Признаки жестокого обращения с детьми

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

Читайте так же:  Алименты брак подать родитель

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

[2]

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

Видео (кликните для воспроизведения).

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Признаки жестокого обращения с детьми

Под жестоким обращением с детьми понимают намеренное нанесение ребенку телесных повреждений одним из родителей или опекуном. Безнадзорность подразумевает отсутствие даже минимальной заботы и внимания к ребенку.

Для описания этих явлений в англоязычной литературе существует много выражений. Самые употребительные из них: child abuse, child neglect, non-accidental trauma (NAT). В 1962 году было введено новое понятие «синдром избитых детей» («Battered-child-syndrome»; Kempe et al.). Этот термин имеет некий социальный контекст. Жестокое обращение с детьми достигает максимального выражения в семье.

Психическое насилие «проистекает чаще всего из враждебной или отвергающей установки родителей или одного из них по отношению к полу, физическим особенностям, физическому или психическому недостатку отвергаемого ребенка» (Stutte). Формами проявления бывают ограничение свободы (запирание), клевета, унижение и подчас тяжелые оскорбления детей. Они могут достигать степени садизма и иметь более тяжелые последствия, чем физическое насилие (Strunk).

Статья о жестоком обращении с детьми с 1922 года фигурирует в немецком законодательстве. По данным полицейской криминальной статистики ежегодно регистрируется примерно 1700 случаев уголовно наказуемого жестокого обращения со стороны родителей или взрослых воспитателей. Можно полагать, что действительное число таких случаев намного больше регистрируемого. Имеющиеся оценки следует считать недостоверными. Они составляют в Германии от 20 000 до 400 000 случаев в год. В отношении примерно 10% детей, прошедших медицинское обследование по поводу телесных повреждений, имеется подозрение на жестокое обращение, а еще в 10% случаев — на безнадзорность (Friedman, Morse).

Данных о частоте психического насилия над детьми практически нет. В литературе описаны скандальные случаи, которые, однако, не позволяют оценить распространенность этого явления. Таков, например, случай, (Stutte), когда отец наказал сына за то, что ребенок после того как отец на его глазах убил его любимое животное (кролика), пытался укрыть зверька в своей постели.

Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, так же как и сексуальное насилие, следует рассматривать в общем контексте «семейного насилия», так как насилие над детьми часто бывает одним из многих вариантов агрессивного поведения в семье или микросоциальном окружении. Ниже перечислены различные варианты жестокого поведения в семье.

Формы насилия в семье (по Remschmidt et al.):
1. Насилие между партнерами:
а) насилие над партнером (женой)
б) сексуальное насилие в семье (партнеров по отношению друг к другу)
в) насилие со стороны партнера (жены)
г) последствия для детей как свидетелей родительского насилия

2. Жестокость между родителями и детьми:
а) физическая жестокость и безнадзорность
б)психическое насилие
в) психическое насилие и инцест
г) насилие детей над родителями

3. Насилие между сибсами

4. Насилие над старшими членами семьи

Читайте так же:  Смена фамилии при замужестве какие документы менять

Здесь нас интересуют лишь агрессивные формы поведения родителей по отношению к детям. Остальные приведенные в таблице варианты не рассматриваются.

Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним

О жестоком обращении с детьми или безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:
1) необъяснимые отклонения в физическом состоянии, указания на травмы, полученные в прошлом;
2) признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения (такого, например, как нарушение питания);
3) резко выраженная боязливость ребенка;
4) у детей младшего возраста — отсутствие поиска защиты у родителей и обращение за помощью к другим взрослым в новой для ребенка или устрашающей ситуации;
5) у детей более старшего возраста — «стена» против любых признаков конфликта и одновременно признаки чрезмерно приспособительного поведения.

В отдельных случаях для клинической картины характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии.

