Сторителлинг по жестокому обращению с детьми

Классный час «Жестокость и насилие: как им противостоять?»

Цель: донести до подростков понятие о жестокости, насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Целевая группа: обучающиеся 7-8 класса

Какие ЗУНКи приобретут участники в ходе работы на мероприятии: составят определение словам “жестокость”, “насилие”, будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения, попробуют испытать различные чувства во время инсценирования ситуаций (насилия, унижения, радости), научатся действовать в ситуации давления на личность

Технология: активные методы обучения

Краткое описание мероприятия. Классный час предполагает не только ознакомление с теоретической стороной вопроса, но и предусматривает практическую направленность. Дети разберут примеры, взятые из кинофильма “Чучело”. При помощи “мозгового штурма” попробуют найти выход из ситуаций. Сделают выводы, как противостоять жестокости и насилию

Оборудование: проектор, экран, презентация; вырезанные фигурки сердечек, изображение солнца с лучиками; фломастеры, тексты, ватман.

Ход занятия

I. Начало образовательного мероприятия

Учитель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сначала, как японцы, потом, как одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом, как партнеры по бизнесу (деловые люди)

II. Вхождение или погружение в тему

Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то — новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.

III. Работа над темой

Учитель. Какие случаи, действия можно назвать насилием?

[2]

(Записываю все ответы детей)

Возможные варианты ответа: это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.

Учитель. Как можно охарактеризовать людей, которые совершают эти действия? (Жестокими)

Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать определение)

Послушайте, как дается это понятие в словаре.

Жесто’кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Что такое насилие? Как вы считаете?

Это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно, это насилие

Учитель. Есть разные формы насилия, каждая из которых характеризуется по-своему. Посмотрите на схему и приведите примеры для каждой формы насилия.

Давайте подумаем и назовем формы

Как вы понимаете?

  • Психическое насилие — это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей. отвержение, изоляция, игнорирование.
  • Эмоциональное насилие — это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства достоинства, постоянная критика.
  • Экономическое насилие — это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
  • Сексуальное насилие — это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.

Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.

Эмоциональная разрядка

Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.

Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на “один — четыре” и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый “номер второй” ставит руки на талию так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” кладет левую руку на талию, правую руку – за голову, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
  • Каждый “номер четвертый” держит руку на талии, а другую на колено ставит (локти смотрят в стороны).

Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга локтями

Скажите, какие из всех перечисленных нами форм насилия представлены в ролике?

Как вы оцениваете поведение ребят? (Жестокое)

Как поступить девочке в этой ситуации? (рассказать, довериться)

Учитель. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае?

Учитель: Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте вместе определим, кто это может быть? (На доску креплю ватман, на котором нарисовано солнце. Один ученик записывает на лучиках ответы детей) (полиция, родители, родственники, учитель, специальные центры, уполномоченный по правам ребенка, психолог)

Учитель. Давайте выберем из предложенных ответов

“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)

Запомните: Если случилось насилие, то

  • Вы не одиноки.
  • Вы не виноваты в том, что происходит насилие.
  • Вам помогут и вас поддержат.

Учитель. Никто не имеет право совершать насилие над другим человеком. И берется оно по разным причинам (по каким)

Где может произойти насилие? (дома, в школе и на улице)

Но как его избежать? Какие правила безопасного поведения вы можете предложить своим товарищам?

Давайте разобьемся на три группы.

  • 1 гр. – Написать или нарисовать Правила безопасного поведения дома
  • 2 гр. — Правила безопасного поведения на улице
  • 3 гр. — Правила безопасного поведения в школе

Защита плакатов

(Дополнения учителя: Советы, которые могут помочь тебе:

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его.: вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное дело, по которому вы торопитесь. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут “заболтать” и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой)

Шаг 5. Не угрожай (Я расскажу родителям, я сообщу в милицию), если, например, отобрали телефон)

Инсценировать ситуации

1 группа. К тебе подходит мужчина и говорит, что в подвал котенок попал и просит помочь ему достать котенка.

