Прообразом современного усыновления детей сирот является институт

усыновите. ру

Уважаемые кандидаты в замещающие родители!

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции с 20 марта 2020 г. Минпросвещения России введены ограничения по предоставлению государственной услуги
по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся
без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (распоряжение от 19 марта 2020 г. № Р-24):

[3]

  • предоставлять производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), состоящим на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, посредством телефонной, почтовой или электронной связи;
  • приостановить личный прием граждан, обращающихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью постановки на учет и предоставления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, а также получения направлений на посещение детей, оставшихся без попечения родителей, до особого распоряжения о снятии ограничительных мероприятий;
  • приостановить личный прием граждан, обращающихся в федеральный банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до особого распоряжения о снятии ограничительных мероприятий.

Если у Вас возникают проблемы с поиском детей, пожалуйста, очистите кэш браузера

усыновите. ру

История развития семейных форм устройства детей-сирот

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Эпохальное событие произошло благодаря пандемии. Из детских домов и интернатов стали забирать сирот и взрослых подопечных

Алёна Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам», рассказывает в блоге фонда о том, с какими сложностями столкнулись приемные семьи во время карантина, и советует сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка.

Минздрав предложил критерии для усыновления детей ВИЧ-инфицированным Согласно проекту постановления, больные с ВИЧ могут усыновлять или удочерять детей, если они находятся на наблюдении у инфекциониста более года, а уровень CD4+ лимфоцитов не менее 350 клеток на миллилитр крови

Общественные организации призывают всех объединиться для помощи самым уязвимым группам граждан

© 2008-2020 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

Проблемы и перспектива развития института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения .

Перечень подобных причин даже примерный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому как следует из п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ

[1]

Проблемы и перспектива развития института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения .

Другие рефераты по предмету

[2]

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра социальной работы

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

студентки III курса 11 группы

специальности «Социальная работа»

Марышевой Анастасии Сергеевны

кафедры социальной работы

Глава 1. Общая характеристика института усыновления детей-сирот……..…6

1.2. Преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот……………………………………….………………………….….….15

Глава 2. Развитие института усыновления детей-сирот……………………. 18

2.1. Проблемы развития института усыновления……………………………. 18

2.2. Перспективы развития института усыновления………………….……….26

В соответствии с международным и российским правом, обеспечение интересов детей основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них право жить и воспитываться в семье закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации (ст. 54), вступившем в силу с 1 марта 1996 года.

20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения [2].

К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной [11].

Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, а так же приемная семья. Однако преимущественной формой устройства детей-сирот является именно усыновление [16].

Предметом исследования данной темы является институт усыновления. Объект исследования правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Читайте так же:  Раздел квартиры дду

Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот;
  2. рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот;
  3. проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.

В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

1.1 Субъекты усыновления.

В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с семейным законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена [14].

По российскому законодательству усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г., признававшего только усыновление несовершеннолетних. Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления является обеспечение ребенку воспитания в семье [14].

Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным (удочеренным) детям, содержаться в Семейном Кодексе РФ и в некоторых инструктивно-методических рекомендациях. В отношении требований о состоянии здоровья детей передаваемых на усыновление в законе прямого указания нет. Но, исходя из его смысла, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»).

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию [17].

Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому: усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (ст. 124 СК РФ) [20]. Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».[24]

В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гр

Прообразом современного усыновления детей сирот является институт

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ

Данилова Анастасия Викторовна

студент 4 курса, социально-психологического факультета, Института образования и социальных наук, ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» РФ, г. Ставрополь

Батнасунов Александр Сергеевич

научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы, социально-психологического факультета, Института образования и социальных наук, ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

Сиротство существовало на протяжении всего развития общества, как и институт усыновления в той или иной интерпретации. Войны, эпидемии, моры, стихийные бедствия приводили к гибели взрослого населения, в результате чего дети становились сиротами.

История и культура усыновление неразрывно связанна и переплетена с такими понятиями «дом» и «семья». Дом с первобытных времен для человека важнейшее аккумулирующее звено в жизненной цепи, элемент, объединяющий в целое всё жизненное пространство индивида. Главная задача института усыновление — обеспечение каждого обездоленного ребенка не просто крышей над головой, а домом — важнейшим ресурсом, позволяющим ребенку интегрироваться в общество. В процессе усыновление ребенок получает не только дом, но и семью. Семья главный социальный институт, формирование личности и будущих установок ребенка. Это не только культурный носитель образцов, передаваемых из поколения в поколения, но и первая площадка социализации личности. В рамках семьи ребенок получает заботу, любовь, внимание, сам учиться любить, заботиться, взаимодействовать с окружающими, здесь формируется индивидуальное и социальное сознание ребенка.

