Психологическое насилие над ребенком на тренировке

Дети, пережившие насилие. Что такое насилие? Часть 2

Серьёзная проблема общества – это насилие над детьми. Она не является порождением ХХ века, как, например, компьютерная зависимость. Насилие над детьми уходит вглубь веков. Но как о проблеме о нём заговорили лишь в ХХ веке. До этого физические наказания рассматривались как эффективный воспитательный приём, а о психологическом насилии как форме насилия вообще не задумывались. Сейчас ситуация изменилась.

На данный момент выделяют четыре основные формы насилия над детьми (М.Д. Асанова). О физическом и сексуальном насилии мы уже писали в первой части статьи. Сейчас речь пойдёт о психологическом насилии.

IV. Психологическое насилие

Наиболее распространенная форма насилия по отношению к детям. Самая большая проблема – это то, что психологическое насилие нередко не считается насилием. Родители, осуществляя психологическое насилие над собственным ребёнком, не задумываются о последствиях собственных действий. Что же относится к психологическому насилию?

  1. Разнообразные угрозы и запугивания в адрес ребёнка.

Родитель может не наказывать ребёнка физически и не планировать осуществлять физическое наказание, но постоянно говорить о возможном физическом наказании. Например, родитель регулярно обещает «всыпать ремня». В этом случае ребёнок, даже никогда не подвергавшийся насилию, испытывает сильный страх. Этот страх усиливается, если родитель использует дополнительную меру воздействия, а именно: сравнение ребёнка с другими детьми или самим собой. Например, если родитель рассказывает, что соседского мальчика или девочку бьют за какие-то провинности, которые делает и его ребёнок, то страх ребёнка может достигать состояния ужаса и оцепенения. Ребёнок, сравнивая себя с другим ребёнком, понимает, что в любой момент он может стать жертвой жестокого обращения. Страх возможного наказания – очень сильная форма насилия. Нередко родители рассказывают ребёнку о том, как их наказывали собственные родители (ставили в угол, били ремнем, запирали в кладовой, оставляли без ужина). В этом случае родители позиционируют себя как «добрых», т. к. обращают внимание на то, что другие родители более жестоки, нежели они сами. Действительно, в этом случае дети не подвергаются физическому насилию, но подвергаются психологическому насилию, которое может быть не менее жестоким и травмирующим.

  1. Оскорбления в адрес ребёнка и унижение его достоинства.

Нередко родители называют ребёнка разнообразными нелестными словами и выражениями, попросту обзывая его. Так, например, помогая ребёнку учить уроки и объясняя трудный материал, родитель может использовать по отношению к ребёнку оскорбительные выражения. В этом случае страдает самооценка ребёнка. Постепенно, под влиянием родительских негативных оценок, ребёнок перестает верить в себя, так как уже усвоил, что он глупый, несообразительный и т. д.

  1. Предъявление к ребёнку требований, которые не соответствуют его возрасту.

Очень распространенная форма насилия. Так, если от дошкольника требуется длительное время самостоятельно тихо играть (то есть не досаждать взрослым), то можно говорить о психологическом насилии. К нему же можно отнести многочисленные и продолжительные занятия, которыми нередко злоупотребляют современные родители. Так, обучение ребёнка чтению или счёту при отсутствии у него интереса к занятиям, ожидание от него в результате умения читать и считать можно отнести к психологическому насилию. Если шестилетнего ребёнка водят помимо детского сада на фигурное катание, английский язык, рисование и в музыкальную школу, то однозначно можно сказать, что это – насилие над ребёнком. Нередко дети с таким количеством занятий страдают неврозами. Однако родители не всегда отказываются сократить количество занятий, приводя аргумент, что ребёнку нравится заниматься и на все занятия он ходит с удовольствием. Не будем углубляться в эту проблему (это тема для отдельного разговора), но отметим, что нередко ребёнок неосознанно делает то, что хотят получить от него родители.