2 группа. К тебе подходит старшеклассник и говори: “У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Будет моя. ” И убегает.

3 группа. К тебе подходит мужчина и говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье автомобиля упал, а у меня спина болит”.

Читайте так же:  Доверенность на ребенка без нотариуса

(Каждая группа инсценирует, предлагает ответные действия. Другие группы дополняют, высказывают свое решение выхода из данной ситуации)

IV. Завершение мероприятия

Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу, чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания) себе или другу, или всем людям, как нужно противостоять жестокости и насилию

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
материал на тему

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Скачать:

Вложение Размер
doclad_gestokoe_obrachenie.docx 24.04 КБ

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_v_forme_obuchayushchego_seminara-praktikuma.docx 17.7 КБ buklet_k_sobrraniyu.docx 175.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума

на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».

-Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в этом классе. Прежде, чем мы начнем работу нашего семинара-практикума, предлагаем вам познакомиться друг с другом.

Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина – инициативная и т.д.)

-Какие замечательные детские лица! Смотришь на фото, и улыбка появляется на лице. Одно дело смотреть, другое – воспитать, взрастить…

-Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей физических и духовных сил, материальных средств и терпения. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.

-Не так давно эти фотографии не сходили с экранов телевизоров. И улыбка с нашего лица моментально куда-то исчезает, а из груди вырывается крик «За что?», «Это не люди!»

-Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.

-Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

-Как обойтись без унижающих наказаний?

-Накануне нашего собрания я просила вас ответить на вопросы анкеты. Практически такую же анкету заполнили ваши дети. Вот какие выводы можно из них сделать. Часто методы наказания как бы передаются по наследству. Если вас ваши родители стыдили при посторонних, то это повторяется и в вашей семье. Если главной формой наказания было прекращение общение, то это испытывают на себе и ваши дети. Оскорбления, ругательства, долгие и нудные нотации наравне с телесными наказаниями, как бы это не казалось странным, тоже являются формами жестокого обращения с детьми.

-Жестокое обращение с детьми: что это такое? Это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые могут искалечить ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенку не меньше физического насилия.

-Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

-Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

-Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

-Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

-Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) — отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

-Если же родителям удается добиться от своих детей выполнения требований только при помощи вышеперечисленных форм и мер принуждения, то чаще всего ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.

-Важно понять: воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

-И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.

Информационное сообщение педагога-психолога «Нет, жестокому обращению!»

-Насилие отражается в нарушение прав ребенка, которые являются необходимыми условиями гармоничного существования человека. Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру.

Игра «Волшебный сундучок»

Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

1. Свидетельство о рождении — Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает?

2. Сердечко. — Какое право может обозначать сердце?

3. Домик. — Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает?

4. Конверт. — О чем напомнил этот конверт?

5. Букварь. — О каком праве напоминает это книга?

6. Игрушечные утенок и утка. — О чем напоминают эти игрушки?

Практикум «Оценка ситуации»:

Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения.

1.Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц

2.Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно

3.Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры.

4.Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену.

5.Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу.

6.Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут.

7.Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи.

8.Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!»

Читайте так же:  Оксана садыкова домашнее насилие

Практикум «Куда это отнести?»

Родителям предлагается заполнить таблицу. Для выполнения этого занятия можно разделить родителей на группы (и тогда каждая группа будет выбирать предложенные варианты к определенному термину).

«Жестокость» «Насилие» «Грубость» «Ненасилие».

Музыка на всю громкость в позднее время

Принуждение к употреблению наркотиков

Оставление вопроса без ответа

Порча сиденья в общественном транспорте

Смертная казнь для осужденных за убийство

Толкнуть ребенка, чтобы его не задавил автомобиль

Не ответить на приветствие

Громко окликнуть на улице

Националистические или угрожающие лозунги на стенах

Использование животных для медицинских опытов

Отсутствие электричества или воды

Прикрикнуть на кого-либо

Дать прозвище, указывающее на физический недостаток

— Какие трудности возникли при определении степени насильственности утверждений?

