Проблема насилия в семье над детьми

Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему

Психологическое насилие над детьми в семье

[1]

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png»/>Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

Читайте так же:  Выплата алиментов на счет ребенка

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

Домашнее насилие над детьми в семье

Одной из главнейших проблем нашего времени является насилие над детьми в семье. Подвергнувшийся издевательствам и побоям ребенок имеет огромное количество психологических проблем, с трудом адаптируется в социуме и часто перенимает поведение родителей уже в отношении своих собственных детей.

Суть и статистика

Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:

  • в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
  • чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
  • очень часто жертвами становятся приемные дети;
  • в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.

В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).

Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.

Методы борьбы

Проблема насилия над детьми в семье распространяется на все социальные слои общества. Зачастую предотвратить и защитить ребенка могут только окружающие неравнодушные люди. При обнаружении признаков подобных действий по отношению к ребенку необходимо связаться с социальными службами, которые возьмут семью под свой контроль.

В такой ситуации зачастую родители, как и ребенок, нуждаются в психологической помощи. Семья ставится на учет, курируется социальной службой. В случае повторения насильственных действий ребенок изымается из семьи.

В случае причинения ребенку тяжелых травм родители должны быть лишены своих прав и, кроме того, обязаны нести уголовную ответственность за свои действия. Нормативный акт, по которому родители могут быть лишены своих родительских прав за насилие над детьми в семье – статья 69 Семейного кодекса РФ. За причинение вреда здоровью ребенка предусмотрено наказание в виде штрафа 40 тыс. рублей или исправительных работ до 6 месяцев. За истязание ребенка предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Читайте так же:  Как жить после развода женщине с ребенком

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — это воздействие, которое держит ребенка в напряженном эмоциональном состоянии, что может вызвать проблемы с психическим здоровьем.

К эмоциональному и психологическому насилию над детьми в семье относятся:

  • унижения и оскорбления;
  • изоляция ребенка от общества;
  • равнодушие и отстраненность;
  • запугивание и угрозы;
  • принуждение ребенка к аморальным действиям;
  • завышенные требования, с которыми ребенок не способен справиться.

Постоянные конфликты в семье между родителями могут стать причиной торможения развития ребенка.

Дабы избежать эмоционального и психологического насилия, общение с ребенком должно складываться на принципах взаимного уважения, терпимости к детским неудачам, отсутствия равнодушия при общении с ребенком.

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

Тема 15. Насилие как нарушение права ре­бёнка на безопасность

1. Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком.

2. Виды насилия, их характеристика. Возможные последствия насилия над ребенком.

3. Особенности современной семьи и проблемы семейного насилия.

4. Работа с ребенком, пережившим насилие, и семьей, характеризующейся жестоким обращением с ребенком.

5. Школа как фактор риска в насилии над детьми.

6. Система защиты детей от насилия и жестокого обращения.

1. Никитко, Е.А. Насилие в семье: истоки и последствия / Е.А. Никитко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 5. – С.22–24.

2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления /под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2008. –240 с.

3. Трацевская, А.В. Насилие в школе как социально-педагогическая проблема / А.В. Трацевская, Д.В. Петрова // Праблемы выхавання. – 2009. –№ 4. – С. 27–33.

4. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 4. –С. 3–7.

В психолого-педагогической литературе встречаются синонимичные понятия «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми».

Насилие или жестокое обращение является нарушением всех основных прав ребёнка. Обратим­ся к определению данных понятий. Насилие – это воздействие одного человека на другого, на­рушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физи­ческом и духовном смысле) (Юридический энциклопедический словарь). Жестокое обращение с детьми – любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и дру­гих лиц, от которых ребёнок находится в зави­симости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребёнка, его психическое развитие или социализацию (Детство: краткий словарь-справочник). По мнению исследователей, же­стокое обращение с детьми продиктовано психологическими проблемами самих взрослых, ко­торые таким путём транслируют их потомкам. Поэтому, говоря о насилии в воспитательном процессе, следует особо отметить его компенсатор­ный характер. По Э. Фромму, насилие компенсаторное – насилие, служащее малопродуктивному, обездоленному жизнью человеку заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни.

Проблема насилия над детьми имеет давние исторические корни.