Поведение и отклонения его у родителей

В соответствии с термином «синдром жестокого обращения с детьми», описанного с учетом нескольких факторов, особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты (Kempe, Heifer):
1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;
2) нежелание сотрудничества вплоть до враждебного отношения со стороны родителей;
3) игнорирование и искажение результатов врачебного исследования;
4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;
5) признаки возбужденного состояния и утраты контроля;
6) отказ от посещений ребенка, помещенного в стационар;
7) указания на жестокое обращение и безнадзорность в анамнезе самих родителей;
8) инфантильные супружеские или партнерские отношения;
9) сильные тенденции к изоляции в семье, отсутствие контактов с соседями;
10) нереалистичные ожидания в отношении ребенка;
11) частая смена врача или больницы;
12) злоупотребление алкоголем.

Во многих случаях наблюдается сочетание нескольких названных здесь факторов. К этому нередко добавляются особенности социальной ситуации, такие как безработица, социальная дискриминация или специфические конфликты.

Для диагноза жестокого обращения с детьми и безнадзорности решающее значение имеют данные анамнеза. Но именно их по понятным причинам часто не удается получить или они оказываются ненадежными.

Признаки жестокого обращения и насилия
консультация по теме

НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»

Скачать:

Вложение Размер
zhestokoe_obrashchenie.doc 30.5 КБ

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Скачать:

Вложение Размер
Доклад «Выявление признаков жестокого обращения с ребенком» 24.48 КБ

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

Предварительный просмотр:

НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»

Семь правил для всех

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  1. Если есть сомнение, наказать или не наказать, — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  1. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — каждый день. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

Наказание – не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  1. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. не мешайте начинать жизнь сначала!
  1. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  1. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
Читайте так же:  Начальник по защите прав детей

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает 38 прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «Жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст.6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.56);
  • меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).

Закон РК «О защите прав детства» гласит:

  • «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст.14).

ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Однако, если они проявляются в том или ином сочетании, педагогу следует обратить на это внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на.

В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное де.

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени.

Прежде, чем применить физическое наказание к ребёнку, остановитесь и подумайте.

[3]

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальны.

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.

Презентация «Защита детей от жестокого обращения и насилия&quot.

Жестокое обращение с детьми

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Проводим время на карантине с пользой (3)
  • Что должен знать и уметь дошкольник (4)
  • Адаптация к детскому саду (3)
  • Играем с ребенком правильно (4)
  • Правила семейного воспитания (11)
  • Сказки в помощь (3)
  • Помощь гиперактивному ребенку (2)
  • Помощь агрессивному ребенку (3)
  • Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей (2)
  • Эмоциональное выгорание (4)
  • Современные методы работы педагога-психолога (6)
  • Живём по правилам (2)
  • Жестокое обращение с детьми

    Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

    Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

    Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Формы жестокого обращения с детьми:

    • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
    • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
    • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

    Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

    Признаки жестокого обращения с детьми

    • боязнь физического контакта с взрослыми;
    • стремление скрыть причину травм;
    • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
    • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
    • суицидальные попытки.
    • ночные кошмары, страхи;
    • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
    • стремление полностью закрыть свое тело;
    • депрессия, низкая самооценка.
    • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
    • различные соматические заболевания;
    • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению, неумение общаться;
    • задержка физического, умственного развития;
    • плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез.

    Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

    • задержка речевого и моторного развития;
    • постоянный голод;
    • кража пищи;
    • требование ласки и внимания;
    • низкая самооценка, низкая успеваемость;
    • агрессивность, импульсивность;
    • сонный вид и утомленность;
    • санитарно-гигиеническая запущенность;
    • отставание в физическом развитии;
    • часто вялотекущая заболеваемость;
    • антиобщественное поведение, вандализм.

    Профилактика жестокого обращения с детьми:

    • создание доверительно-делового контакта с родителями;
    • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
    • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

    Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

    Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

    Читайте так же:  Территориальная подсудность лишения родительских прав

    Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

    • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
    • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
    • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
    • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

    — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
    — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
    — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

    Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

    Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

    • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
    • оградить ребенка от реакции других детей;
    • уделить ребенку максимум внимания;
    • дать понять, что проблему можно решить.

    Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    Доклад»Выявление признаков жестокого обращения с ребенком».
    консультация по теме

    В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное действующее лицо при проведении этой работы.От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей а так же защита от жестокого обращения в семье.

    Лечение при жестоком обращении с детьми

    Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

    1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
    2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
    3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
    4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
    5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
    6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

    Классификация

    Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

    Диагностика

    Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

    Предварительный просмотр:

    на тему : «Выявление признаков жестокого обращения с ребенком».

    В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.

    Какие же функции педагог должен выполнять для правового воспитания дошкольников?

    -Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.

    • Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
    • Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией.
    • Организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка.
    • Содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности.
    • Привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
    • Формирование высоких морально – нравственных качеств у детей.
    • Ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.

    «Проблемные родители» — не вина ребенка, а его беда и несчастье.

    Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

    1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
    2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
    3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера. К психической форме насилия относятся: — открытое неприятие и постоянная критика; — угрозы в адрес ребенка в словесной форме; — замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; — преднамеренная физическая или социальная изоляция; — ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; — однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
    4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

    Основные физические признаки травм : гематомы, ожоги, травмы головы, внутрибрюшные травмы, переломы костей и крайнее истощение.

    Сами по себе синяки обычно не являются основанием для обращения за срочной медицинской помощью.Но если они в области живота,в районе головы, шеи, торса и гениталий,это должно стать основанием для поиска симптомов других, более серьезных проблем.

    Синяки на ягодицах, задней стороне бедер и нижней части спины часто являются следствием применения телесных наказаний.

    Травмы гениталий практически всегда носят преднамеренный характер. Гематомы, найденные в области гениталий или на внутренней стороне бедер, часто являются следствием наказаний за недержание мочи или стула.. Выявив любые травмы в области гениталий, педагог обязан оценить вероятность сексуального насилия и незамедлительно показать ребенка врачу.

    Читайте так же:  Что делать с ипотекой при разводе супругов

    Синяки на щеках или мочках ушей часто возникают в результате пощечин или подзатыльников.

    Возникновение гематом или порезов на шее почти всегда является результатом удушения рукой, шнуром, собачьим ошейником или другим предметом.

    Щипки, захват, сжатие, удар рукой тоже оставляют характерные отметины на коже. Это могут быть следы в форме пальцев, подушечек пальцев или целой ладони.

    Следы укуса представляют собой четко выраженные парные дуговидные гематомы, на которых можно разглядеть отпечатки отдельных зубов.

    Петлеобразные гематомы возникают в результате избиения ребенка сложенным вдвое электрическим проводом, шнуром или веревкой.

    В случаях, когда ребенка насильно привязывают к кровати или другому предмету, у него на ступнях, лодыжках и запястьях остаются характерные следы.

    Чтобы отличить случайные травмы от преднамеренно нанесенных, необходимо

    знать, где и как возникают случайные повреждения.

    У детей любого возраста часто страдают выступающие части тела, такие как колени, локти, предплечья, голени, лоб и подбородок. Когда дети спотыкаются и падают, у них появляются характерные синяки — как правило, округлой формы, без характерных очертаний.

    В некоторых случаях необъяснимые, часто возникающие гематомы могут быть проявлением наследственных заболеваний крови. Располагаются они обычно в местах, типичных для травм.

    Примерно в 10 процентах случаев физического насилия имеют место ожоги.

    Чаще всего встречаются сигаретные ожоги. Они имеют округлую форму, примерно одинаковый размер и углубление посередине.

    Если ожог расположен на тыльной стороне руки, то, скорее всего, он был причинен ребенку преднамеренно.

    Ожоги в виде клейма возникают, когда к телу ребенка прикладывают раскаленный металлический предмет.

