Понятие и сущность ювенальной юстиции

Проблемы становления ювенальной юстиции в России

В настоящее время под ювенальной юстицией в РФ принято пони­мать уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. От­сутствие законодательной базы, определяющей сферу деятельности юве­нальной юстиции, ее цели и задачи, не позволяет говорить о ней как о свершившемся юридическом факте, хотя в порядке эксперимента юве­нальные суды действуют в ряде регионов РФ, например в Санкт-Петербур­ге, Москве; в Ростовской области их уже 14.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолет­них» на российские суды возложена обязанность при рассмотрении уго­ловных дел в отношении несовершеннолетних применять международные нормы ювенального правосудия; рассматривать такие дела должны специ­ально подготовленные судьи с позиций защиты интересов несовершенно­летних.

В проекте закона «О ювенальной юстиции в Российской Федера­ции», разработанного в 2000 г. в рамках Федеральной президентской программы реализации судебной реформы в РФ (но так и не принятого), под ювенальной юстицией понимается судебная система, осуществля­ющая правосудие по делам несовершеннолетних, которая имеет следу­ющие задачи:

• судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

• судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 проекта закона).

В проекте закона ювенальная юстиция рассматривается как часть системы общего правосудия, действующая на общей правовой базе. Несо­вершеннолетний выделяется как особый субъект правовой защиты и су­дебного преследования, а одним из принципов ювенальной юстиции про­возглашается приоритет судебной защиты прав и законных интересов не-

совершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних рассматривается как суд комплексной юрисдикции, в компетенцию которого входят и граж­данские дела по искам несовершеннолетних, иски их законных представи­телей о посягательствах на имущественные, личные неимущественные, трудовые, жилищные и иные права несовершеннолетних.

В проекте закона были предусмотрены следующие виды судов по де­лам несовершеннолетних:

• судья, рассматривающий дела несовершеннолетних единолично (ст. 11);

• коллегиальный суд по делам несовершеннолетних, состоящий из трех судей (ст. 12);

• суд присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 13).

В 2005 г. Советом при Президенте РФ по содействию развития ин­ститутов гражданского общества и прав человека был подготовлен проект федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

В проекте закона под системой ювенальной юстиции понимается со­вокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, непра­вительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, пси­хологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего) (ст. 2).

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении:

• детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, сво­бод и законных интересов, в том числе в первую очередь в отношении бес­призорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних);

• детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

• детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменя­ющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних) (ст. 3).

Профилактика как цель прямо обозначена в ст. 2 проекта закона и закреплена в одном из принципов построения и функционирования сис­темы ювенальной юстиции, приведенных в ст. 4:

• приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка (несовер­шеннолетнего);

• открытость и прозрачность процедур деятельности всех институ­тов системы ювенальной юстиции;

• приоритет профилактического подхода,

• защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего) специализированными государственными органами, органами мест­ного самоуправления, государственными, муниципальными и неправитель­ственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

• расширение восстановительного подхода при осуществлении пра­восудия в отношении детей (несовершеннолетних);

• создание условий для всесторонней социализации ребенка (несо­вершеннолетнего) как предпосылки для его наилучшего развития;

• поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);

• взаимодействие государственных органов, органов местного самоуп­равления, государственных, муниципальных и неправительственных неком­мерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обес­печения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

• доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

• создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответствен­ных за воспитание детей (несовершеннолетних);

• создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовер­шеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять де­ятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интере­сов ребенка (несовершеннолетнего).

Согласно ст. 5 проекта закона законодательство о ювенальной юсти­ции включает:

• Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в РФ»;

• Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»;

• законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

• законодательство об уполномоченных по правам ребенка;

• иное федеральное законодательство, законодательство субъек­тов РФ, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Следует заметить, что законы «О ювенальных судах в РФ» и «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» до сих пор не приняты.

В соответствии со ст. 6-8 проекта закона субъектами системы юве­нальной юстиции являются государственные органы и учреждения, входя­щие в систему ювенальной юстиции. К ним относятся:

• уполномоченные по правам ребенка;

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• должностные лица и иные работники прокуратуры, органов след­ствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершен­нолетними);

• специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

• воспитательные колонии и иные специализированные пенитенци­арные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонару­шителей.