При первобытном строе по отношению к де­тям применялось физическое насилие, слабых и уродливых детей убивали. Наказывать детей физически было самым обычным способом воспитания. Так в памятнике средневековой русской культуры «Домострое» даются следующие советы родителям в отношении воспитания детей: «И не жалей младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»; «Воспиты­вай детей в запретах – и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострада­ешь, скорбя. ». Только в конце эпохи Возрождения ребёнок стал признаваться как ве­ликая ценность. В России лишь в конце XVIII – начале XIX вв. началась борьба с применением те­лесных наказаний для всех слоев населения.

В традиционной белорусской крестьян­ской семье дети воспитывались в духе стро­гого послушания любому старшему. К родителям, деду и бабке, дядькам и тёткам, вооб­ще ко всем взрослым, они должны были обра­щаться исключительно на «вы». Обращение к ним на «ты» считалось крайней грубостью. Зна­чительные изменения в обращении взрослых с детьми произошли за период между 1880-ми и 1910-ми гг.: в первые десятилетия матери, осо­бенно отцы, учили своих детей подпругой, хво­ростиной, а порой и кнутом. В XX в. неслух тоже мог «заработать оплеуху и попробовать кнута», но формы этого воспитания были уже более мягки­ми. Этнографы отмечают, что строгость обыч­но проявлял отец. За столом глава хозяйства всег­да имел наготове ложку, чтобы щёлкнуть по лбу нарушителя порядка.

В конце XX в. (1989) Генераль­ной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, которая юридически и мораль­но закрепила права детей в мире во всевозмож­ных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм наси­лия, грубого обращения или эксплуатации. В XXI в. жестокое обращение с детьми уже рассма­тривается не иначе как уродливое социальное яв­ление. В то же время, не смотря на то, что Конвенция о пра­вах ребёнка встала на защиту законных прав и интересов детей, статистика свидетельствует о том, что насилие над ними не прекращается. Так, в странах Европейского союза ежегодно от насилия страдают 600 тыс. детей и риску на­силия подвергаются 5 млн детей.

В Республике Беларусь с конца 90-х годов прошлого века проводились локальные исследования, позволившие сделать предположения и подтвердить распространение тех или иных видов насилия в отношении отдельных категорий детей.

Так, например, в 2001 году Э.К. Капитонова провела исследование жестокого отношения к детям в Гомельском регионе. В ходе исследования выявлено, что «Дети из семей, относящихся к группе высокого социального риска, в значительно большей степени подвержены различным формам насилия».

Читайте так же:  О разделе общего имущества решение

Данные результаты подтверждены исследованием «Комплексный анализ влияния насилия на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя», проведенным в 2004–05 гг. группой ученых НИИ криминологии, криминалистики и судебно-медицинской экспертизы под руководством А.К. Водневой. Также было установлено, что основными субъектами насилия являются сверстники, незнакомые взрослые, родители, учителя. Причины собственного агрессивного поведения 17% испытуемых относили к реакции на жестокое обращение.

Изоляция ребенка в закрытом воспитательном учреждении усугубляется наличием насилия в равной среде данных учреждений.

Общественное объединение «Дети – не для насилия» в результате опросов учащихся средних школ и гимназий г. Минска в возрасте 13–15 лет в 1997 и 2002 годах выявило, что 3% опрошенных несовершеннолетних испытывали сексуальное насилие, а 5,7% – попадали в ситуацию, угрожающую сексуальным насилием.

[3]

Выборочные исследования распространенности насилия в интернатных учреждениях, проведенные МОО «Понимание» в 2003–06 гг., выявили психологические индикаторы предполагаемого сексуального насилия у 4,17% детей в возрасте 12–16 лет, физического насилия – у 27% детей в возрасте 12–16 лет. Наиболее рискованными местами в этих учреждениях дети признавали баню, душ, туалет, спальню.

В рамках социологического исследования в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних осужденных в Республике Беларусь, проведенного по заказу Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь при содействии Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, были получены данные об особой подверженности насилию несовершеннолетних, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Насилие в отношении детей в конфликте с законом происходило в семье, на улице, в школе. Для предупреждения насилия к детям этой категории, по мнению экспертов исследования Лукашовой О.Г. и Дунаевой И.Н необходима реформа системы предупреждения и пресечения преступлений, а также отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В Белару­си, по данным Министерства внутренних дел, в 2004 г. жертвами насилия стали 4,7 тыс. де­тей, в 2008 г. по данным МВД 7,2 тыс. лиц, не достигших 18-летнего возраста, стали жертвами преступлений, в том числе 37 новорожденных (Национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь в 2008 г.).