— Какие утверждения произвели самые сильные впечатления?

— Почему одни и те же утверждения вы отнесли к нескольким группам?

— Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?

Данная информация – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в рюкзак и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!

И дарю вам буклеты «Заповеди мудрого родителя»

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»

___________________________(МАДОУ дс «Ивушка»)_______________________

ул.Карла Маркса, д. 32 А, г.Балашов, Саратовская область, 412309

Телефон 8(84545)4-02-72; e-mail: [email protected]; http://ivushka-bal.my1.ru/

ОКПО 36210173; ОГРН 1026401589917; ИНН/ КПП 6440008107/644001001

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми».

Видео (кликните для воспроизведения).

Балашов 2017-2018 учебный год

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми : умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн.детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

  • Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)- Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.
  • Сексуальное насилие;
  • Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.
  • Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)- Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

Читайте так же:  Условия лишения родительских прав матери

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка , которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность . Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

− лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

− ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации);

− отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы , которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу

Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость

В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные)

Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену (да)

5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

6. Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео

Анастасия Белоусова
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео

Выступление на семинаре «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно-игровом обучении».

Блок 1

Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Итак, попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом.

Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». Термин сторителлинг пришёл к нам из английского языка. Ввел его Дэвид Армстронг – руководитель и, как написано на их сайте, «генеральный рассказчик» фирмы Armstrong International, мировой гигант в сфере энергетики, что, как вы понимаете, ну очень уж далеко от педагогики. Он считал, что повествование создает среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и новым способам мышления. А рассказы он использовал, чтобы вдохновлять других, иначе они пропустили бы скучную блок-схему или корпоративную записку.

В некоторых источниках предлагают термин «сторителлинг» переводить как «сказительство». Возможно, этот термин подойдёт, если употреблять его в широком смысле как устную передачу информации и создание увлекательного рассказа. Но в своём историческом значении сказительство – это исполнение былин, сказок, а это не то же самое, что и рассказ. Сейчас это не принципиально для нас, тем более что, работая с дошкольниками, мы, так или иначе, обращаемся к сказке, чтобы увлечь ребёнка, погрузив в волшебную и уже знакомую ему среду. Но как раз в этом заключается сложность понимания термина «сторителлинг», потому что в педагогической специфике он сливается с игрой в сказку. На протяжении моего выступления я ещё буду обращаться к понятиям «рассказ» и «сказка», то разводя, то снова сводя их.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Для чего детям нужны истории, сказки, мультфильмы? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научился через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации. Кроме этого, названные формы способствуют эмоциональному развитию, так как всё это происходит через эмпатию персонажу, и расширяют образы воображения. Всё это нужно для развития человека. И по сути всё это является формами сторителлинга.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Читайте так же:  Выплаты на второго ребенка из материнского капитала

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.

Это было про активный сторителлинг. Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика). Пример визуального компонента:

(Видео 00:24 — 01:40)

Как вы поняли, сторителлинг начался тогда, когда к обычному пересказу фактов добавили «нотку трагизма», то есть эмоции.

Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками:

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.

[3]

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.

Итак, мы подошли к тому, как же истории составлять. Иногда мне встречались шаблоны, которые по своей сути напоминали сказку, то есть та же последовательность событий, некая типичность, «сказочные» обороты, типа «жили-были», «в некотором царстве», «красна девица», «долго ли коротко» и прочее. Но, как было сказано в начале, история – это не сказка. Тем не менее, истории тоже пишут по сценарию. Важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация (накал эмоций) и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной. Если в сказке есть общая идея, но нет авторской оценки, то в истории авторская позиция может быть выражена с помощью отступлений или оценочной характеристики героя.

