Работа психолога жестокого обращения с детьми

Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми

  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
  2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.

  1. Право на жизнь — главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

Направления

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

[1]

Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

2. Профилактическая работа с родителями

Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование детей

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)

ОКТЯБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

2.Профилактическая работа с родителями

Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации

НОЯБРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.

2. Профилактическая работа с родителями

Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.

[3]

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»

ДЕКАБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся

2.Профилактическая работа с родителями

Диагностика толерантности у родителей

3. Профилактическая работа с педагогами

[2]

ЯНВАРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.

2.Профилактическая работа с родителями

Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»

ФЕВРАЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).

2.Профилактическая работа с родителями

Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .

2.Профилактическая работа с родителями

Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации и беседы

АПРЕЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет

2.Профилактическая работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет

Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».

«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.

2.Профилактическая работа с родителями

Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации, тематические беседы.

http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-po-profilaktike-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi.php

Тренинги для родителей

Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе

Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.

1. Упражнение «Знакомство»

2. Упражнение «Правила работы»

3. Упражнение «Ожидания»

4. Упражнение «Мозговой штурм»

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

6. Работа в группах

7. Упражнение «Моя семья»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Ход тренинга психолога для родителей в детском саду

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год — сей рожь, на десятилетия — сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.

Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут. о жестоком обращении с детьми я впервые услышала. в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми». тренинг для родителей

2. Упражнение «Правила работы»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

2. Право промолчать.

3. Быть откровенным.

4. Быть позитивным.

5. Право поднятой руки.

6. Правило «здесь» и «сейчас».

Читайте так же:  Свидетельство о рождении после установления отцовства

8. Работать «от» и «до».

Согласны ли вы с первым правилом.

Принимаем ли мы второе правило.

Как вы относитесь к тому, чтобы в работе пользоваться требованиями третьего правила.

3. Упражнение «Ожидания»

Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.

4. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.

Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня — это. »

— Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

— Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

— Кто провоцирует насилие?

— Чем подкрепляется насилие?

Итак, насилие-любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие в семье- серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употребление наркотиков и алкоголя. Одна треть подростков подвергается насилию в интимных отношениях. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей или учителей на поведение детей: драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, замкнутость и тому подобное. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.

Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый — или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.

Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое насилие;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

6. Работа в группах

(с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы)

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры

IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»

7. Упражнение «Моя семья»

Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

Родителям раздают по 10 кружочков.

Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу — то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Online. Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.

Они получают задание проиграть ситуацию:

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

10. Работа в группах

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

Ребенок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад ,потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.

Ситуация для группы №3:

«Мама, что мне делать? Учитель (без основания) обвинил меня в том, что я списал контрольную у соседа и не желает ставить хорошую оценку».

Ситуация для группы №4:

«Я взяла у Ларисы курточку на физкультуру, а когда бежала, то споткнулась и

упала и порвала курточку. Теперь Лариса вместе с девушками устроят выяснение отношений, скорее всего побьют».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Ознакомление родителей с предварительным анкетированием учащихся:

1. Если тебя наказывают, то как.

2. Если тебя поощряют, то как.

3. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.

Читайте так же:  Дележка совместно нажитого имущества

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от

Тренер обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по — новому взаимоотношения в своей семье.

Участникам предлагается закончить предложения: «Я хочу сказать своему ребенку. » (о необходимости дисциплинированности, чуткости, толерантности и тому подобное).

Психолог раздает памятки и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

1. Дети — основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение — это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик — крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5. Ребенок — это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т.п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7. Не отдаляйте ребенка от себя — найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

http://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-roditelyami/treningi-dlya-roditelej/598-trening-psichologa-roditeley-stop-nasilie-ghestokost-v-semie

Советы психолога: жестокое обращение с детьми

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно родители находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов: депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми?

Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой?

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этогоспокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Если общение с ребенком приносит вам больше забот и огорчений, чем радости, или еще того хуже зашло в тупик, то это дело можно поправить, однако предстоит специальная работа. Есть вещи, которые известны далеко не всем родителям, да и педагогам тоже.Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые.

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая причина – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит способ его получить: непослушание. Родители отрываются от своих дел, сыплют замечаниями – не очень приятное внимание, но все-таки получено.

Вторая причина – борьба за самоуважение против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Он проявляет упрямство, своеволие, действует наперекор, и все для того, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это для него в текущий момент – главное!

Читайте так же:  Можно подать на развод без свидетельства

Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть различными. Могут быть и единичные поводы для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Бывает, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т. д. Всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи.

