничтожение личных вещей.

Моральное насилие бывает намеренным или неосознанным, но насильственное поведение партнера имеет систематический характер, не единичные случаи. Наиболее серьезная форма насилия – психологическая пытка, запрещенная Конвенцией ООН против пыток 1984 года.

Психологическое давление – старейшая форма пыток

Механизм развития психологического насилия в семье

Во избежание различных форм насилия многим полезно будет знать стадии его развития:

  1. Разгар напряжения под воздействием критики супруга («Куда вырядилась?», «Будешь с Анькой болтать, станешь такой же глупой, как и она»). Фаза длится продолжительное время, поскольку женщины спокойно реагируют и пытаются разрядить обстановку, ошибочно надеясь сократить вспышки насилия.
  2. Насилие. Продолжается в течение короткого промежутка на протяжении 2-24 часов. Находит выход напряжение, скопившееся в предыдущей стадии, происходит интенсивная разрядка. Припадки гнева в самом разгаре. Насилие происходит эпизодически или постоянно.
  3. Примирение. После насилия обидчик становится ласковым и внимательным, слезно просит прощения, отчаянно клянется в вечной любви. Партнеры в резкое исцеление верят, быстро забывая прежние обиды.

Дальнейшие отношения происходят по замкнутому кругу: придирки, запреты, насилие и опять безупречнее поведение, конфеты, букеты, пустые обещания.

Важно! Со временем фаза «медового месяца» пропадает, остаются насилие и относительное перемирие.

Последствия психологического насилия

Различные формы проявления насилия оставляют следы, отображающиеся на дальнейшей жизнедеятельности людей. Жертвы страдают:

  1. Постоянным чувством вины, стыда.
  2. Тревожностью.
  3. Нервным тиком.
  4. Двойственным поведением.
  5. Частыми депрессиями, угнетенностью.
  6. Нарушением сна.
  7. Страхом одиночества или социального отвержения.
  8. Проблемами в сексуальной жизни.
  9. Психологическими нарушениями.
  10. Вспышками агрессии.
  11. Резкой сменой настроения.
  12. Низкой самооценкой, проявлением ненависти к телу.

Ребенок переживает негативные последствия насилия

Если человек подвергается моральному давлению, следует доверять собственным инстинктам и начать новую полноценную жизнь. Опасаясь физической расправы, правильным решением будет обратиться по номеру 102. Если непосредственная физическая опасность отсутствует, но индивид нуждается в психологической поддержке, поможет круглосуточная «горячая линия» для жертв домашнего насилия по телефону 0800-500-335 или с мобильного 116123.

Противостояние эмоциональному насилию в семье

Основное отличие семейного психического насилия – это участники, состоящие в близкой или родственной связи, которая считается безопасной, гарантирует защиту и поддержку. Инциденты домашнего тиранства зачастую совмещают физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

Как не допустить домашнее насилие

Изначально нужно указать тирану конкретные аспекты неправильного поведения. Насильник может не осознавать собственные промахи. Если разговор не помогает, следует уйти. Первый раз выдержать небольшую паузу. Значимость обидчика в жизни жертвы резко снизится. Тиран попробует измениться. Если по возвращению насильственное отношение усугубится, стоит задуматься о расставании. Жестокое отношение примет постоянный характер.

Жертва семейного насилия

Защита от психологического насилия

Моральному давлению легче поддаются люди, лишенные прочных личностных рамок. Противостоять эмоциональному воздействию будет проще, если повысить образовательный уровень, установить личностные границы, обозначить права и обязанности в отдельных сферах жизни. Дальнейшие действия определяются индивидуально по ситуации, в зависимости от типа психологического воздействия, применяемого агрессором.

Столкнувшись с любителями отдавать приказы, правильным решением станет поиск ответа на 2 вопроса: «Обязана ли жертва подчиняться командам?» и «Каковы будут последствия неподчинения». При отрицательных ответах самопровозглашенному командиру следует корректно указать его место. Лучшей защитой от вербальной агрессии станут неоправданные ожидания агрессора, непредсказуемая реакция: в форме шутки, жалости, равнодушия.