Блок 2

Мы с вами разобрали, как учить детей с помощью историй, то есть в роли рассказчика выступал педагог. Сейчас обратимся к тому, как научить детей рассказывать истории.

[1]

Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. То есть сейчас мы будем говорить про историю и сказку одновременно, скорее, про сочинительство.

Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.

I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.

II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

III. Пересказ с опорой на карты.

IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.

[Работа с картами Проппа]

Возьмите себе, пожалуйста, по 1 карте. Предлагаю для удобства сейчас сделать 2 подгруппы. Так, у вас получилось определённое количество карт в подгруппе. Ознакомьтесь с ними. На картах указаны номера – это подсказка вам в очередности их использования. Также написано название карты и пример. Сейчас на основании этих карт предлагаю вам попробовать сочинить сказку в своей подгруппе. Общими для всех будут карты «Жили-были», «Счастливый конец», «Мораль».

[Cочинение сказок, представление результата, обратная связь: 8 минут]

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.

Кроме подобных сюжетных изображений, существует отдельное направление детских книг, именуемое виммельбухами. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.

Иногда сочинение историй даётся очень тяжело. Может быть тяжело из-за особенностей развития речи, воображения, эмоциональной сферы. Тем не менее, если перейти этот барьер, можно добиться высоких результатов в разных сферах. Но как этот барьер перейти?

Рисунок. Рисунок может стать посредником между внутренним миром и устной историей. Одно изображение иногда может рассказать больше, чем сотни слов. В качестве примера хочу привести одно видео. Это видео о новом дизайне логотипа Центра лечебной педагогики «Особое детство». Они работают с детьми с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, трудностями обучения. Так вот, их логотип – это история, причём история, достойная внимания. И я хочу вам её показать.

Читайте так же:  Что нужно для смены фамилии после развода

История – это не только то, что мы привыкли видеть, и это вовсе не обязательно какой-то рассказ, облаченный в текст. Да, здесь подготовлено видео, которое доносит нам эту историю. Но вы не прониклись бы ею, например, сели бы получили визитку центра, на которой изображён рисунок воспитанника? Я бы прониклась. Эта визуальная история способна подать сама себя.

И в этом тоже суть историй. Возвращаясь в начало, истории должны быть эмоциональными.

[Подведение итогов, обратная связь]

Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.

Игровой метод работы с детьми раннего возраста Один из методов работы с детьми раннего возраста — игровой метод, который включает в себя: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы,.

Интерактивный кукольный спектакль для детей с нарушением и нормой слуха младшего дошкольного возраста «Подарок маме» Музыкальное сопровождение. Ведущий. Герои: мама (взрослый, игрушка би-ба-бо Ваня, котик, птичка, щенок. Оформление сцены: дом, забор, деревья,.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия — метод интервьюирования. Этот метод.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок — дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы,.

Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.

Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг Самообразование Воспитатель 1 категории Фаст О. В. ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный.

Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий Мастер- класс проводила: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп Гладких Наталья Борисовна Место проведения: Курсы повышения.

Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми» Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования, поиска новых форм, методов взаимодействия с родителями, с коллегами, с дошкольниками.

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».
план-конспект занятия (старшая группа)

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума

на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».

Задачи: Познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами

жестокого обращения с детьми, их последствиями;

Осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;

Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предварительный просмотр:

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми

Преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Высказывания или действия, которые заставляют ребенка думать, что он не желанный и никчемный. Взрослые могут угрожать, унижать, игнорировать ребенка.

Отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

2. Физическая забота.

3. Похвала и призы.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Внимание! Перед тем, как взяться за ремень или нанести ребенку оскорбления:

1. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!

2. Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.

3. Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, — это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

4. Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

5. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Памятка для родителей

Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья: не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь четвёртая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка

Заповедь пятая: Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже.

Видео (кликните для воспроизведения).

Памятка для родителей «Нет жестокому обращению с детьми»

Источники

Литература


  1. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

  3. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  5. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
Сторителлинг по жестокому обращению с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here