Достаточно незаметная форма насилия над ребёнком. Шутки взрослого по отношению к другому взрослому отличаются от шуток взрослых по отношению к детям. Взаимодействие (в том числе иронично-шутливое) взрослый-взрослый – это общение на равных. Подшучивая над другим, взрослый прекрасно понимает, что одномоментно из шутящего он может стать объектом для шутки, ведь другой взрослый может ответить на шутку шуткой. Шутливое взаимодействие взрослый-ребёнок не является равноправным. Ребёнок не может ответить на шутку взрослого по двум причинам. Во-первых, в силу возраста и иерархии статусов ребёнок, скорее всего, не будет подшучивать над взрослым. Да и взрослые обычно такого не допускают. Во-вторых, мышление ребёнка еще не так развито, как мышление взрослого человека. Для того, чтобы шутить, нужно обладать определенным уровнем развития мышления. Поэтому ребёнок не может легко и непринужденно ответить на шутку взрослого, даже если его не смущает возрастная разница и, соответственно, дистанция между ним и взрослым.

Поговорим о шутке как психологическом насилии. Например, родители нередко высмеивают какие-то неумения ребёнка. Если ребёнок на протяжении длительно времени слышит от родителей, что он не поет, а воет как пожарная сирена (варианты могут быть любыми: прыгает, как лошадь; пишет, как курица лапой и т. д.), то такие шутки могут быть смешны для родителей, но не для ребёнка. Эти шутки очень сильно ранят ребёнка, особенно если родители повторяют их изо дня в день, призывая пошутить и окружающих. Когда родители подшучивают над собственным ребёнком в кругу своих или его друзей, это особенно больно и унизительно для ребёнка и, особенно, для подростка. Тогда родитель становится не оплотом безопасности, а, наоборот, тем, от кого эта опасность исходит.

  1. Ложь и невыполнение обещаний.

Об этой форме психологического насилия говорят очень мало. С одной стороны, теоретически взрослые обычно понимают, что не стоит лгать детям, и понимают, что их ложь нарушает взаимопонимание ребёнка и взрослого. С другой стороны, они продолжают лгать. Любая ложь взрослого в тот или иной момент обнаруживается. Иногда быстро, иногда спустя несколько лет или даже десятилетий. Но во многих случаях эта ложь остаётся в душе ребёнка как обида или даже предательство взрослого.

Читайте так же:  Свидетельство о рождении ребенка иностранца

Приведем пример. Любимая бабушка, приехавшая погостить, уезжает домой. Пятилетняя Лена не хочет отпускать бабушку и просит остаться подольше или взять её с собой. Ни тот, ни другой вариант невозможен в данный момент. Вот уже чемодан погрузили в машину и нужно прощаться. Лена рыдает и держится за бабушку. Бабушка говорит: «Леночка, хорошо, я возьму тебя с собой. Ты собирайся, одевайся, а я пока схожу в магазин и куплю в дорогу еды». Лена соглашается. Она верит бабушке. Бабушка уезжает. Лена собирает свои вещи, одевается и несколько часов в верхней одежде (на улице зима, минус 30) сидит в прихожей. Она ждёт, что бабушка придёт за ней, и они вместе уедут. И только через несколько часов мама решается сказать Лене правду. Боль и обида пронзают Лену, она долго рыдает. Прошло много лет и даже в сорокалетнем возрасте Елена вспоминала об этом случае с комом в горле.

Ложь взрослого может быть совершенно разной и нередко взрослые считают, что они лгут во благо ребёнку. Так, родители нередко скрывают от ребёнка смерть любимого человека, говоря, что «дедушка уехал». Однако то, что ребёнок не знает правды, не может пережить горе потери и долгое время остается в неведении – это большая травма для ребёнка, нежели суровая правда. Достаточно жестока ложь относительно отца в ситуации развода. Нередко мать, не желая видеть бывшего мужа, не дает ребёнку с ним встречаться, при этом говорит ребёнку о том, что папа не хочет с ним общаться.

Родители могут лгать ребёнку о разных вещах. Важно понимать, что это вторжение в жизнь ребёнка, неуважение к нему и стремление изменить его жизнь в соответствии с представлениями взрослого. И это – психологическое насилие.