Читайте так же:  Отказ от соцпакета по инвалидности ребенка инвалида

Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювеналь­ной юстиции:

• органы опеки и попечительства;

• муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры служб и учреждений.

Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними):

• общественные объединения и иные неправительственные неком­мерческие организации, действующие в интересах детей (несовершенно­летних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и закон­ных интересов;

• негосударственные социальные, исследовательские, диагностичес­кие, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, втом

числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и без­надзорных детей (приюты);

В соответствии с проектом федерального конституционного закона «О ювенальных судах в РФ» для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специальных судов, действу­ющих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», создаются ювенальные суды.

К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в кото­рых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим — при рассмотрении уголовных и административных дел или одной из заинтере­сованных сторон — при рассмотрении гражданских дел.

Проект закона предусматривает создание ювенальных судебных кол­легий в составе Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ных областей и автономных округов.

Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федераль­ными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях — в составе трех профессиональных судей.

Сущность функций субъектов системы ювенальной юстиции заклю­чается в направленности их непосредственной деятельности (при взаимо­действии с другими субъектами ювенальной юстиции) на профилактику нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и пре­дупреждение правонарушений несовершеннолетних. Формы их деятель­ности зависят от содержания законодательства, которое в настоящее время находится в стадии проектов и обсуждений.

В Москве 13-14 декабря 2005 г. состоялась Международная конфе­ренция «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в сов­ременной России», где Российская Федерация была подвергнута критике за медлительность в учреждении суда по делам несовершеннолетних и соз­дании системы ювенальной юстиции.

Необходимо избегать медлительности и в то же время не допускать излишней поспешности в процессе принятия и апробации ювенального за­конодательства в России, так как темпы роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, не позволяют оставлять указанные проблемы без их оперативного, но взвешенного решения.

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/problemyi-stanovleniya-yuvenalnoy-yustitsii-71460.html

§ 3. Принципы ювенальной юстиции

Это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции и отличают ее от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской). Оценивая специфические принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с принципами общего правосудия.

Специфическими принципами ювенальной юстиции являются следующие:

Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции.

В современном судебном процессе стран, где функционирует ювенальная юстиция, повышенная судебная защита предусмотрена для всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, независимо от их процессуального положения (с учетом российской терминологии — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших).

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них. Провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания — это тоже проявление охранительной функции ювенальной юстиции. Обратите внимание на то, что воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, проходящее через весь судебный процесс, и относят к самостоятельному принципу ювенальной юстиции, равно как считают принципом уголовного права в отношении несовершеннолетних (принцип воспитуемости) (подробнее см. лекцию V).

Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название «непрофессиональный элемент».

Хотелось бы обратить внимание на то, что сложившаяся в западных странах, где есть суды для несовершеннолетних, система вспомогательных неюридических органов оценивается нами нередко как центральное звено ювенальной юстиции. Еще раз стоит подчеркнуть, что такая позиция не соответствует концепции и философии ювенальной юстиции. Тем не менее, рассматриваемый «непрофессиональный элемент» органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетних именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция (подробнее см. лекцию VI).

Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах очень велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.

Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только по делу несовершеннолетнего, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление — акт индивидуальный, как индивидуальны уголовная ответственность и наказание за него.

Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.

Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не вяжется с традиционным представлением о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.

Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он оценивается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об этом использовании. Очевидно, что неформальный характер процедуры — основа индивидуализации судебного процесса в суде для несовершеннолетних — должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими «задавлен», иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса — несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия.

Читайте так же:  В какой загс подать заявление о разводе

http://lib.sale/yuvenalnaya-yustitsiya-pravo/printsipyi-yuvenalnoy-yustitsii-31927.html

§ 1. Понятие ювенального права

Видео (кликните для воспроизведения).

Ювенальное право в настоящее время может рассматриваться лишь как научная дисциплина. Нормы права, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних граждан, рассредоточены в большом количестве нормативных правых актов.

В связи с этим современная законодательная техника не позволяет объединить нормы о правовом положении несовершеннолетних в едином акте. В настоящее время нет оснований говорить об отрасли ювенального права.

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОв современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.