Видео

Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Анна Лаптева
Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия«

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

Задачи собрания:

• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети«

Читайте так же:  Если ребенок не родной алименты

Виды психологического насилия

Обесценивание

Обесцениванию подлежат различные факторы: вклады в семью («ты не работаешь», «целый день ничего не делаешь», «борщ невкусный»), личность человека («ты тупой/ая»), внешние данные («ты поправилась/ся»). Партнера или ребенка постоянно критикуют, указывают на недостатки и ошибки. У жертвы вырабатываются чувства вины и пристыженности, появляется комплекс неполноценности. Восстановиться после таких отношений будет непросто, пропадает вера в партнерство и себя.

Контроль

Партнер или воспитанник подвергается жесткому мониторингу действий, круга общения, образа. Психологический насильник постоянно навязывает собственное мнение, контролирует материальные ресурсы, телефонное общение, социальные сети, контакты, увлечения. Неподчинение воле агрессора наказуемо, ужесточаются запреты, воля подавляется новыми ограничениями, сопровождающимися шантажом или скандалами.

Газлайтинг

Форма насилия «газлайтинг» – это в психологии рассматривается, как стремление манипулятора изменить восприятие реальности, отрицая факты негативного поведения в прошлом. Часто отрицаются события, чувства, эмоции. Для подобной ситуации характерны фразы: «Не придумывай» или «Этого не было». Противоречивые заявления развивают чувство неполноценности, повышается уязвимость. Человек, обвиняемый в странных фантазиях, словно сходит сума.

Игнорирование

Эмоциональное отстранение очень сложно переносить детям, привязанность к родителям формирует базовое доверие к миру в целом. Отсутствие интереса к чувствам, эмоциям и делам детей со стороны близких людей сопровождается чувством безразличия со стороны окружающих. Игнорирование часто приводит к попыткам суицида и других радикальных способов привлечения внимания. Взрослые также тяжело переносят постоянное игнорирование потребностей и чувств, развивая чувство вины и безысходности.

Изоляция

Изоляция, как вид эмоционального насилия, подразумевает ограничение партнера от близких и друзей, всех, кроме манипулятора. Так происходит замыкание коммуникаций на манипуляторе партнера или ребенка. Лишаясь поддержки, жертва становится эмоционально зависимой от насильника. Исключение друзей и коллег грозит утерей даже теоретической возможности попросить о помощи.

Шантаж и запугивание

Моральное насилие шантажом – это распространенный способ жертву воли, собственного мнения, подчинить личным желаниям и образу жизни через компроматы. Чаще используется тактика интимного характера: «не будешь слушаться, все узнают, что ты мочишься в постель», «не сделаешь, о чем прошу, покажу всем твои фото ню». Пристыженность и неловкость заставляют жертву пренебрегать собственными планами в угоду предпочтениям насильника.

Что это такое – эмоциональное насилие?

Постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям. Американские психологи, глубоко изучив данную проблему, сделали выводы – психоэмоциональный террор в семье наносит такой же колоссальный ущерб и вред на детей, как и сексуальное и физическое насилие.

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия«.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семьеможет иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.

Читайте так же:  Как выглядит обязательство по материнскому капиталу

4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест?Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны.Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

[3]

• распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

• что он не заслуживает уважения;

• что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

• что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

• что насилие — это проявление любви;

[1]

• что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

• что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Список использованных источников:

1. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт. -сост. Я. К. Нелюбова.— Волгоград: Учитель, 2009.

2.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт. -сост. Л. И. Прикуль.— Волгоград: Учитель, 2009.

3.С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л. Е. Пахомова.— Волгоград: Учитель, 2008.

4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М. : ВАКО, 2005.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Читайте так же:  Основания лишения родительских прав отца в разводе

Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему

Психологическое насилие над детьми в семье

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png»/>Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

Читайте так же:  Бывшая жена подала на увеличение алиментов

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

Виды насилие в семье над детьми

по семейным, личным и психологическим проблемам

Ваше счастье и успех — это моя работа!