  1. Физическая или социальная изоляция ребёнка.

Физическая изоляция ребёнка – это тоже психологическое насилие. При этом важно дифференцировать формы изоляции. Так, если родитель наказывает ребёнка и говорит, что он должен весь вечер находиться в своей комнате и не имеет права выйти из нее – это однозначно психологическое насилие над ребёнком. Это достаточно жёсткое ограничение свободы, связанное с принуждением и неограниченной властью родителей. Если же родитель просит ребёнка пойти в свою комнату и подумать о своём поступке (своих словах и т. д.), то это не является физической изоляцией в полной мере. Ведь ребёнок может в любой момент выйти из собственной комнаты и обсудить ситуацию с родителем.

Достаточно жёсткой формой психологического насилия является создание вокруг ребёнка обеднённой социальной среды. Крайней формой социальной изоляции является сектантство. В этом случае дети иногда оказываются полностью изолированы от социума.

Так, родители нередко запрещают ребёнку общаться с некоторыми детьми, с нелюбимыми родителями родственниками и т. д. А ведь ребёнку важно разнообразное общение: с родными и близкими, с детьми своего возраста и со взрослыми. Безусловно, родитель может ограничивать некоторые контакты ребёнка, если они кажутся ему опасными.

Итак, психологическое насилие – серьёзная проблема современного общества. Нередко взрослые люди даже не осознают, что их действие – это психологическое насилие над собственными детьми (если это родители) или воспитанниками и учениками (если это воспитатели или учителя). Самое главное для взрослых – это понять, что психологическое насилие может причинить ребёнку не меньший вред, чем физическое насилие.

Профилактика психологического насилия над детьми с интеллектуальными нарушениями

Елена Карамчакова
Профилактика психологического насилия над детьми с интеллектуальными нарушениями

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разной степени и детьми с наследственными патологиями.

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в любых закрытых местах.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Профилактическая работа по психологическому насилию включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т. д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Читайте так же:  Оплата при разделе имущества

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик.С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Что должны знать дети, чтобы защитить себя. Какая работа должна проводиться непосредственно с детьми.

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. От родителей и ближайшего окружения ребёнка требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями, взрослые должны научить ребёнка находить выходы из сложных, вызывающих фрустрацию ситуаций – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.

Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми. В последнее время достаточно часто мы слышим эту фразу «Синяя лента апреля». Но, как правило, знают о ней только педагоги и психологи. Это.

Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация.

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с интеллектуальными нарушениями «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши» Задачи: • учить понимать обращенную речь, действовать по словесной инструкции; • активизировать.

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2017 г. Современная жизнь несёт.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Работа с детьми дошкольного возраста над дикцией В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия: «Сказки учат многому…» Автор- составитель:.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Моральное издевательство над ребенком

Типы морального насилия, причины и факторы его возникновения, симптомы и способы преодоления

Моральное издевательство над ребенком

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы обеспокоены внезапным изменением поведения вашего ребенка? Хотите достучаться до него, но чувствуете, что между вами возник эмоциональный разлад? Вам трудно понять его перепады настроения, и вы беспокоитесь, не вызваны ли они вашим подходом к дисциплине? Вы слышали термин «моральное издевательство над детьми» и хотите знать, могли ли вы сами или кто-либо из окружения ребенка поступить с ним подобным образом, нечаянно или, возможно, даже намеренно?

Если вы ищете ответы на любой из вышеперечисленных вопросов, прочитайте эту статью, и вы узнаете о том, что такое моральное издевательство по отношению к вашему ребенку и как можно распознать и предотвратить его.

Что такое моральное издевательство над ребенком?

Во многих случаях моральное издевательство (моральное насилие, психологическое насилие) – это форма постоянного жестокого обращения или пренебрежения, которое испытывает ребенок от родителей либо других близких ему людей. Моральное или психологическое насилие может нанести очень серьезный ущерб познавательному, эмоциональному, социальному и психологическому развитию ребенка. Иногда родитель морально унижает ребенка, прекрасно осознавая возможные последствия. В других случаях родители могут подвергать ребенка моральным издевательствам неосознанно.