    Наиболее частой причиной водных ожогов является окунание или погружение ребенка в горячую воду ягодицами.Тот факт, что руки и ноги ребенка остаются непораженными, позволяет отмести любые оправдания родителей о якобы случайном характере таких ожогов.

    Ожог, который возникает в результате погружения в горячую воду обеих ног ребенка, иногда называют «чулочным ожогом», поскольку по форме он напоминает чулки или носки. Аналогичный ожог рук называется «перчаточным».

    Широкая залысина на голове, ломаные волосы различной длины чаще всего говорят о том, что ребенка часто таскают за волосы. Если ребенка оттаскали за волосы недавно, прикосновение к волосистой части кожи головы вызывает болезненные ощущения.

    Наличие синяков под обоими глазами говорит о том, что ребенка неоднократно били наотмашь по глазам или по голове.

    Предполагаемые переломы костей требуют незамедлительного медицинского вмешательства. Рентгеноскопическое обследование детей, ставших жертвами физического насилия, более чем в 20 процентах случаев выявляет наличие у них переломов костей.

    Ребенок, страдающий крайним истощением, имеет явно недостаточную массу тела и может выглядеть изможденным.

    Обычно диагноз ставится при сравнении роста и веса ребенка со стандартными показателями, однако заподозрить истощение можно выявить уже при первом контакте с ребенком.

    У таких детей сильно выступают ребра, худые ягодицы, сморщенная кожа, костлявые руки и ноги и сморщенное личико.

    Признаки пренебрежения нуждами у детей.

    Можно предполагать, что ребенок находится в ситуации пренебрежения нуждами, если он:

    • носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде);
    • голоден, просит, крадет или запасает еду
    • часто выглядит вялым, уставшим, невыспавшимся, ослабленным;
    • часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции;
    • выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет;
    • имеет нелеченные раны

    Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

    О пренебрежении нуждами ребенка могут свидетельствовать следующие признаки в поведении родителей, хотя ни один из них сам по себе нельзя рассматривать как факт доказательства плохого обращения:

    • проявляет равнодушие и безразличие по отношению к ребенку;
    • выглядит апатичным или депрессивным;
    • злоупотребляет алкоголем или наркотиками;
    • отрицает наличие проблем или обвиняет ребенка;
    • считает ребенка испорченным, рассматривает как обузу для себя;
    • видит в ребенке в первую очередь средство удовлетворения своих собственных потребностей.

    Фактором, повышающим риск насилия над детьми и неудовлетворения их потребностей, является бедность.

    Объяснение родителями причин возникновения травм,

    указывающие на возможность жестокого обращения с ребёнком в данной семье.

    К объяснениям, вызывающим подозрения в жестоком обращении с ребенком, относятся следующие.

    свидетельства очевидцев или заявление ребенка.

    Когда один из родителей утверждает, что другой родитель допускал насилие в отношении ребенка, это обычно соответствует действительности, особенно если речь не идет о ситуации, когда родители оспаривают друг у друга права опеки над ребенком.

    Нередко родители частично признают свою вину. Например, что они нанесли ребенку одну из полученных им травм, отрицая, что имеют отношение к остальным травмам.

    [1]

    Иногда родители отрицают, что им было известно о наличии у ребенка гематом или ожогов, несмотря на то, что эти травмы видны невооруженным глазом.

    Если родители рассказывают причудливые, необычные или неправдоподобные истории, их виновность очевидна.

    Родители могут попытаться свалить вину на братьев или сестер ребенка в том случае, если не в состоянии придумать более или менее правдоподобное объяснение полученной ребенком травме.

    Невиновные родители обычно стремятся как можно быстрее показать пострадавшего ребенка врачу. Родители, допустившие насилие в отношении своего ребенка, поступают наоборот –подолгу не обращаются за помощью медиков.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном, а также защита детей от жестокого обращения в семье.

    Источники

    Литература


    1. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

    2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

    3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
    4. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
    5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
    Признаки жестокого обращения с детьми
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here