Практика показывает, что насилие в отноше­нии детей более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Похищения,детоубий­ства, избиения, сексуальные,психологические и физические злоупотреблениясовершаютсячаще в семьях, чем вне их.Однако насилиепоотношению к детям имеетместо и вне семей.Дети становятся жертваминасилия на улице, вдетских садах,школах-интернатах и даже в са­мой системеправосудия. Вот почему Конвен­ция о правах ребёнкаотмечает,что насилию вотношении детейв любой форме и любом месте нет оправдания. Дети имеют право на фи­зическую и личную неприкосновенность и за­щиту от всех форм физического и психологического насилия.

Несмотря на общую тенденцию к гуманизации воспитательного процесса, статистика жестокого отношения к детям подтверждает необходимость усиления работы служб СППС учреждений обра­зования в данном направлении. В результате про­ведённого в 2008 г. при содействии ЮНИСЕФ об­щенационального исследования ситуации снаси­лием в отношении детей в семье в Беларусибыли сделаны неутешительные выводы:

Ø в атмосфере ненасилиявоспитывается чутьболее половины детей,остальные в той или инойстепени страдаютот насилия ижестокого обращения со стороныродителей;

Ø наиболеераспространёнными проявления­ми насилия и ненадлежащего ухода в семье явля­ются громкий и агрессивный крик, обидные прозвища, грубая ругань, злые слова, угрожающие же­сты, угрозы, стыд и смущение ребенка, намеренно вызванные родными и близкими, лишение внимания, иг­норирование, пощёчины и подзатыльники, удары кулаком, ремнём, скакалкой, палкой или другими предметами, таскание за волосы или уши, щипа­ние, царапание, отсутствие заботы, поддержки и помощи, ощущение собственной ненужности. Это свидетельствует о том, что примерно каждый десятый родитель при воспитании ребёнка рассчитывает не на свой авторитет, силу убеждения или внушения, он прибегает к угрозам, запугиванию и физическим наказаниям детей. Примерно каждый пятый ребёнок испытывает дефицит в безопасно­сти, эмоциональной близости, родительской oпeке и заботе.

На этой основе во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению наси­лия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия. Символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента, цвет ко­торой напоминает о синяках на теле детей, ставших жертвами семейного насилия, и призывает защищать их от жестокости.

Видео (кликните для воспроизведения).

При оказании помощи несовершеннолетнему в случае установления факта насилия СППС учреждения образования следует, прежде всего, иметь представление о причинах данного социально-психологического явления. Исследователи и специалисты-практики (В.В. Чечет и др.) называют следующие причины насилия над детьми:

ü сло­жившиеся стерео­типы воспита­ния детей (меня наказывали ремнём, и я это де­лаю);

ü игнорирование индивидуально-личностных особенностей детей и вовлече­ние их во многие виды деятельно­сти в ущерб их здоровью;

ü смена ценност­ных ориентиров в условиях ры­ночных отноше­ний, проявление родителями тревоги, агрес­сии, страха, не­уверенности, жестокости;

ü неблагоприятная экономическая ситуация, вы­звавшая сниже­ние уровня жиз­ни, безработицу, неуверенность родителей в за­втрашнем дне, ослабление здо­ровья матери и ребёнка;

ü миграция семей в поисках работы в результате кон­фликтов, катастроф и т.д.

Помимо причин выделяются также факторы, способствующие насилию над детьми:

ü специфика семьи (нестабильность брака, развод, от­сутствие жилья, материальные и финансовые недостатки, потеря отцом или матерью работы, наличие детей, которые нуждаются в опеке);

ü особенности ро­дителей и лиц, их заменяющих (низ­кий уровень образования, педа­гогической куль­туры, отсутствие опыта в воспита­нии детей, психо­логические нару­шения в поведе­нии, жестокое обращение в своей родительской семье, молодой возраст родителей, вера в эффективность при­нуждения и нака­зания);

ü особенности де­тей (импульсивность темперамента, болезнен­ность, инфантильность, нарушения в поведении, воз­растные кризисы 1 года, 3 лет, 7–9 и 10–15 лет);

Некоторые исследователи факторы, способствующие насилию над ребенком, объединяют в следующие группы:

– особенности личности родителя;

– семейная история, в которой строгие наказания рассматриваются в качестве семейной традиции;

– эмоциональная неготовность родителей к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство;

– предпочтение родителем одного из детей и предвзятое отношение к другому, напомина­ющему о ненавистном родственнике;

– физическая или умственная недостаточность ребёнка;