[1]

Различные типы морального издевательства над ребенком

Вот несколько ситуаций, которые могут заставить ребенка страдать от морального издевательства (психологического насилия).

1. Игнорирование вашего ребенка

  • Игнорирование ребенка происходит в том случае, если родитель не находится рядом с ним в течение длительного времени – настолько длительного, что ребенок начинает чувствовать себя одиноким.
  • Кроме того, бывают ситуации, в которых вы можете физически присутствовать рядом с ребенком, но не обращать на него должного внимания.
  • Ребенок также чувствует себя игнорируемым, если вы избегаете зрительного контакта во время разговора с ним или не обращаетесь к нему по имени.

2. Отказ в удовлетворении потребностей ребенка

  • Отказ удовлетворять потребности ребенка может выражаться в таком простом проявлении, как высмеивание ребенка в присутствии посторонних, вам оно может казаться несущественным инцидентом, но на самом деле может иметь самые серьезные и продолжительные последствия для ребенка.
  • Если вы регулярно не прикасаетесь к ребенку, не обнимаете его, не гладите, то тем самым отказываетесь отвечать на его самые простые физические потребности. Вы также морально унижаете его и в том случае, если отвергаете основные потребности и желания ребенка.

3. Изоляция ребенка

  • Изоляция означает, что вы регулярно препятствуете общению вашего ребенка с друзьями или ровесниками. Это может также означать, что вы не допускаете регулярного социального взаимодействия ребенка с другими членами семьи или взрослыми.
  • Изоляция происходит в случае, если вы ограничиваете свободу передвижения вашего ребенка, зачастую в качестве наказания. Хотя многие родители считают нормальным наказывать своего ребенка путем наложения определенных ограничений, слишком частое применение такого рода наказаний может принять форму морального издевательства.

4. Использование или развращение ребенка с помощью манипулирования

  • Использование или развращение ребенка – это форма морального издевательства, подразумевающая обучение или вовлечение его кем-либо в недопустимую и даже незаконную деятельность.
  • В некоторых случаях вашего ребенка могут даже принудить к таким действиям, иногда без вашего ведома.
  • Такая форма морального издевательства может выражаться в антиобщественном или саморазрушающем поведении родителя или опекуна. Принуждение ко лжи, воровству или вовлечение в проституцию может спровоцировать агрессивное поведение ребенка.

5. Устное оскорбление и унижение

  • Устная форма морального унижения оказывает очень сильное и продолжительное воздействие на ребенка.
  • Устное оскорбление включает высмеивание, посрамление, унижение ребенка на регулярной основе. Оно может также принимать форму словесных угроз, исходящих от кого-либо.

6. Терроризирование ребенка

Терроризирование – это форма морального издевательства, при которой родитель угрожает или запугивает ребенка, чтобы заставить его повиноваться.

  • Родитель может угрожать или запугивать ребенка различными способами. Это может быть действие, которое поставит ребенка в опасное или неудобное положение. Или же действие, направленное на то, чтобы разлучить его с домашним любимцем, любимой игрушкой и даже родным братом или сестрой – до тех пор, пока ребенок не подчинится.
  • Во многих случаях, когда родитель ставит перед ребенком нереальные цели и нереалистичные ожидания, тот чувствует себя запуганным. Он может испугаться опасных последствий, которые неминуемо наступят, если он не будет соответствовать таким ожиданиям.

7. Пренебрежение ребенком

  • Пренебрежение ребенком может принимать различные формы, например, отсутствие внимания к его образовательным потребностям. Это происходит, когда родитель не может или не предоставляет ребенку материалы, пособия, принадлежности, необходимые для обучения.
  • Ребенок может испытывать моральное издевательство в форме психического (психологического) пренебрежения. Это ситуация, при которой родитель отказывается замечать или игнорирует потребности ребенка в лечении, которое может помочь ему преодолеть серьезные психологические (психические) проблемы.
  • Третья форма пренебрежения возникает тогда, когда родители отказываются признавать потребность ребенка в медицинском лечении.