Налаживание дисциплины в семье – это долгий и трудный путь, который требует немало терпения. Главные условия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду) на конструктивные действия. В каком-то смысле придется менять себя, но это – единственный путь воспитания вашего ребенка.

Романова Светлана Васильевна
психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям

http://sferaugorsk.com/strukturnye-podrazdeleniya/otdelenie-psikhologo-pedagogicheskoy-pomoshchi-seme-i-detyam/stranichka-psikholog/sovety-psikhologa-zhestokoe-obrashchenie-s-detmi/

Планирование работы психолого по профилактике жестокого обращения с детьми.

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

_________ Ковалева Г.Б.

Работы практического психолога/социального педагога по профилактике насилия над детьми, проводимые в

Митяевской общеобразовательной школе

в 2014/2015 учебном году

С кем/кем проводится

Информационный тренинг для классных руководителей и педагогов,«предупреждение насилия в семье»

Классные руководители и педагоги школы

Проведение беседы с учащимися на тему «Мифы и факты о

насилии. Насилие в семье»

Учащиеся 5-10 классов

Выступление на совещание педагогического коллектива на тему «Проблема профилактики насилия в школе»

Педагогический коллектив школы

Проведение занятий со школьниками на

тему «Добро Против насилия»

Сообщение родителям «Признаки, по которым можно

определить наличие случаев

Беседа «Насилие в нашей стране»-

« Н а силие в школе : что противопоставить жестокости и агрессии?»

«Профилактика жестокого поведения детей»

Выявление уровня осведомлённости учеников по вопросам насилия в семье.

Проведение социально-педагогического исследования учащихся 3 — класса по выявлению насилия в семье, классе, внешкольной среде

«Проблема насилия в условиях учебного заведения»

Занятие по профилактике насилия «Добро против насилия» .

Беседа по профилактике насилия «Не тронь меня»

Занятие по профилактике насилия «Мы против насилия. Как защитить себя?»

«Как не стать жертвой насилия» —

Предоставлен и е материала классным руководителям для беседы с родителями на тему «Почему наказание не

работает? Эффективное воспитание без наказаний»

Консультативна я работа Ознакомление детей с вопросом, Что может считаться нарушением прав ребенка через психологическое насилие в отношениях?

Выявление фактов жестокого обращения с детьми и подростками и передача в органы системы профилактики оперативной информации о фактах

жестокого обращения с детьми и принятие конкретных мер по их пресечению, оказание детям своевременной квалифицированной

школы, соц. педагог,

Обследование условий жизни детей в

семьях, оказавшихся в сложных жизненный обстоятельствах

2 раза в семестр

Информационно-просветительская работа с

учащимися и родителями по профилактике

вредных привычек и безнадзорности

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Школьному психологу

План

Работы практического психолога/социального педагога по профилактике насилия над детьми, проводимые в общеобразовательной школе .

Проблемы жестокого обращения с детьми в последнее время стали очень актуальными.Работа психолога школы играет важную роль в выявлении и ранней диагностике такой проблемы.

Важной составляющей работы конечно же является планирование.Данный план работы включает в себя краткое,но четкое планированеи.Все звенья педагогических кадров охвачены работой по профилактике жестокого обращения с детьми. Темы родительских собраний и педагогических советах,все эт указано в данной разработке.

http://www.metod-kopilka.ru/planirovanie_raboty_psihologo_po_profilaktike_zhestokogo_obrascheniya_s_detmi.-4938.htm

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Анна Овчинникова
«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:

•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);

•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование- проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться — накажу»);

•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:

•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей может происходить как в семьях, так и в образовательных, детских учреждениях.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность; недостаточная способность к контролю над собственным поведением; повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения; трудности в общении со сверстниками.

Существуют приёмы и методы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение:

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

Читайте так же:  Похищение детей в китае на органы прямой

3. Фантазийные игры,например: игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз»и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4.Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5.Метод незаконченных предложений:

— больше всего мне нравиться…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— моё самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— папа – это…; мама – это…

6. стоит отметить, что необходимо таким детям обеспечить эмоциональную поддержку, быть внимательному к ребенку и его переживаниям, способствовать уменьшению у ребенка чувства вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости. Помочь детям учится ценить себя, объяснить и показать, что насилие неприемлемый способ разрешение конфликтов.

