Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей (ст.ст. 124 — 144)

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей

ГАРАНТ:

См. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные приказом Госкомобразования СССР и Минздрава СССР от 31 января 1991 г. N 55/40

Об административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей см. статью 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

>
Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 126.1

Статья 126.1 . Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 126.1 СК РФ

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 2 статьи 126.1 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ ст 126.1 (ред. от 06.02.2020)

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 115. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Статья 115. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Деятельность, не являющаяся посреднической деятельностью по усыновлению детей, определяется Семейным кодексом Российской Федерации.

3. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654

4. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

5. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается федеральным законодательством.

>
Лица, имеющие право быть усыновителями
Содержание
Семейный кодекс РТ от 13 января 2009 г. N 4-ЗРТ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Посредничество по усыновлению детей

В процессе усыновления происходит установление родительских прав в отношении приемного ребенка, а все этапы этой процедуры детально регламентированы Семейным кодексом РФ и подзаконными актами. Помощь в усыновления имеют право оказывать только уполномоченные государственные органы, а любые посредники в усыновлении с 1998 года объявлены вне закона.
Читайте так же:  Соглашение о разделе наследственного имущества между наследниками

С чем связан такой запрет?

Государство декларирует приоритет интересов ребенка, поэтому при оформлении их в приемные семьи должны соблюдаться следующие требования:

    любые действия по учету детей, оставшихся без родных родителей, могут осуществляться только уполномоченными органами опеки и попечительства; процедура усыновления сопровождается доскональной проверкой сведений о личности и образе жизни потенциальных усыновителей, после чего решение об усыновлении должен принять суд; совершение любых действий по усыновлению подразумевает личное участие граждан, а их право иметь представителя не устраняет обязанности соблюдать требования законодательства.

На практике, органы опеки и попечительства также осуществляют деятельность, которая может рассматриваться как посредничество. Однако все полномочия указанного органа зафиксированы в законодательных актах, а деятельность органа опеки по защите прав ребенка осуществляется под надзором прокуратуры и суда.

Помимо этого, органы опеки не имеют право действовать от имени и по поручению потенциальных усыновителей, в их обязанности входит соблюдение прав всех участников процесса усыновления.

Запрет на посредничество при усыновлении обусловлен и правилом статьи 126.1 СК РФ, ограничивающей коммерческие цели при выборе и передаче ребенка приемным родителям. Любые виды пошлин и сборов, которые необходимо уплатить потенциальным усыновителям, могут предусматриваться только нормативными правовыми актами.

Представитель

Обязательное участие приемных родителей, подавших заявление, не лишает их возможности принять помощь представителя. Права и обязанности последнего устанавливаются гражданским законодательством и ГПК РФ. Таким образом, Семейный кодекс разрешает совершение действий от третьих лиц при усыновлении отпрыска семьей.

Полномочия доверенных лиц должны подтверждаться в суде документом, выданным в нотариальной конторе и оформленным согласно действующим правовым актам. Такие действия не должны быть связаны с обязанностями приемных родителей. Подачу искового заявления в суд, персональное присутствие в зале судебного заседания обязательно должны лечь на плечи усыновителей.

Представители по делам, связанным с передачей малолетнего на воспитание в новую семью, могут обойтись без личного присутствия доверителя при осуществлении мероприятий, имеющих характер досудебных разбирательств. Например, сбор информации и необходимых доказательств, которые потребуются при рассмотрении дела. Помимо этого, возможна дача разъяснений судье по существу иска, и подача ходатайства о помощи в истребовании письменных (вещественных) доказательств.

Заинтересованные в усыновлении ребенка лица вправе пользоваться услугами профессионального переводчика. Его можно привлекать при возникновении необходимости.

Предусмотрена ли ответственность за незаконные действия по усыновлению детей?