Может показаться, что многие формы морального издевательства над ребенком – это часть общих методов воспитания. Однако такие методы могут превратиться в настоящее насилие, когда из-за частого применения начинают негативно влиять на ребенка. Например, совершенно нормально в качестве наказания ставить ребенка в угол, но только до тех пор, пока такое наказание не войдет в привычку, не станет ежедневной практикой. Ваш ребенок должен понять причину наказания, а не воспринимать его как иррациональное и маниакальное поведение с вашей стороны.

Почему происходит моральное издевательство?

Эксперты в вопросах здравоохранения и детские психологи пришли к общему мнению, что моральному издевательству подвергаются дети из разных семей. Как родитель вы всегда хотите лучшего для своего ребенка, но иногда бывают ситуации, которые могут заставить вас применить строгий или жесткий подход. Существует множество факторов, которые могут привести к моральному издевательству родителей над детьми. Вот некоторые, наиболее важные из них:

  • стресс;
  • недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости;
  • нехватка материальных и других ресурсов;
  • слабые навыки воспитания;
  • общественная изоляция;
  • неестественные ожидания от ребенка.

Кроме того, в некоторых случаях родитель может морально издеваться над ребенком, основываясь на личном опыте, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.

Каковы симптомы жестокого обращения с детьми?

Вот несколько физических признаков морального издевательства над детьми:

  • Ребенок внезапно начинает мочиться или не держать кал во время сна, при этом медицинские причины таких действий отсутствуют.
  • Поступают различные жалобы ребенка психосоматического характера: жалобы на регулярные головные боли, тошноту или даже боли в животе. Но результаты медицинского обследования остаются в пределах нормы или неопределенными.
  • Если ваш ребенок страдает от морального издевательства, у него могут случаться приступы диареи и рвоты, которые иногда длятся несколько недель и даже месяцев.
  • Если ваш ребенок переживает моральное насилие, вы можете заметить некоторые существенные задержки на различных этапах его развития.
  • Общим признаком морального издевательства над детьми является стремление ребенка выглядеть и чувствовать себя не так, как все. Ребенок может неожиданно и кардинально сменить свой стиль одежды, начать одеваться неподобающим образом на различных мероприятиях или в различных местах.

Вот несколько социальных симптомов морального издевательства, которые могут наблюдаться у вашего ребенка:

Как можно определить признаки эмоционально агрессивного поведения у взрослых?

Вот несколько способов, которые помогут определить, проявляет ли взрослый моральное насилие по отношению к ребенку:

  • Взрослый обзывает и высмеивает ребенка в присутствии посторонних.
  • Взрослый придумывает ребенку унизительные и неуместные прозвища.
  • В некоторых случаях взрослый словесно угрожает ребенку. Он может повысить голос на ребенка или угрожать ему физическим насилием. Иногда он заставляет ребенка наблюдать акт насилия или нанесения физического вреда кому-либо или чему-либо близкому для ребенка.
  • Взрослый морально унижает ребенка, проявляя нереалистичные ожидания от него.
  • В некоторых случаях моральное насилие над ребенком выражается в вовлечении его в решение вопросов опекунства, присутствии на заседаниях во время бракоразводных процессов.

Несколько статистических фактов морального издевательства над детьми

  • Почти 90 % всех случаев детских смертей являются результатом подстрекательств членов семьи или близких.
  • Дети, ставшие жертвами морального издевательства, на 25 % чаще страдают от проблем со здоровьем и психикой.
  • Дети, которые страдают от морального унижения, склонны к подростковой беременности, совершению правонарушений, уходу из школы и злоупотреблению наркотиками.

Советы по предотвращению морального насилия

Как родитель вы любите своего ребенка, но верно и то, что вы неосознанно заставляете его страдать от морального унижения. Правда заключается в том, что даже образцовые родители иногда кричат на своих детей и игнорируют их. Когда такие случаи единичны, они не являются насилием. Опасность эмоционального насилия появляется тогда, когда такой тип поведения родителей становится привычным и регулярным.