Так же необходима профилактическая работа,которая в себя включает:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних (это беседы, занятия по данной теме; оформление информационных стендов);

2) индивидуальные профилактические беседы с воспитанниками, выявляющие причины отклонений в поведении;

3) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников; для повышения уровня самооценки, для воспитания толерантности к другим;

4) вовлечение детей в творческую жизнь центра, школы, в спортивные секции, кружки;

5) организация консультаций специалистами;

6) оказание психологической помощи;

Задачей профилактики жестокого обращения с детьми является: формирование негативной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Работа с детьми по ПДД на транспортной площадке План работы с детьми на транспортной площадке в МДОУ № 12 № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственные 1. Младшая группа:.

Работа с детьми по формированию знаний ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Октябрёнок» Инновационный проект «АЗБУКА.

Работа с детьми средней группы по ПДД На протяжении всего года я учила детей правилам дорожного движения. Естественно, что это надо делать не в форме приказа, а в форме игры,.

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

http://www.maam.ru/detskijsad/-rabota-s-detmi-postradavshimi-ot-zhestokogo-obraschenija.html

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Алёна Щукина
Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Выделяют 4 формы насилия в отношении детей:

• пренебрежение нуждами ребенка.

Перечисленные виды жестокого обращения редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

Все формы жестокого обращения в той или иной степени сопряжены с психологическим (эмоциональным) насилием.

Психологические (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Выделяют следующие формы психологического насилия:

— отвержение, неприятие ребенка, принижение его достоинства;

Отвержение проявляется в неприятии ребенка,принижении его достоинства:

— враждебное отношение к ребенку, унижение (в том числе публичное).

— высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.)

— превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование – проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создаёт у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

— угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу);

— угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/ отдам кому-то»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым. Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Признаки психологического насилия:

постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического и умственного развития;

• нервный тик, энурез.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми:

Ближайшие последствия Отдаленные последствия

• физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т. п.).

• Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

• нарушения физического и психического развития ребёнка,

• различные физиологические и психосоматические заболевания,

• личностные, в особенности – эмоциональные нарушения,

Читайте так же:  Бланк доверенности в больницу на ребенка

• отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т. п.).

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они ощущают себя недостойными любви, плохими, бесполезными. Испытывают неуверенность в своих силах и способностях. Эти дети стараются никому не доверять. Считают взрослых опасными, враждебными и отрицают обращение к ним за помощью. Такие дети имеют крайне слабый контакт со своим телом и своими подлинными чувствами.

В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.

Психол. травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним.

Американские исследователи (Н. Полански и соавторы) установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей или других значимых взрослых.

Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Имеется даже понятие «психологическая карликовость» (профессор Касаткина Э., когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития.

Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.

Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения – от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.

Угрозы и запугивание, унижение со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребенка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых.

Наша работа по проблеме жестокого обращения с детьми началась и изучения документации и разработки внутрисадовских документов по данной проблеме.

Были разработаны планы работы по теме на каждую группу. У психолога план работы на год идёт в трех направлениях: педагоги, родители, дети.В него включены такие мероприятия как:

— выступление на родительских собраниях (Как не наказывать ребенка);

— консультации в информационном уголке для родителей;

— просвещение педагогов (в рамках педагогического часа)

— тренинг для педагогов («Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми«)

— Организация совместных игр с детьми («Секрет», «Строгий контроль», «Копилка хороших событий») и организация совместной деятельности родителей и детей (изготовление мини книжки «Мама, папа, я – счастливая семья»).

Что же делать в случае жестокого обращения с детьми?

• Сообщить заведующей ДОУ.

• Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи,обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями — специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

• Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

• При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.

• Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем).

• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем — устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутрисадовский контроль).

• При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Действия сотрудников образовательных учреждений

при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

• В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например, пропуски ДОУ) воспитатель в течение 5 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.

• В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 5 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.

• В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

Психологическое насилие – фактор достаточно распространённый и являющийся не менее опасным, чем физическое насилие.

• Каждый второй ребенок в ответ на регулярное избиение сам ударит родителя.

• Родитель, оказывающий физическое и психологическое воздействие на ребенка, нуждается в психологической помощи, т. к. его реакция на ребенка – это следствие вымещения на ребенка его тревог и проблем.

• Вред, наносимый психологическим насилием, проявится впоследствии у ребенка, когда он станет взрослым. А также может привести к тому, что он сам будет тираном для своих детей, вымещая на них своё невротическое состояние.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/algoritm-postroenija-raboty-v-dou-pri-vozniknoveni-sluchaev-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Литература


  1. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  2. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  3. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  4. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  5. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
Работа психолога жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here