Незаконное усыновление через посредника сурово карается действующим законодательством. Для граждан оказание подобных услуг предполагает наложение штрафа от десяти до двадцати пяти МРОТ, а должностные лица, в свою очередь, рискуют остаться без суммы в 40-50 минимальных зарплат. Неоднократное совершение правонарушения влечет за собой уголовное преследование. Если действия были совершены с корыстными целями, то они влекут наложение штрафа до 40000 или в размере зарплаты (иного источника заработка) осужденного за период до 90 дней. Наиболее же строгими мерами считаются исправительные работы до года и арест на полгода.

Аккредитация

Положение об указанных ранее образованиях предусматривает жесткий контроль и аккредитацию на реализацию мероприятий. Последняя актуальна для иностранных структур, которые работают по усыновлению более 5 лет. Порядок выдачи разрешений предполагает подачу заявки от иностранного учреждения, изъявившего желание открыть представительство в России. Адресатом является Минобр РФ. Помимо заявки, требуется приложить следующую документацию:

  • учредительные бумаги;
  • сведения о статусе, не связанном с коммерческой деятельностью;
  • данные о структуре;
  • информацию о штате специалистов;
  • лицензию;
  • рекомендацию от органа, находящегося в стране получения лицензии, свидетельствующее о возможности реализации мероприятий в России;
  • список предоставляемых структурой услуг;
  • обязательство, связанное с контролем за условиями проживания несовершеннолетних и их развитием;
  • данные руководителя подразделения (реквизиты паспорта, данные об образовании, предыдущих местах работы, адрес и контактный телефон).

[1]

Обозначенные документы легализуются в порядке, предусмотренном НПА, переводятся на официальный язык, и удостоверяются в нотариальной конторе. Решение о предоставлении права на работу или отказе рассматривается Минобром в течение 90 дней с даты передачи документации.

Разрешение выдается на 12 месяцев. При этом профильное министерство обязательно согласует свои действия с другими уполномоченными структурами:

После принятия положительного решения представительство получает свидетельство. Причинами, по которым уполномоченный орган отказывает заявителям или лишает их статуса являются такие обстоятельства:

  • несоответствие бумаг требованиям, предъявляемым отечественным законодательством;
  • предоставление заведомо ложной информации;
  • наличие негативных отзывов;
  • заключения, сделанные по итогам проверки иными уполномоченными органами, взаимодействующими с Минобром РФ, свидетельствующие о невозможности аккредитации;
  • отсутствие взаимного признания процедуры между странами;
  • неблагоприятная обстановка в иностранном государстве, к которому относится представительство;
  • нарушения, выявленные в процессе анализа деятельности структуры;
  • нарушение взятых на себя обязательств;
  • ликвидация организации.

Важно! Зарубежные посредники, легализованные в Российской Федерации, обязаны ежегодно отчитываться перед Минобром России о своей деятельности.

Понятие усыновления

Под данной процедурой следует понимать процесс определения малолетнего в семью с целью его воспитания, обретения семейных прав и обязанностей, а также материального содержания. Супруги, которые подали исковое заявление в суд и получили положительное решение обязаны защищать права и отстаивать интересы новоиспеченного отпрыска. Кроме того, задачей взрослых становится вовлечение несовершеннолетнего во все процессы, протекающие в обществе. Мама и папа должны обеспечить маленького члена семейства образованием и проводить лечение в тех случаях, когда это необходимо.

Посредничество

Как уже было отмечено, никакая посредническая деятельность в рассматриваемом вопросе не допускается. К таковой в первую очередь стоит отнести:

  • передачу персональных данных малыша;
  • фотофиксацию малолетних;
  • видеосъемку сирот;
  • проведение медэкспертизы.

Несмотря на запрет поиска малолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, и их передачу в приемные семьи, установленный для физических лиц и юрлиц, некоторые организации все же обязаны принимать участие в процессе. Это относится к учреждениям временного пребывания несовершеннолетних (лагеря, образовательные организации, медицинские учреждения). Они обязаны сообщить в ОиП о наличии малолетнего, находящегося у них, который остался без попечения матери и отца. Срок для предоставления сведений равняется 7 суткам с даты получения соответствующей информации.