– несоответствие ожиданий родителей воз­можностям ребёнка;

– несовместимость требований взрослых с возрастными возможностями ребёнка в си­лу недостатка элементарных знаний о его развитии;

– критическая ситуация в семье или стече­ние обстоятельств (потеря родителем рабо­ты, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беремен­ность или любое другое событие, важное для взрослого, связанное с эмоциональным напряжением);

Читайте так же:  Размер суммы алиментов на ребенка

– распространённость мнения, будто физичес­кие наказания являются эффективной фор­мой воспитания (воспитательная некомпетентность);

– асоциальность или дисфункциональность семей (алкоголизированные, криминальные семьи и семьи группы риска);

– изолированность семьи от внешнего мира, отсутствие социального контроля;

– низкий социально-экономический уровень семьи;

– пропаганда насилия в СМИ.

Перечисленные причины и факторы обусловливают действия взрослых, которые угрожают благополучию и правам ребенка, наносят вред его психическому и физическому здоровью, препятствуют его развитию и вызывают серьезные социальные последствия, особенно если в отношении к ребенку проявлялись сразу несколько видов насилия.

| следующая лекция ==>
Порядок проведения встречи биологических родственников с ребенком, переданным на воспитание в приемную семью |

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1580 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Болезни

Одним из последствий насилия над детьми в семье могут быть разные травмы: переломы, ушибы, повреждения внутренних органов, ожоги. В результате ребенок может стать инвалидом или лишиться жизни.

К последствиям сексуального насилия относятся повреждения половых органов, болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея, сифилис, различные инфекции).

Перечисленные формы насилия часто сопровождаются эмоциональным и психологическим давлением, что может стать причиной проблем с психикой и нервной системой. У таких детей наблюдаются нервные тики, заикание.

Ослабленный постоянными стрессами организм восприимчив к разным инфекционным и бактериальным заболеваниям. Дети, подвергнувшиеся насилию, часто болеют аллергией, недержанием мочи и кала, дыхательными патологиями. Во взрослом возрасте они чаще болеют раком.

Психические особенности пострадавших детей

Дети, пережившие насилие в семье, имеют серьезные психологические травмы, которые становятся результатом личностных и поведенческих особенностей человека. Они подвержены немотивированным вспышкам гнева, переносят собственную агрессию на младших и на животных. Другие дети, наоборот, могут быть чрезмерно замкнуты и пассивны, что вызывает проблемы в общении со сверстниками. Некоторые могут пытаться привлечь к себе внимание вызывающим поведением или попытками суицида.

Пострадавшие от сексуального насилия дети могут иметь познания, несвойственные их возрасту, странно вести себя со сверстниками. С возрастом сами могут стать агрессорами по отношению к другим людям в сексуальном плане.

Подвержены депрессиям. Часто имеют низкую самооценку, из-за чего в будущем им тяжело добиться успехов.

Причины

Стоит отметить, что с древности у людей сложился утилитарный подход к детям. Ребенок раньше считался лишь придатком к взрослым, родители могли распоряжаться малышом как им угодно, воспитывать, как считали нужным. В древней Спарте так и вовсе больных и некрасивых детей убивали. Жестокие наказания часто применялись и на Руси. Считалось, что нет ничего зазорного в том, чтобы воспитывать ребенка с помощью физических наказаний. Многие люди переняли данную линию поведения и в наше время.

Выделим наиболее частые причины домашнего насилия над детьми:

  1. Стереотипы о воспитании детей, которые сложились исторически. Особо подобная проблема прослеживается в сельской местности, где насильственные методы воспитания детей переходят из поколения в поколение и считаются абсолютно нормальными.
  2. Ребенок разочаровал ожидания родителей, не оправдал возложенные на него надежды. Часто родители «во благо» пытаются сделать так, чтобы ребенок всесторонне развивался, а для того записывают его на всевозможные кружки и тренинги. Если ребенок не выдерживает подобных нагрузок, он способен вызвать агрессию у своих родителей. К тому же подобные методы воспитания часто становятся главной причиной морального и эмоционального насилия, когда ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится.
  3. Низкий уровень культуры населения.
  4. Психологические отклонения родителей, алкоголизм и наркомания.
  5. Нежелательная беременность.
  6. Плохое поведение самого ребенка, попытки привлечь внимание неправильными поступками и провоцированием родителей на агрессию.
  7. Негативный опыт родителей, которых самих подвергали насилию в детстве.
  8. Экономические и социальные перемены в обществе. Собственную тревогу, негодование, неудовлетворенность взрослые склонны скидывать на тех, кто слабее их.