Если разобрать термин «усыновление» можно получить две основы: «явление» и «сын». В свою очередь из термина « явление» можно выделить корень «явь», который обозначает настоящее, живое, подлинное, что противоречит искусственному, не настоящему, в данном случае усыновлению. Скорее всего, усыновление приходило в том случае, когда возникала необходимость «сделать явным» ребенка, то есть законно признанным обществом.

Категория «примачество» не имела возрастных границ, относилась как к взрослым, так и детям. Вообще, «примачество» — прием постороннего лица в крестьянский двор на правах члена семьи, хотя осуществлялось по соглашению, имело как положительный, так и отрицательный оттенок. После придания легитимности усыновлению в 1926 г. примачество утратило существование. Хотя в просторечии слово продолжали использовать, как правило, в негативно-отрицательном значении, как «бессребреник», «иждивенец».

Рассматривая историю развития института усыновления в России общепризнанным, считается выделение трех периодов:

· Дореволюционный период, с древнейших времен до 1917 года.

· Советский период, включающий в себя первые годы после распада СССР, и включающий в себя 1993—1995 гг.

· Современный период [2].

Данный подход считается вполне обоснованным, ибо сформирован с учетом развития семейного права в нашей стране. Но с другой стороны многие исследователи выделяют другую периодизацию, связанную с теми или иными особенностями. Так Зайкова Ольга Николаевна выделяет 4 периода: дохристианский, христианский, советский и постсоветский [1, c. 106]. В дохристианский период усыновление не имело, ни какой правой основы. Оно характеризовалось следующим особенностями: неограниченное господство отцовской власти, подчинение ребенка отцовской власти, воспитание в духе язычества. Первое летописное упоминание об отношениях, не имеющих кровнородственных оснований, между родителями и детьми относятся к 879 году. Тогда после смерти кровных родителей опекунами становились ближайшие родственники по родству, которые занимали первое место после умерших. Ещё одна отличительная особенность периода внебрачные дети не осуждались общественностью. Бытовало мнение, чем больше детей в семье, тем крепче и сильнее община.

Читайте так же:  Просрочка смена паспорта при смене фамилии
Видео (кликните для воспроизведения).

Но с приходом христианства на Русь, призрение сирот развивалось параллельно с принятием и внедрением новой религии в массы, а главная роль отводилась князьям и церкви. На Руси стало царствовать Византийское право, что привело к тому, что усыновление, как и другие вопросы семейного быта, стали подчиняться и регламентироваться церковью. Устанавливался специальный церковный обряд — сынотворение. Законы, прибывшие из христианской Византии, признал противным религии прежние языческие обряды и традиции порядок установления семейных отношений. Но, ни в каких других сферах больше обычаи и традиции не стали столь живучим и непоколебимыми как в области семьи. Обычаи не поддавались истреблению и не выходили из жизни вплоть до конца девятнадцатого века, хотя соблюдались уже попросту как обряды и не несли за собой ни какой правовой нагрузки. При этом на разных территориях действовали разные обычаи; противоположные классы общества в одном и том же месте совершали разные обычаи, но в высших классах и в центрах общественной жизни традиции выходили на второй план, и уступали требованиям права.

В течение XVIII—XIX вв. активно формируются и зарождаются правовые нормы института усыновления. В 1839 г. впервые в истории усыновления нашей страны в качестве усыновителей стали рассматриваться иностранные граждане. Следует обратить внимание непрекословное соблюдения принципа сословности. Он регламентировался тогдашнем Законам «О состояниях». Согласно статье 1 этого Закона в Российском государстве были установлены различия права состояния для: природных обывателей, составляющих городское и сельское население; иностранцев; иностранцев, в империи проживающих.

Большое значение для российской культуры усыновления имел закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Усыновителями могли быть все желающие за исключением женщин, и не положенным по сану, лицам. Поднимались вопросы принятия фамилии усыновителя, возрастное ограничение и разница между родителями и ребенком.

В 1917 году меняется государственный строй, а с ним меняется и культура усыновления. Государственный интерес к усыновлению довольно слабый, и возникает только при увеличении числа детей-сирот и беспризорных. Усыновление продолжает носить сословный характер. В период советской власти за правовую основу воссозданного института были взяты правовые догматы дореволюционной России: усыновление производилось только несовершеннолетних детей, и только и в их интересах, связь с родителями хоть и была слаба, но не имела полного прекращения. Например, сохранялась обязанность кровных родителей предоставить полное содержание усыновляемому, если усыновители не в силах содержать усыновленного ребенка.