Важно! Структуры, извлекающие за свои услуги прибыль, не могут признаваться легальными. Дело в том, что по закону, осуществление правомерных действий по обустройству малолетних в семьи не может основываться на коммерческой основе.

Какая ответственность грозит, если будет выявлен факт посредничества?

Статья 126.1 СК РФ предусматривает привлечение посредников к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП РФ. Противоправные действия по усыновлению детей влекут применение штрафных санкций в виде штрафа:

    на физических лиц – от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей; на организации – от 200 000 до 500 000 рублей.
Читайте так же:  Компенсация доли совместно нажитого имущества

Привлечение к административной ответственности осуществляется на основании решения суда, выявление случаев посредничество может осуществляться не только органами опеки, но и сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры и т.д.

На протяжении последнего десятилетия неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения уголовной ответственности в отношении посредников по усыновлению. Это связано с усилением роли государства в защите прав несовершеннолетних граждан, а также ввиду постоянного выявления случаев о противоправном поведении должностных лиц и иных посредников в процессе усыновления.

О том, какой пакет документов необходим для усыновления ребенка в 2017 году читайте здесь.

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Содержание статьи:

В настоящее время усыновление стало доходным бизнесом. Многие недобросовестные предприниматели стремятся заработать на человеческом горе. Собираясь усыновить ребенка, следует четко понимать, к кому можно обращаться за помощью, а с кем следует избегать контакта. Законный представитель интересов ребенка — это государственная организация со специальным разрешением.

Законодательная база

В юридическом смысле усыновление предполагает документально оформленную передачу и прием в семью ребенка на условиях его воспитания, содержания, обеспечения всех его нужд, потребностей и всестороннего развития. В этом случае новоиспеченные родители несут ответственность за чадо, защищают и представляют его интересы.

Процедура усыновления регламентирована Семейным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом РФ. Согласно статье 126.1 (параграф 19) СК РФ, посредническая работа сторонних лиц, направленная на выявление и передачу детей усыновителям, полностью исключается. При этом не имеет значения, что посредник выступает от лица потенциальных родителей. Подобные действия считаются незаконными с 1998 года.

Помимо непосредственного подбора в перечень неправомерных действий входят:

  • передача сведений о ребенке в виде фотографий, видеозаписей;
  • размещение данных о детях без родителей в сети интернет, СМИ и в других источниках информации;
  • проведение дополнительных обследований медицинского характера.

Любые действия и попытки по передаче указанных данных считаются нарушением положений закона и влекут за собой ответственность административного порядка в виде штрафа.

Что называется посреднической деятельностью?

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства. Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

  • органы опеки и попечительства;
  • представители исполнительной власти, имеющие специальные полномочия;
  • иностранные уполномоченные организации, имеющие специальные разрешения от РФ в силу существующих соглашений по усыновлению между странами.

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

В каких ситуациях возможно использовать представителей усыновителей?

Существующим законодательством допускается возможность использования личного представителя в процессе по усыновлению (п. 3 ст. 126.1 СК РФ). При этом, данная правовая норма не освобождает усыновителя от обязанности присутствовать в судебном процессе лично.

Иностранные граждане также могут быть усыновителями. В данном случае усыновление осуществляется по законам государства, гражданином которого является усыновитель, но с соблюдением ряда норм российского законодательства (абз. 2 ст. 165 СК РФ). Кроме того, иностранным гражданам разрешается пользоваться услугами переводчика, если владение языком не позволяет полностью понимать суть существующих нормативов и необходимо для облегчения общения с ребенком в процессе их знакомства. Права и обязанности представителя усыновителей четко прописаны в существующем гражданском процессуальном законодательстве.

Не все граждане имеют четкое представление о юридических тонкостях усыновления, а иностранные граждане могут вообще не знать законов РФ. Поэтому и предусматривается возможность обращаться за помощью к специалистам. Подобная практика позволяет ускорить процесс усыновления и избежать возможных юридических неточностей и ошибок в процессе оформления необходимых документов.