Можно выделить следующие виды насилия над детьми в семье: физическое, сексуальное и эмоциональное, суть которых мы рассмотрим ниже.

Нарушение развития

В семьях, где процветает насилие по отношению к ребенку, замечено отставание в его физическом и нервно-психическом развитии. Отмечено, что негативное отношение к малышу способно влиять на него еще на стадии внутриутробного развития. Нежеланные дети часто рождаются раньше срока, имеют врожденные проблемы со здоровьем, развиваются медленнее своих сверстников.

Подверженные насилию дети отстают от сверстников в весе и росте, они хуже учатся. У таких людей зачастую больной помятый вид: бледная кожа, круги под глазами, непричесанные волосы, мятая одежда. Это замкнутые дети, которые могут иметь плохие привычки. Они сложно социализируются в обществе, не ладят со сверстниками, всех сторонятся.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

[2]

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.
Читайте так же:  Что значит совместно нажитое имущество супругов

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Профилактика

Перечислим основные способы профилактики насилия над детьми в семье:

  • информирование населения относительно правильного воспитания детей, об административной и уголовной ответственности, которую родители могут нести за причинение вреда ребенку;
  • оперативное реагирование на поступающую информацию о семейном насилии;
  • психологическая помощь детям, подвергшимся насилию, с целью коррекции их дальнейшего поведения;
  • реабилитационные центры для проблемных семей;
  • своевременно оказанная помощь жертвам подобных действий.

Важно внимательно относиться к окружающим людям. Жертвы насилия зачастую нуждаются в психологической поддержке окружающих. Дети наиболее беспомощны перед взрослыми, потому при первых подозрениях о домашнем насилии над ребенком необходимо срочно принимать меры, а именно обращаться в государственные органы. Равнодушие окружающих может стоить ребенку не только здоровья, но и жизни.

Таким образом, дети – самые уязвимые члены общества, а потому нуждаются в особой защите и заботе. Насилие над детьми в семье – один из самых травмирующих факторов, который влечет за собой проблемы с физическим и психическим здоровьем, а также с социальной адаптацией ребенка. Очень важно вовремя фиксировать факты издевательств над ребенком и предотвращать их, используя социальные, административные и уголовные инструменты.

Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком

Проблемы с социализацией

Пережившие насилие дети испытывают огромные трудности в социальной адаптации, им тяжело находить общий язык со сверстниками. Часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, с помощью которых они находят успокоение. Девочки склонны к занятию проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация.

Таким детям тяжело создавать собственные семьи. Часто они переносят пережитое на собственных детей, становясь агрессорами. Потому цикл насилия в семье продолжается из поколения в поколение.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Физическое насилие

Насилие – это действие лица или группы лиц, которое может причинить вред психическому, физическому и половому здоровью другого человека. Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм его родителями или другими взрослыми, которые могут стать причиной проблем со здоровьем, развитием или могут лишить ребенка жизни.

К физическому насилию над детьми в семье относятся: избиение, пытки, удушение, истязание, нанесение ожогов раскаленными предметами или жидкостями. Также сюда относится способствование употреблению ребенком алкоголя, отравляющих веществ, наркотиков.

Жестокие методы наказания – шлепки, удары ремнем, подзатыльники — также являются элементами физического насилия.

Физическое насилие над ребенком в семье широко распространено в связи с исторически сложившимися традициями воспитания детей. При воспитании ребенка необходимо помнить, что подобные методы несут только вред психологическому и физическому состоянию ребенка.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми в семье – это любой вид взаимодействия с ребенком, при котором происходит:

  1. Сексуальная стимуляции половых органов ребенка или взрослого с помощью ребенка.
  2. Демонстрация ребенку половых органов.
  3. Подглядывание за ребенком.
  4. Растление и изнасилование ребенка.
  5. Эксплуатация с целью проституции или съемки порнографии.

Сексуальное насилие очень серьезно травмирует психику ребенка. У жертв подобных действий падает успеваемость, они становятся замкнутыми, у детей случаются беспричинные истерики. Пережитый в детстве стресс влияет на всю дальнейшую жизнь. Жертвы насилия живут меньше остальных людей, они больше подвержены психическим и физическим болезням, у них есть проблемы с социализацией.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Видео

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники

Литература


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
  4. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  5. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Проблема насилия в семье над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here