После Великой Отечественной Войны число беспризорных детей продолжало расти и в 1947—1948 годах достигло своего максимума, тогда в детских распределителях было зафиксировано рекордное количество сирот — почти полмиллиона. Это обусловило увеличение детских домов. Именно в послевоенные годы голода и разрухи стал возрождаться институт опеки и патроната, который был отменен в годы советской власти. Стоит отметить, что социальная направленность шла не на предупреждение с массовой безнадзорностью, а лишь на устранение уже имеющихся негативных последствий. Государство оказалось не в состоянии обеспечить всем беспризорным и обездоленным помощь, возросла актуальность в помощи усыновления Средств Массовой Информации.

Вначале 1950-х гг. проблема усыновления практически исчезает с горизонта общественности, объясняется это тем, основной контингент детей-сирот составляли дети родителей, подвергшихся репрессиям. Дети, чьи родители по каким-то причинам считались «неугодным элементом», не имели право быть усыновленными и воспитываться в семье. Как бы то ни было, в послевоенное время государство стремилось обеспечить всем обездоленным и сиротам, полноценное воспитание и крышу над головой.

Несмотря на разработанность юридической базы тема усыновления в 1960—1980-е гг. оставалась закрыта. Интерес к данной теме обострился в 1990 годы в связи с международным становлением правовых основ защиты прав ребенка. Особо повлиявшем на становление института усыновления, весомым стало событие, произошедшие 20 ноября 1989 года на 44 сессии Генеральной Ассамблеи Объеденных Нации — принятие Конвенции о правах ребенка. За основную и главенствующую цель, Конвенция приняла защиту прав каждого отдельного ребенка, в том числе и попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Возникновение интереса к проблеме усыновления, рост социальной беспризорности, количества безнадзорных и беспризорных детей, негативный оттенок международного усыновления привели к стимулированию государственной деятельности в данной области, решение вопросов внутреннего усыновления. Постепенно формируются и возникают организации, помогающие не только детям, и женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, так как их дети потенциальные сироты.

Таким образом, отметить, что в настоящее время усыновления, культура усыновления в нашей стране развита, не однородно и недостаточно четко сформирована. Необходимо обозначить и развить четко обозначенную и сформированную систему в области усыновления, которая бы отвечала следующим требованиям. Во-первых, объединила усилия всех общественных институтов, граждан, во-вторых, способствовала развитию внутреннего принятия чужого ребенка в семью.

Список литературы:

  1. Зайкова О.Н. Формирование культуры усыновления // Вестник Новосибирского Государственного Педагогического Университета. — 2012. — № 3(2) — С. 103—110.
  2. Паньшина А.В. К вопросу периодизации истории усыновления в российском праве // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2009. — № 5 — С. 34—36.

Сиротские учреждения в России. Исторический обзор

В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания — усыновления и патроната — воспитанию сирот в интернатах. Но не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений. Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях

Одной и наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. В связи с этим предлагаются различные формы их устройства. В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания — усыновления и патроната — воспитанию сирот в интернатах. Часто сиротские учреждения в этом контексте выводятся средоточием жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию.
Между тем, если мы обратимся к российской истории, то увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с XI века. При этом, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер.
Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославым Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.

Читайте так же:  Жду третьего ребенка какие выплаты

В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.

При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.

Вдохновленный его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.

То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.

В 1721 году архиепископ Феофан (Прокопович) учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Эта школа содержалась на его личные средства. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. За 15 лет в школе обучилось 160 человек.

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. По проекту, разработанному профессором Московского университета А.А. Барсовым и известным деятелем просвещения И.И. Бецким в 21.04.1764 г. был открыт Московский воспитательный дом . В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений: Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и др. школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет. Хочется отметить, что на базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 г возникло Императорское Московское техническое училище с девятилетним курсом обучения с тремя отделениями: механико-строительным, инженерно-механическим и инженерно-технологическим. Сейчас оно известно нам как МВТУ им. Н. Баумана.

В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.
Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).

2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее “начальствовать” над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название “Учреждения императрицы Марии Федоровны”. К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких – обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.

Как при Петре I, так и при Екатерине II и при Марии Федоровне формы устройства сирот не ограничивались только помещением последних в государственные учреждения.
При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков – в мастерские. См Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу” для дальнейшего воспитания и обучения “в общественных для сирых училищах…, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином”. При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, Воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.

Мария Федоровна особенно трепетно относилась к устроенным в крестьянские семьи детям, самостоятельно выбирая инспекторов, объезжавших деревни, поощряя крестьянок-воспитательниц подарками и денежными наградами.