  • Главная
  • Детско-родительские отношения
  • Эмоциональное насилие в семье над детьми

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

— недостаток знаний, собственный негативный опыт;

— экономические проблемы в семье;

— плохие взаимоотношения между супругами, разлад, недопонимание (Подробнее я пишу об этом в статье Насилие во взаимоотношениях в семье между супругами);

— социальная незрелость, безответственность;

— любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Психотравмирующее влияние насилия над ребенком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей действительности. Он вырастает легко ранимым или, наоборот, чрезвычайно агрессивным. В любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена. Человек развивается социально беспомощным, с легкостью попадающий в конфликтные ситуации и отвергаемый ровесниками.

Признаки психологического насилия в семье

О психологическом насилии в семье сообщают следующие признаки:

  1. Навешивание ярлыков («бестолковый», «неудачник»).
  2. Унизительные прозвища типа «Мой кабанчик», «Пончик».
  3. Порча репутации. «Ты вечно опаздываешь, путаешь, ломаешь, теряешь».
  4. Крики, разбрасывание предметов, физическое наказание.
  5. Покровительство. «О, милый, я знаю, ты стараешься, но это просто не твой уровень».
  6. Публичное высмеивание.
  7. Занижение значимости. Обидчики не придают значения важной для собеседника информации, закатывают глаза, улыбаются, качают головой, вздыхают, неоднократно повторяют одно убеждение.
  8. Одностороннее решение вопросов.
  9. Приказы: «Перестань сидеть за компьютером», «Сходи в магазин», «Будешь обучаться там, где я скажу».
  10. Непредсказуемость. Манипулятор внезапно проявляет ярость или бурную любовь, становится грустным и капризным по мелочам.
  11. Дегуманизация. Собеседник отводит глаза в ходе разговора или смотрит на посторенний предмет.
  12. Попытки настроить окружающих против партнера.
  13. Созависимость. Стремление наигранно делать себя беспомощным.

Давление на болевые точки, поучительные лекции обвинения, упреки, сарказм, оскорбления внешности, интересов также являются признаками достижения власти.

Эмоциональное насилие в семье над детьми

В данной статье будем обсуждать только эмоциональное насилие над детьми, физическую тиранию и расправу рассматривать не будем. Многие родители знают, что подобные методы воспитания негативно влияют на ребенка, но зачастую они даже не подозревают как домашняя тирания и прессинг могут неблагоприятно влиять на развитие молодого организма и психологическое состояние ребенка.

Причины эмоционального насилия над женщиной в семье

Причинами зарождения семейного насилия выступают внешние и внутренние факторы. Внешние воздействия вызваны событиями, не зависящими от конкретного человека:

  • волна алкоголизма, наркомании;
  • культ жестокости;
  • культурный кризис;
  • стереотипы («Бьет, значит, любит!»);
  • религиозные убеждения, состояние в сектах, где замужние женщины обязательно подвергаются домашнему насилию;
  • влияние СМИ, опубликовывающих сцены насилия над людьми, террористические акты, садизм, вандализм;
  • географическое положение, состояние экономики, политической среды в стране.
Читайте так же:  Смена фамилии быстро

Для определения внутренних факторов психологи прибегают к сопоставлению конкретного жизненного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек. Насильственные факторы чаще являются следствием модели поведения взрослых, стрессов, полученных в детстве, недостатка любви, генетически заложенного тиранического характера.

Женщина, переживающая домашнее насилие

Неуверенные в себе мужчины исключают возможных соперников тираническими повадками, вымещают злобу, обиду или не понимают потребностей партера в заботливом отношении. Низкая культура поведения присуща алкоголикам или наркоманам, личностям, страдающим психическими отклонениями. Здесь же низкий уровень образования и культуры, экономические факторы (сокращение на работе, квартирные вопросы), неудовлетворенность семейной жизнью.

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование — самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие — мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным — умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Что делать родителям?

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Групповая работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

[2]

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

Видео (кликните для воспроизведения).

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию.

Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

Источники

Литература


  1. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  2. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  3. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  5. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
Виды насилие в семье над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here