Хотя моральное издевательство над ребенком может произойти практически в любой семье, независимо от царящей в ней атмосферы, существуют некоторые катализирующие факторы. Вот некоторые ситуации, которые могут увеличить опасность морального издевательства над детьми:

  • Семье, которая испытывает финансовые трудности, трудно заботиться об академической успеваемости ребенка и других его основных потребностях. В такой семье ребенок, вероятно, столкнется с моральным насилием.
  • Одинокий родитель может чувствовать себя чрезмерно обремененным заботой и ответственностью за ребенка. Он может срывать свое раздражение на ребенке и тем самым морально унижать его.
  • Ребенок находится в зоне высокого риска подвергнуться моральному издевательству в случае, если родители живут отдельно друг от друга или разведены. В такой ситуации оба родителя могут быть слишком заняты работой и эмоционально пренебрегают ребенком.

Быть родителем, безусловно, большая ответственность, для этого требуется огромное терпение. Вполне возможно, что, в то время как вы кричите на ребенка или игнорируете его из лучших побуждений, результаты такого поведения не всегда оправдывают ваши ожидания. Если вы чувствуете, что каким-то образом морально обижаете своего ребенка, важно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Он сможет удержать вас от оскорбительного поведения, поможет избавиться от привычки к моральному насилию и улучшит ваше отношение к ребенку.

Как физическое насилие влияет на психику ребенка?

Подавляющее большинство, более 80% родителей признают, что используют различные формы физического насилия в отношении своих детей.

Избиение или психологическое насилие над детьми может причинить серьезный вред и негативно сказаться на их нормальном развитии и даже на интеллекте ребенка. Симптомы и последствия таких действий в будущем будут разными.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_nasilie_nad_detmi.docx 290.16 КБ

Последствия физического насилия

С одной стороны, избиение ребенка вызовет следы на коже, которые через какое-то время исчезнут, а с другой стороны, оставят хаос в психике. Избитый ребенок чувствует в себе бессилие и беспомощность. Особенно в тех случаях, когда избиение несправедливо.

Издевательства могут вызвать гнев, агрессию или ненависть к себе или окружающим. Часто бывает, что избиваемый ребенок потом будет избивать сам, потому что он учится применять принцип, согласно которому тот, кто избивает, сильнее и имеет власть. Хотя большинство симптомов физического насилия диагностировать нелегко, сложность диагностики возрастает гораздо больше, когда речь идет о психологических (эмоциональных) симптомах. Эмоциональное насилие над ребенком может быть разрушительным. Именно психологические травмы вызывают самые долгие и жестокие последствия: разные психические и соматические заболевания, эмоциональные расстройства, злоупотребление наркотическими веществами, преступность, самоубийства и продолжающееся насилие в семье.

Почему родители бьют своих детей?

Некоторые родители избивают, потому что их самих избивали и они считают, что это научило их дисциплине. Для других — собственная агрессия и неуравновешенность является стимулом для избиения своего ребенка. Такие люди запугивают своих детей, избивают их по несущественным причинам, применяют физическое наказание и причиняют психический вред. Это проявляется в людях, которые, например, злоупотребляют алкоголем, чувствуют себя недооцененными и неполноценными, они выходят из семей, в которых происходило насилие над ними.

Но многие родители считают, что избиение ребенка является крайней мерой, когда нет другого решения, кроме как отлупить ребенка. Такое избиение не планируется, но это признак беспомощности и следствие вспышки гнева. И, как правило, после всей этой ситуации родители чувствуют себя виноватыми в том, что они применили физическое насилие.

Детство воспринимается как время счастья, безграничного доверия к родителям, радости, вытекающей из безопасного познания мира. В этот период формируются главные черты личности ребенка, чувство идентичности, образ своего «я» и других людей. Пусть наши дети растут в мирном мире, где они не будут испытывать последствия насилия и войдут во взрослый мир без психологических и физических травм.