Как существующее законодательство борется с посреднической деятельностью при усыновлении?

Если попечитель использует законный способ усыновления, то интересы ребенка полностью соблюдаются и никаких санкций или уголовной ответственности не предусматривается. Если же совершаются противоправные действия с целью извлечения прибыли в процессе усыновления, то организация, допустившая подобное нарушение, подвергается санкциям в рамках существующего законодательства, прописанных в статьях 5.37 КоАП РФ или 154 УК РФ.

При обнаружении получения коммерческой выгоды в процессе усыновления ответчик может привлекаться по статье, предусматривающей наказание за торговлю несовершеннолетними или за совершение незаконной сделки с целью получения выгоды.

Заключение

  1. Стремясь защитить интересы несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей, государство установило четкие правила, согласно которым опекун может передать свои права и обязанности усыновителю.
  2. Собираясь принять к себе в семью нового ребенка, необходимо понимать всю ответственность предстоящего шага.
  3. Не следует обращаться за помощью к посредникам, не имеющим для этого разрешений, установленных законодательством РФ.
  4. Все действия по усыновлению проводятся только государственными структурами под контролем исполнительной власти и попечительских организаций.
  5. Любой усыновитель имеет право воспользоваться помощью специального представителя и переводчика при необходимости.
  6. Помощь специалиста поможет избежать нарушений при оформлении необходимых документов.
  7. Органы опеки тщательно обязаны проверять сведения, подаваемые усыновителем для предотвращения торговли детьми.

Следует помнить, что незнание законов не освобождает от уголовной ответственности, поэтому перед тем, как заняться усыновлением, следует проконсультироваться у специалиста.

Сегодня существует множество семей, для которых возможность иметь собственных детей стала недостижимой мечтой. Стремясь помочь таким людям и детям, в силу различных причин лишившихся родителей, государство разработало и внедрило механизм усыновления. Однако стремление заработать на чужом горе толкает недобросовестных предпринимателей на нарушение закона. Следует помнить, что подобная деятельность сурово карается органами власти. Необходимо понимать всю меру ответственности своих поступков.

Список законов

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Усыновление (удочерение) детей

Понятие усыновления

Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  Как жить после развода с тремя детьми

Кроме этого, усыновление рассматривается в семейном праве как:

  • юридический акт, порождающий возникновение прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным;
  • правоотношение между усыновителем и усыновленным;
  • институт семейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в исключительных случаях, когда это отвечает интересам детей (п. 2, 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет. При наличии уважительных причин суд вправе сократить разницу в возрасте в интересах ребенка. При усыновлении ребенка отчимом или мачехой разница в возрасте значения не имеет.

Усыновителями могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. При этом граждане РФ имеют приоритет, который не касается родственников детей.

Дети могут быть переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот срок не распространяется на родственников детей.

Любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей — посредническая деятельность по усыновлению — не допускается (ст. 126-1 СК РФ).

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, осуществляемая на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. При этом такая деятельность не может преследовать коммерческие цели.

Лица, желающие усыновить ребенка, имеют право привлекать представителей. Такие представители посредниками не являются. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

В ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые не могут быть усыновителями:

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (см. перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542);.
  • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;
  • лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Порядок усыновления (ст. 125 СК РФ)

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела рассматриваются по правилам особого производства с обязательным участием усыновителей, прокурора, органов опеки и попечительства, которые дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. Усыновление подлежит государственной регистрации.

Условия усыновления ребенка

  • Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным должна быть не менее 16 лет. По уважительным причинам она может быть сокращена судом. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) разница в возрасте значения не имеет (ст. 128 СК РФ).
  • Согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ). Согласие родителей не требуется, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны недееспособными; лишены родительских прав и со времени лишения истек шестимесячный срок; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными (ст. 130 СК РФ).
  • Согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ).
  • Согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет. Исключение: возможно усыновление без согласия ребенка, если до подачи заявления об усыновлении он проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем (ст. 132 СК РФ).
  • Согласие супруга усыновителя. Согласие не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (ст. 133 СК РФ).