С 1864 года государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах).

Читайте так же:  Сколько делают паспорт после смены фамилии


Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества при Архангельской городской больнице. 1915 год

Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др.


оспитанницы приюта принца П.Г.Ольденбургского во время выступления на празднике. Фотография К.Буллы. 1913 год.

Важно отметить, что с призрением сирот в России связаны имена известных государственных деятелей и педагогов. Так в 1830 году Владимир Федорович Одоевским (1803 – 1869) вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 году он возглавил “Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал “Положение о детских приютах”. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”. Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).


Воспитанники приюта принца П.Г.Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов. Фотография К.Буллы 1909 г.

Особое место в воспитательной и образовательной системе занимают школы-интернаты. Петровские школы математических и навигационных наук, артиллерийско-инженерная, медицинская, разноязычная; Благородный пансион при МГУ для детей дворян, закрытое женское учебное заведение при Смольном монастыре, сухопутный шляхетский корпус, кадетские корпуса, пансионы для девочек, Царскосельский Лицей и, наконец, современные частные школы Великобритании, Франции являются представителями именно этой “интернатной системы”. Именно эта система воспитания и образования подарила нам Грибоедова, Жуковского, Лермонтова, Раевского (выпускники Благородного пансиона при МГУ), Пушкина и его талантливых друзей; доблестных российских офицеров и нравственно чистых женщин, воспитанных в русле традиционных семейных ценностей.


В детском приюте. Москва, 1925

Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов. Конечно, в годы советской власти и в постсоветский период они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. Дети до сих пор находят в них приют и возможность получить среднее и часто первичное профессиональное образование, так как на базе многих детских домов и школ-интернатов функционируют различные мастерские (столярные, слесарные, швейные, обувные, компьютерные и т.д.) и самые разнообразные кружки и студии. В 60-е годы многие д. дома отказались от казарменного режима работы. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.

Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий, государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена: в 20-е годы прошлого столетия, во время ВОВ, постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестнула нашу страну. Поэтому очень печально и страшно слышать призывы к расформированию уже существующих сиротских учреждений.

В.В. Розанов в книге “Богомольная и милостивая Русь” писал: ”Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса или медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие; кто знает – может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость…”

Будем же мудрыми, как наши великодушные предки, создавая и сохраняя, а не разрушая российские детские дома, школы-интернаты, приюты. Не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений. Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, будем делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.

Статья опубликована в сокращении. Поднятая Еленой Олеговной тема — целесообразности и желательного направления реформ существующей системы социального обеспечения сирот, — чрезвычайно важна и обширна. В ближайшее время читайте на сайте интервью с ней, которое, надеемся, станет началом плодотворной дискуссии.

Проблемы правового регулирования усыновления

Дата публикации: 02.06.2018 2018-06-02

Статья просмотрена: 1546 раз

Библиографическое описание:

Фомичева, К. М. Проблемы правового регулирования усыновления / К. М. Фомичева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51096/ (дата обращения: 16.04.2020).

Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Под формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует понимать порядок и условия воспитания, обучения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее семейное законодательство предусматривает три формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление — согласно статье 124 Семейного кодекса Российской Федерации представляет собой приоритетную форму устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Опека и попечительство — согласно статье 145 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливается над детьми, которые остались без попечения родителей, с целью содержания, воспитания, образования детей, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, которые не достигли 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми, в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемная семья — это установление опеки и попечительства над детьми (ребенком), когда при этом заключается договор о приемной семье между органом опеки и попечительства и приемными родителями (родителем), срок его действия указывается в договоре.

Данная тема остается актуальной, так как отношения, связанные с правовым регулированием и порядком усыновления, в современных условиях активно развиваются, что требует исследования тех процессов, которые реализуются в указанной сфере. Ученые выдвигают различные научные позиции в отношении рассматриваемой темы, вопросы усыновления становятся предметом научных дискуссий на различных конференциях. В настоящий момент сложилась определенная судебная практика, которая требует изучения и анализа. Актуальность темы подтверждена также тем, что порядок усыновления, правовые нормы, регулирующие его, требуют современного осмысления в целях выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление о взыскании алиментов

Тщательно исследовав вышеуказанную тему, можно выделить следующие проблемы:

  1. Существенной проблемой является отсутствие должного регулирования вопроса информирования усыновителей о заболеваниях ребенка. Зачастую на этом основании усыновители требуют отмены усыновления, объясняя свое требование тем, что у ребенка проявилось заболевание, которое ранее не было указано в документе о проведенном медицинском обследовании ребенка.