Предметом ювенального права являются правовые нормы, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних. В первую очередь здесь следует назвать правила, которые непосредственно относятся к лицам, не достигшим возраста 18 лет. В качестве примера можно назвать ст. 38 и 60 Конституции РФ, нормы гл. 11 СК РФ и др. Ювенальное право обязано исследовать также нормы, которые регулируют отношения с участием всех граждан, в том числе несовершеннолетних, в той мере, конечно, в какой они их касаются.

Если это множество норм объединено тем, что они являются предметом анализа одной научной дисциплины, то по данному критерию они тоже могут рассматриваться как система, несмотря на то, что она, конечно, не представляет собой отрасль в современном понимании этого термина.

Анализ системы норм – это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства – Конституции РФ.

Целью ювенального права является также изучение опыта применения нормативных правовых актов самими участниками отношений, а также практики работы с несовершеннолетними учреждений муниципального управления, административных органов и суда.

Задачей такого анализа является определение направления совершенствования законодательства, регулирующего отношения с участием несовершеннолетних, а также отношений несовершеннолетних с муниципальными и государственными органами.

Общая цель анализа законодательства средствами ювенального права – в том, чтобы определить направления его совершенствования.

Основные задачи науки ювенального права можно определить следующим образом.

1. Системный анализ норм, которые определяют права и обязанности детей в разных сферах общественных отношений.

В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.

2. Разработка предложений не только о признании и защите нрав несовершеннолетних, но и об установлении их обязанностей.

В настоящее время в этом отношении наблюдается явная диспропорция. В качестве примера можно привести семейное законодательство: гл. 11 СК РФ устанавливает только права детей в семье. Таким образом, получается, что у них нет обязанности обслуживать себя, уважать интересы других членов семьи, беречь семейное имущество, участвовать в ведении совместного хозяйства, прилежно учиться, соблюдать правила поведения в общественных местах и т. д. Если дети не знают об этих своих обязанностях, не обучены навыкам их исполнения, можно констатировать печальную истину, что они не готовы к взрослой жизни.

3. Разработка мер ответственности несовершеннолетних за неисполнение ими своих обязанностей в семье и учебном заведении.

В настоящее время в основном дебатируются вопросы ответственности несовершеннолетних при выявлении участия их в состоявшихся преступлениях. Однако главное место занимают проблемы защиты прав детей. Уже сейчас активно формируется сеть уполномоченных по правам ребенка. В последние годы все чаще поднимается тема насилия над детьми в семье. Тем не менее всякое общество для укрепления правопорядка, повышения эффективности производственной деятельности, развития производительных сил, охраны среды обитания должно совершенствовать систему обязанностей. Причем начинать эту работу надо с воспитания детей.

Представляется противоречивой ситуация, предусмотренная ст. 20.22 КоАП РФ: появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования и других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 300 до 500 руб. Получается такая ситуация, что у самих несовершеннолетних нет обязанности вести себя достойно в общественных местах и не совершать действия, перечисленные в ст. 20.22 названного Кодекса. Родителям не дано права наказывать свое чадо за недостойное поведение, однако самих родителей наказывать в случае недостойного поведения их детей можно.

Таковы общие положения и особенности ювенального права в современных условиях.

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/ponyatie-yuvenalnogo-prava-68662.html

Модели ювенальной юстиции в странах континентальной правовой системы

Дата публикации: 20.09.2016 2016-09-20

Статья просмотрена: 2331 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, К. Е. Модели ювенальной юстиции в странах континентальной правовой системы / К. Е. Третьякова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 259-263. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33861/ (дата обращения: 16.04.2020).

Читайте так же:  Проект усыновлению детей

Термин «ювенальный» этимологически берёт своё начало от латинского слова juvenis (junior), что означает — молодой, юный, а также может истолковываться, как молодой человек, юноша, девушка. Ювенальная юстиция обобщённо понимается, как «кооперация деятельности различных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Ювенальная юстиция — система воспитательно-юридическая, государственно-общественная». [8, с.4]

Исторический опыт возникновения, становления и развития ювенальной юстиции, её нормативно-правовой базы, является сложным и длительным, а для современной России в, некоторой степени, новым, поскольку специализированных государственных органов, расследующих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, и судебных органов, рассматривающих материалы о совершении преступлений несовершеннолетними, в Российской Федерации нет.