Тайна усыновления

Действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на охрану тайны усыновления.

Во-первых, лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, подлежат привлечению к уголовной ответственности на основании ст. 155 УК РФ.

Во-вторых, при усыновлении могут быть изменены фамилия, имя, отчество ребенка, дата и место его рождения (ст. 134, 135 СК РФ). Дата рождения ребенка может быть изменена не более чем на 3 месяца.

В-третьих, усыновители могут быть записаны родителями усыновленного ребенка (ст. 136 СК РФ).

В-четвертых, дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Правовые последствия усыновления (ст. 137 СК РФ)

Во-первых, между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению (родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками и др.).

Во-вторых, по общему правилу прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными и их родителями и другими родственниками по происхождению.

[2]

Исключениями из этого правила являются:

  • возможность сохранения личных и имущественных прав и обязанностей с отцом или матерью, если ребенок усыновлен одним лицом, соответственно, женщиной или мужчиной;
  • сохранение по просьбе дедушки или бабушки усыновленного ребенка личных и имущественных прав между ребенком и родственниками его умершего родителя.
Читайте так же:  Практика бракоразводных процессов с разделом имущества

В-третьих, ребенок сохраняет права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя (ст. 138 СК РФ).

Отмена усыновления

Согласно ст. 140 СК РФ отмена усыновления производится в судебном порядке с участием органа опеки и попечительства и прокурора.

Основаниями для отмены усыновления в соответствии со ст. 141 СК РФ являются:

  • уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
  • злоупотребление усыновителей родительскими правами;
  • жестокое обращение усыновителей с усыновленным;
  • хронический алкоголизм или наркомания усыновителей;
  • другие основания с учетом интересов и мнения ребенка.

Правом требования отмены усыновления обладают (ст. 142 СК РФ):

  • родители ребенка;
  • его усыновители;
  • усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет;
  • орган опеки и попечительства;
  • прокурор.

Правовые последствия отмены усыновления

Во-первых, прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного и усыновителей (родственников усыновителей).

Во-вторых, восстанавливаются правовые связи ребенка с родителями и родственниками, если этого требуют интересы ребенка.

В-третьих, после отмены усыновления ребенок может быть передан родителям, а если они отсутствуют или такая передача противоречит интересам ребенка, то ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

В-четвертых, суд решает вопрос о сохранении имени, отчества и фамилии, присвоенных ребенку при усыновлении.

В-пятых, суд, исходя из интересов ребенка, может взыскать средства на его содержание с бывшего усыновителя.

После достижения усыновленным совершеннолетия отмена усыновления не допускается, за исключением случаев, когда на отмену согласны усыновитель, усыновленный и его родители, если они не лишены родительских прав или не признаны недееспособными (ст. 144 СК РФ).

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Актуальная информация на сайте Консультант Плюс

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Актуальная информация на сайте Консультант Плюс

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Актуальная информация на сайте Консультант Плюс

Допустимо ли посредничество по усыновлению детей?

Время чтения: 3 мин.

Процесс усыновления в РФ строго регламентирован положениями Семейного кодекса. В статьях свода законов указано, кто именно может выступать претендентом на родительство, и как осуществляется процедура. Здесь же обозначено, что посредническая деятельность по усыновлению детей абсолютно исключена. Однако запрет не касается ряда организаций, чья работа напрямую связана с охраной интересов несовершеннолетних граждан.

Читайте так же:  Отказ от вакцинации против гриппа ребенку

Кто не считается посредником

Все та же статья 126.1, положение 2, гласит, что деятельностью, направленной на помощь в устройстве детей в семью, могут заниматься лишь компетентные органы. В частности, таковым признается совет попечительства и опеки. Именно на плечи сотрудников госучреждения возлагается ответственность за выявление и дальнейшее устройство в семью детей, оставшихся без родителей. В отдельных случаях, решение о передаче ребенка на воспитание усыновителям принимает орган власти местного либо федерального значения.