Представляется необходимым для решения этой проблемы нормативно утвердить форму документа для подтверждения будущими усыновителями получения информации о проведении медицинского обследования ребенка. В случае если потенциальные усыновители не удовлетворены качеством проведенного медицинского обследования, они вправе за свой счет провести дополнительные медицинские обследования в медицинских организациях, которые имеют государственную аккредитацию и лицензию.

  1. Проблемой является значительное количество новорожденных детей, оставляемых в родильных домах в связи с малообеспеченностью молодых мам.

Предлагается расширить программу государства по поддержке молодых семей и будущих родителей. Следует нормативно обеспечить организацию приютов (общежитий) для неимущих матерей с детьми, не достигшими 2 лет. В приютах можно организовать столовую для матерей с бесплатным питанием и молочную кухню, снабжающую питанием детей. По достижении ребенком двухлетнего возраста следует помочь матери найти постоянную работу и устроить ребенка в детское дошкольное учреждение. Для этого требуется подготовить и принять соответствующие нормативные акты.

  1. В законодательстве Российской Федерации указан конкретный возраст ребенка, начиная с которого у ребенка спрашивают согласие на усыновление. Проблема состоит в том, что уровень психологического развития детей одного возраста может колоссально различаться. Некоторые дети в 7 лет могут адекватно оценить личностные качества и отношение к себе потенциальных усыновителей и сформулировать их. Другие дети и в 10 лет руководствуются при оценке поведения взрослых людей малозначимыми критериями.

Усыновление ребенка — это очень важный момент, который может оказать решающее значение на его будущую жизнь. Поэтому желательно, чтобы перед тем, как спрашивать у ребенка его согласие на вступление в семью потенциальных усыновителей, с ним некоторое время поработал опытный психолог с тем, чтобы предотвратить поспешный вывод. Спрашивать согласие ребенка на усыновление конкретными людьми следует, как я думаю, с 7 лет.

Возможно, следует разрешить потенциальным усыновителям совместно с ребенком посещать какие-либо мероприятия, совершать длительные прогулки. Безусловно, это должно проводиться под контролем сотрудника органов опеки и попечительства.

  1. В законодательстве Российской Федерации указано право родственников умершего родителя общаться с усыновленным ребенком, а также право на сохранение усыновленным ребенком личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей по отношению к родственникам умершего родителя. В некоторых случаях может иметь место злоупотребление своими правами со стороны родственников умершего родителя, преследующих корыстные интересы.

Думается, роль судебных органов в данном вопросе чрезвычайно высока. При вынесении соответствующего решения суд должен тщательно изучить материалы дела, выяснить мотивы, которыми руководствуются родственники умершего родителя при обращении с такой просьбой, и дать соответствующую оценку.

  1. В законодательстве Российской Федерации не предусматривается в качестве препятствия для усыновления состояние здоровья ребенка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своевременно предупреждены и, невзирая на это, осознанно выразили желание усыновить больного ребенка.

Поэтому предлагается в судебном порядке устанавливать наличие или отсутствие возможности обеспечить ребенку необходимое лечение и затем принимать решение. Может возникнуть серьезная проблема, когда ребенку необходимо дорогостоящее лечение, а усыновитель не имеет достаточно средств, чтобы его оплатить.

Допускаю, что суд должен принимать во внимание материальное положение потенциального усыновителя, учитывая необходимость выделения с его стороны достаточного для лечения ребенка количества денежных средств.

  1. В законодательстве Российской Федерации четко определено, что тайна усыновления ребенка охраняется законом, то есть лица, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. В противном случае они будут привлечены к ответственности. Также в Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка знать своих родителей, насколько это возможно. Здесь прослеживается серьезное противоречие между нормами Семейного кодекса Российской Федерации.

Предлагается нормативно закрепить, что тайну усыновления следует соблюдать в период роста ребенка и становления его личности. По достижении им определенного возраста, например, 30 — летнего, следует предоставить информацию о биологических родителях в случае его обращения в соответствующие органы.

Таким образом, на сегодняшний день порядок усыновления тщательно регламентирован законодательством РФ и является частью российской действительности, поэтому возникает необходимость обратить внимание на данные проблемы, решив которые, можно значительно улучшить положение дел в этой области.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 28.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, Ст. 3301.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями от 1 мая 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 Ст. 16.

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, Ст. 3802.

4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 36 Ст. 4577.

5. Пчелинцева, Л. М. Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелинцева. — 6-е изд., перераб. — М.: Норма, 2014. — С. 720.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Бессонов, В. А. Принципы усыновления детей в российском семейном праве / В. А. Бессонов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 1. — С. 33.

Источники

Литература


  1. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Прообразом современного усыновления детей сирот является институт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here