В связи этим, целесообразно рассмотреть существующие модели ювенальной юстиции в некоторых зарубежных государствах. В то же время, следует признать, что среди учёных и практиков, причастных к разработке законодательства о несовершеннолетних, до сих пор нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима в России.

Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 года на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. [13, с.7] По примеру США подобные суды были созданы в Англии в 1905, Канаде в 1908, Бельгии в 1912, Франции в 1914, Греции в 1924 году, а также ряде других стран. При этом, принято выделять две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада и Австралия и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и ряде других европейских государств. [14, с.112–113]

Французская система правосудия в отношении несовершеннолетних является образчиком романо-германской модели, наиболее ярко воплощая такие её черты, как четкое разграничение компетенции судебных органов, органов предварительного следствия, регламентация судебной процедуры. Поскольку уголовный кодекс Франции прямо устанавливает, что несовершеннолетние лица, признанные виновными в совершении преступлений, становятся объектом защиты, помощи, надзора и воспитания при условиях и в порядке, установленном отдельным законом, правовую основу французской ювенальной юстиции составляет Закон № 45–174 от 2 февраля 1945 года. [21, с.197–205]

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность во Франции. Это 13 лет, поэтому лица моложе тринадцати не могут являться преступниками, к ним применяются лишь воспитательные меры. [10, с.187–189]

Французский ювенальный судья Э.Робинсон выделяет ряд принципов, на которых строится ювенальная юстиция Франции. Первый — принцип предпочтительности воспитательных мер перед наказательными (карательными). Ориентирование системы правосудия над несовершеннолетними на воспитательную составляющую способствует защите прав и интересов несовершеннолетнего, его ресоциализации, а значит и соответствует целям специальной превенции. Второй принцип, это глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя. Судья выносит вердикт только при условии глубокого, тщательного, досконального изучения личности несовершеннолетнего преступника, при этом, обязательным условием является проведение «социального исследования» с составлением специального досье. Причем, такое исследование судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. [12, с.107]

Третий принцип — специализация судей, занимающихся исключительно делами несовершеннолетних.

В сущности, французскую ювенальную систему можно охарактеризовать, прежде всего:

‒ системностью различных органов и служб, координируемых ювенальным судом;

‒ воспитательной направленностью системы правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

‒ назначением той или иной воспитательной меры на основе полного и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего, его окружающей среды (семьи, друзей, школы и др.);

‒ мобильностью в определении вида, содержания и характера воспитательных мер, применяемых к несовершеннолетнему;

‒ наличием профилактического потенциала преступности несовершеннолетних, в том числе в виде специальной превенции. [20, с.16]

Основная цель ювенальной системы Швейцарии — это возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и принцип освобождения лишенного свободы несовершеннолетнего, как только это становится возможным. При этом правовую основу составляют международные правовые акты, а также внутренние нормативные правовые акты. Так, Конституция Швейцарии распределяет полномочия между конфедерацией и кантонами. Таким образом, в том, что касается ювенальной юстиции, все, что является основополагающим и такие документы, как уголовный кодекс — все входит в компетенцию конфедерации. А все, что касается формы, то есть сама процедура, меры пресечения, меры наказания и так далее — это все входит в компетенцию кантонов. Словом, в федеральном уголовном кодексе предусмотрены все правонарушения и преступления, а в 27 процессуальных Кодексах регламентированы процессуальные вопросы каждого кантона в отдельности. [17, с.78–93]

Уголовная ответственность в Швейцарии наступает с 10 лет. При рассмотрении вопроса о назначении несовершеннолетнему меры воздействия приоритет отдаётся воспитательным мерам. При этом все воспитательные меры можно условно разделить на четыре типа: наблюдение (судья делегирует сотрудника, который наблюдает за семьей несовершеннолетнего и тем, как идет процесс воспитания), наблюдение с воздействием сотрудника непосредственно на ребенка, клинические курсы лечения (когда несовершеннолетний является алкоголиком, наркоманом, зависимым от каких-либо медикаментов), изоляция ребенка от семьи (ребенок перемещается в другую среду обитания на разный в зависимости от случая период времени). «Естественно, все эти четыре меры вовсе не обязаны следовать одна за другой или существовать одна независимо от другой, то есть их можно комбинировать, их можно перемещать в зависимости от того, какие результаты мы получаем». [19, с.37]

Основной акцент в швейцарской ювенальной юстиции делается на стороне, возмещающей ущерб, пытающейся найти какие-то точки соприкосновения, какое-то примирение между противными сторонами. После проведения следственных действий для выяснения характера совершенного преступления судья приступает к следственным действиям для выявления личности, характеристики автора этого правонарушения. Именно здесь он работает в тесном контакте с административным сектором и частным.