На деле опека либо иные уполномоченные структуры все же исполняют некую посредническую роль. Однако в этот момент ответственными лицами не преследуются какие-либо коммерческие цели, в частности извлечение прибыли. К тому же весь процесс происходит под наблюдением прокуратуры и суда, поэтому такая деятельность считается законной.

Также совет попечительства не имеет возможности действовать от имени потенциальных родителей, работая по их поручению. Опека, в первую очередь, стоит на защите интересов ребенка.

Кроме того, посредниками не считаются организации по усыновлению, уполномоченные иностранными государствами на подобную деятельность и расположенные в пределах Российской Федерации. Основой здесь признается принцип взаимности либо международный договор с Россией. В этом случае контроль осуществляет Министерство иностранных дел и Министерство юстиции.

Еще один важный нюанс – возможность привлечь законного представителя со стороны усыновителей, должным образом оформившего возложенные на него полномочия. Если возникает необходимость, допускается использование услуг переводчика.

Однако потенциальные родители должны принимать личное участие во всех процедурах, включая сбор документов, медицинское обследование, осмотр жилья и прочие моменты.

Согласно статье 126.1 СК РФ посреднические действия в процедуре усыновления запрещены. Возможностью оказывать содействие в этом вопросе наделены лишь органы опеки, исполнительной власти, а также учреждения, уполномоченные иностранными государствами. Соцзащита, медицинские и воспитательные организации, благотворительные фонды заниматься подобной деятельностью не могут. Указанные структуры имеют право лишь сообщить о наличии детей, оставшихся без заботы родителей.

Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

[3]

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей в РФ

В сегодняшних реалиях, когда законодательство имеет тысячи подзаконных актов, регулирующих те или иные сферы в жизни человека, сложно самостоятельно решить важные вопросы. К таким можно смело отнести усыновление ребенка. Родители, которые не желают разбираться в процессе самостоятельно или попросту боятся этого, прибегают к помощи третьих лиц. Они именуются посредниками. Однако тут встает вопрос: допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей в РФ?

Допускается ли деятельность посредников?

В Российской Федерации посредническая деятельность, направленная на поиск для несовершеннолетних новой семьи, не допускается. Ст. 126.1 СК России четко дан ответ на этот вопрос. Таким образом, третьи лица не имеют законного права передавать малолетних на воспитание гражданам.

Важно! К посредническим действиям не относится работа, проводимая ОИГВ, опекунскими структурами, НКО, благотворительными фондами, зарубежными организациями.

Зарубежные структуры в пределах границ РФ действуют согласно положениям международных соглашений на принципах взаимности. Процессы регистрации и выдачи разрешения на работу урегулированы ПП РФ №654 от 04.11.06. Процедура требует личного участия от потенциального родителя:

  • получение справок,
  • прохождение медкомиссии;
  • специальное обучение;
  • обследование условий проживания семьи.

Что такое посредничество?

В 1998 году в Семейный кодекс РФ была введена специальная норма, запрещающая любые формы посредничества при усыновлении несовершеннолетних граждан. Согласно ст. 126.1 СК РФ посредничеством признается любая деятельность третьих лиц, направленная на подбор и передачу ребенка для усыновления от имени и в интересах потенциальных усыновителей.

Об усыновлении ребёнка в РФ можно узнать в этой статье.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, посредническая деятельность недопустима при проведении процедуры усыновления. Если граждане или организации подыскивают приемным семьям детей, то им грозит штраф, арест, исправительные работы. Однако иностранные структуры, получившие аккредитацию на территории РФ, могут работать по вопросу устройства несовершеннолетних. Их действия не могут носить коммерческий характер, а заявление на выдачу разрешения тщательно проверяется уполномоченными ведомствами. Тем не менее граждане могут привлекать для досудебных процедур представителей, действующих по доверенности или переводчика.

Источники

Литература


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  5. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here