Внизу вы можете поделиться вашим мнением об этой заметке. Я с благодарностью прочту ваши комментарии.

Психологическое насилие над детьми
статья на тему

Материал для оформления стенда для родителей «Психологическое насилие над детьми»

Предварительный просмотр:

Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Каковы признаки психологического насилия?

Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития

Последствия психологического насилия:

  • Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
  • Заниженная самооценка . Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
  • Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.

Формы психологического насилия:

Как же не допустить психологического насилия

в своей собственной семье?

Воспитание ребенка

Видео (кликните для воспроизведения).

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Разница между дисциплиной и насилием над ребенком

Родители часто переходят грань между дисциплинированием и насилием, допуская грубые ошибки в воспитании

Разница между дисциплиной и насилием над ребенком

Родители могут и должны приучать своего ребенка к дисциплине. Задача родителей – озвучить свои ожидания от поведения ребенка, объяснить ему правила, нормы и моральные ценности. Детей нужно постоянно дисциплинировать, чтобы они смогли учиться на своих ошибках. Также дисциплина обеспечивает ребенку безопасность и дает ему понимание того, что он может и чего не может.

Дисциплинирование помогает ребенку учиться и менять свое поведение. Однако попытки родителей контролировать своего ребенка могут становиться чрезмерными и причинять ему вред. Когда речь идет о дисциплинировании детей, то есть очень тонкая грань между попытками родителей приучить ребенка к дисциплине и насилием над ним. Родители и учителя должны понимать, где проходит эта грань, и ни в коем случае ее не переступать.

Во многих странах законодательство очень строго относится к физическому и психическому насилию над детьми. Кроме того, дети, подвергшиеся насилию, получают сильную эмоциональную травму, последствия которой они ощущают на протяжении всей жизни.

Рассмотрим основные различия между дисциплинированием и насилием над детьми:

Если вы – ответственные родители и не хотите причинять вред своему ребенку, последствия которых он будут ощущать на протяжении всей жизни, важно понимать различия между дисциплинированием и насилием и контролировать свои эмоции.

Насилие над ребенком никогда не следует рассматривать как метод дисциплинирования. Дисциплинирование также не стоит считать проявлением насилия. Но иногда, пытаясь привить ребенку правила поведения, родители могут быть на грани насилия, часто – неосознанно. Это происходит настолько быстро, что родители не успевают отследить свои эмоции и заметить надвигающуюся опасность.

Когда родителей переполняют эмоции, они перестают адекватно воспринимать свои действия и их последствия. Испытывая гнев, родители не в силах смотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. В результате общение становится невозможным, а вместе с ним пропадает и способность научить ребенка чему-либо.

Поэтому родителям так важно уметь вовремя остановиться. Это позволяет не переступать грань между дисциплинированием и насилием. Придумайте с ребенком условный жест, означающий, что вам следует сделать паузу. Если вы считаете, что ребенок должен быть наказан, не будет иметь особого значения, если вы сделаете это через 10 секунд. Но этого времени вам хватит, чтобы несколько раз глубоко вдохнуть и справиться с эмоциями. И, возможно, за это время вы измените свое решение.

Некоторые родители проявляют свой гнев в надежде, что это испугает ребенка и сделает его послушным. Однако не стоит думать, что страх и послушание – это одно и то же. Психологи утверждают, что страх действует на ребенка только в настоящий момент. Ребенок реагирует под действием страха, но это не означает, что его поведение изменится надолго. Страх только уменьшает способность ребенка к сочувствию.

[2]

Ребенок, боящийся родителей, испытывает стресс. Это мешает ему воспринимать информацию, которую родители пытаются ему донести. Гнев и страх нередко приводят к тому, что родители переходят от дисциплинирования к насилию.

Гораздо более эффективными являются взаимоотношения между родителями и ребенком, основанные на уважении. Это позволяет прививать ребенку правила и нормы поведения, не прибегая к проявлениям насилия.

Источники

Литература


  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  2. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  3. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
Психологическое насилие над ребенком на тренировке
Оценка 5 проголосовавших: 1