Читайте так же:  Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей подсудность

Именно работники административного или частного сектора (общественный работник, психиатр, психолог) подготавливают по поручению судьи информацию о подростке, формируют его досье (по аналогии с французским социальным досье). [4, с.28–30] Сформированное досье поступает судье. И если ничего иного предпринимать не требуется, например, помещать несовершеннолетнего в специализированное медицинское учреждение в случае его заболевания (наркомания, токсикомания), процесс переходит в следующую стадию — вынесение приговора. Данная стадия происходит в кабинете судьи в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или опекунов, а также жертвы совершенного преступления; судья объявляет свое решение и объясняет его. Далее наступает стадия исполнения наказания. [6, с.5–8]

В швейцарской ювенальной системе приоритет всегда отдается воспитательным мерам, ведущую роль играет ювенальный судья, начинающий, контролирующий и заканчивающий весь судебный процесс. В конечном счете, данная правовая модель преследует двуединую цель — возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и освобождение несовершеннолетнего, лишенного свободы, как только это становится возможным, а также возмещение ущерба и примирение между сторонами. [19, с.46–69]

Правовая база польской ювенальной юстиции включает международные правовые акты, а также внутренние законы, отвечающие требованиям международных стандартов осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. К числу последних относят Закон о процедуре рассмотрения дел несовершеннолетних 1982 года и Закон об уголовных преступлениях и мелких правонарушениях. Как указывает С. С. Козлов: «В Польше правосудие для несовершеннолетних построено своеобразным способом — уголовное преследование производится в общем порядке, а все остальные дела решает семейный суд». [9, с.16–17]

[2]

Согласно польскому законодательству, подростки в возрасте 13–17 лет, совершившие правонарушение, считаются несовершеннолетними и могут быть привлечены к суду, однако, формально они не могут быть признаны преступниками, так как совершают не преступления, а так называемые, действия, влекущие за собой наказание. Статус несовершеннолетнего в системе правосудия продлевается до 18 лет, если действия подростка связаны с так называемой «деморализацией» (алкоголизм, наркомания, отказ от посещения школы, асоциальное поведение), либо до 21 года, если молодой человек был осужден как несовершеннолетний и находится в соответствии с приговором суда в исправительном учреждении. [18]

Большинство уголовных дел в отношении несовершеннолетних рассматривается введенным в 1978 году семейным судом. Исключение составляют дела в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста, совершивших тяжкое преступление (убийство, насилие, террористический акт). В любом случае, при рассмотрении уголовного дела судом учитываются индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости. [22, с. 129–139]

Нормативная база ювенальной юстиции Германии представлена двумя кодексами — Уголовным и Уголовно-процессуальным, а также основным нормативным правовым актом специального значения — Законом об отправлении правосудия по делам молодежи от 3 августа 1953 года (с последними изменениями от 19 января 2000 года). Закон о суде по делам молодежи регулирует мероприятия при поступках подростков (14–18 лет) и молодых людей (18–21 год) и создание судов по делам молодежи, помощи судам по делам молодежи, возможности прекращения процесса или назначения воспитательных мероприятий. [24, С.39]

Стратегическим направлением правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Германии является отказ от уголовного преследования. Данное направление связано с понятием «диверсион». Суть данного понятия заключается в отказе от официального уголовного процесса путем применения неформальных альтернатив ему, сопряженных с отсутствием длительных процедур и формального судебного разбирательства. [7, с.335–337]

Диверсион принадлежит к одному из направлений либеральной уголовной политики и ориентирован, в первую очередь, не на реагирование, но на превенцию. Диверсион включает в себя два направления — криминологический и педагогико-терапевтический. Криминологический базируется на следующих утверждениях:

  1. Подростковая преступность обычна, нормальна, эпизодична и малозначительна, поэтому излишние меры борьбы с ней не нужны;
  2. Диверсион помогает избежать стигматизации (в процессе признания лица виновным происходит его клеймение и в общественной среде он обретает новый статус — «преступник», кроме того, общение с другими лицами, отбывающими наказание протекает в обстановке асоциального поведения и способствует формированию соответствующих установок и мировоззрения). [16, с.54–55]

Правом прекращения уголовного преследования несовершеннолетних по Закону о суде по делам молодежи наделен как прокурор, так и суд. Так, если прокурор предъявил обвинительное заключение несовершеннолетнему, но ювенальный судья усматривает, что а) совершенное деяние является проступком, вина незначительна и отсутствует публичный интерес в уголовном преследовании; б) уже начата или осуществлена какая-либо воспитательная мера; в) вынесение приговора не необходимо, а можно ограничиться назначением какой-либо меры, признавшему себя виновным несовершеннолетнему, то судья может прекратить уголовный процесс без устного судебного разбирательства, заручившись согласием прокурора. [3, с.345–362]

Прекращение процесса оформляется судьей путем вынесения определения, которое не может быть обжаловано. В этом определении судья вправе установить несовершеннолетнему срок (максимум 6 месяцев), в течение которого он должен выполнить возложенные на него обязанности, указания, либо подвергнуться воспитательным мерам. Таким образом, в основу ювенальной юстиции Германии заложена идея перевоспитания несовершеннолетнего преступника и дальнейшая его ресоциализация, а прекращение уголовного преследования с применением соответствующих мер, непосредственно связано с профилактикой преступности и направлено на достижение специальной превенции. [9, с.19]

[3]

Таким образом, в континентальной правовой системе (Германия, Франция, Бельгия, Румыния, Польша и др.), все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам, и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается. [1, 1999]

Иными словами, Правила делают упор на специализации судейского корпуса, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, и это требование касается всех органов и служб, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о правонарушениях несовершеннолетних. [2, с.51]

Анализ правовых систем и норм, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних, в развитых зарубежных странах показывает, что в них практически везде действует единая скоординированная, целостная система профилактики и предупреждения безнадзорности, а также привлечения несовершеннолетних лиц к юридической и иной ответственности. Усилия всех государственных органов, при этом, взаимосвязаны и направлены на решение одной сложной глобальной задачи.

Читайте так же:  Как лишить отцовства за неуплату алиментов

http://moluch.ru/archive/123/33861/

Ювенальная юстиция: понятие и сущность

Политика государства, ориентированная на лиц, не достигших возраста 18 лет, называется ювенальной. Существует обоснованное мнение, что ювенальная юстиция станет эффективной исключительно в тот момент, когда она войдет в общую правовую систему государства, в том числе и в семейную политику. Среди принципов, которые осуществляются этой политикой по отношению к семейным отношениям, принято выделять семейное воспитание крох, обеспечение их благосостояния и защиты их прав, интересов.

Ювенальная юстиция: защита прав ребенка

4 принципа, которые создают основу международной системы защиты несовершеннолетних, были изначально сформулированы Хартией, которая была утверждена 24.09.1924. В Хартии утверждалось, что забота о малыше и обеспечение его благополучия не должны являться исключительно функциями семьи или долгом государства. Ее главная мысль заключалась в том, что все человечество обязано создавать все необходимые условия для сохранения благополучия детства.

Первый принцип Хартии заключался в том, что детям требуется предоставлять все необходимые возможности, которые обеспечат их нормальное своевременное развитие, причем, как материальное, так и духовное. Если малыш голоден, его нужно накормить, если он болеет – вылечить, сиротам требуется обеспечить укрытия и необходимые средства для существования.

Вторая черта заключалась в том, что крохам при бедствиях необходимо оказывать помощь в первую очередь.

Третий пункт гласил, что малыш должен иметь возможность заработка средств, причем его необходимо оградить от любых видов эксплуатации труда.

Четвертый принцип основывается на том, что младенцы и подростки должны получать воспитание с осознанием того, что полученные лучшие качества пойдут на обеспечения благосостояния последующих поколений.

Благополучие детей после Хартии
Хартия в 1946 году утратила юридическую силу, но она сильно повлияла на становление базы сохранения благосостояния лиц, не достигших возраста 18 лет. В 1948 годы была утверждена Всеобщая декларация прав человека, где отмечалось, что каждый малыш имеет право на получение помощи и попечения. Однако этот пункт носил лишь рекомендательный характер.
В 1966 году был принят пакт о правах культурного, экономического и социального характера. В этом пакте прописывается право на поддержку семьи, ограждение крохи в случае развода.
В 1989 году Конвенция «О правах ребенка» утверждает, что семья являет собой естественную среду для роста и благосостояния каждого ее члена, а в особенности, несовершеннолетних. Именно этой ячейке общества необходимо предоставлять систему обеспечения благосостояния, чтобы семья без всяческих ограничений могла заниматься воспитанием крох, устранив с их жизненного пути всевозможные правонарушения.

Ювенальная юстиция: ее значение и роль в защите прав несовершеннолетних

Правовая политика, направленная на защиту несовершеннолетних обязана развиваться по следующим принципам:

  • гуманизма и индивидуализации;
  • комплексности;
  • приоритетного значения профилактической работы;
  • дифференцированного действия и альтернативного отбывания наказания правонарушителей, не достигших 18 лет.

А главными ее задачами является:

  • соответствие международным стандартам ювенальной политики;
  • постановление прав и интересов малыша в качестве приоритетных направлений;
  • наказание должно быть взаимосвязанным с гуманизацией, также должны быть созданы оптимальные социально-психологические условия для отбывания наказания;
  • обеспечение формирования из обычных детских домов – семейных детских домов.

Ювенальная юстиция в широком плане приобретает следующие дополнительные значения.

  1. Базу политики социальной направленности.
  2. Особую систему правосудия.
  3. Правосудие для правонарушителей, которые не достигли 18 лет.

Система таких судов, направленных на рассмотрение дел лиц, не достигших совершеннолетия, рассматривает не только уголовные, но и гражданские дела, например:

  • лишение родительских прав;
  • признание отцовства;
  • определение места жительства и порядка взаимодействия с ним;
  • отстаивание имущественных прав;
  • отстаивание неимущественных отношений.

Причем определение порядка взаимодействия с детьми и определения их места жительства возможно с помощью договорной формы рассмотрения и разрешения семейного конфликта.

Ювенальная юстиция на Западе: судебно-правовые порядки

Представление интересов лиц, не достигших 18 лет, в судебном порядке могут описываться несколькими положительными характеристиками: состязательность и открытость процесса, обязательное привлечение несовершеннолетнего, который достиг 14 лет, к рассмотрению дела, широкий спектр вопросов о семейных правах крох, разрешаемых судом. Главным недостатком судебного порядка считается отсутствие механизма личного обращения малыша в судебную инстанцию и его непосредственного участия в разбирательстве в качестве истца. Именно этот факт дает суду право отказывать лицам до 18 лет в праве на защиту, ссылаясь на их неполную дееспособность.

При распаде семьи, потере жилого помещения или при иных тяжелых жизненных ситуациях назревают истоки детских правонарушений. Поэтому меры, которые были приятны ювенальным судом в делах о защите интересов несовершеннолетних, должны создавать условия, которые исключают определения малыша на скамью подсудимых в уголовном разбирательстве.
На сегодняшний день именно крохи, растущие в неблагоприятных семьях, являются самым незащищенным слоем населения. Из-за накопления малого жизненного опыта они не способны самостоятельно обеспечить себя питанием, жилым помещением, полным образованием, поэтому этот слой населения нуждается в государственной и общественной поддержке. Исключительно усилия общества в целом способны обеспечить гармоничное развитие детей.

В этом видео можно узнать о том, каким должно быть воспитание детей, согласно ювенальной юстиции. Обязательно оставляйте свои вопроси и пожелания в комментариях к статье!

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

http://rutvet.ru/yuvenalnaya-yusticiya-ponyatie-i-sushchnost-9094.html

Литература


  1. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.

  3. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
  4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
Понятие и сущность ювенальной юстиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here