Отобрание детей без лишения родительских прав

Статья 67. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Статья 67. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, опасно для него.

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, суд в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством, вправе вынести определение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

>
Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
Содержание
Кодекс Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. N ВС-22/34 «О браке и семье Республики Башкортостан»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/17701601/3515ee8a70807cde1bc9d5c84adfb0d4/

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

>
Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
Содержание
Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/3975307/8e5cab37391b571c12c39a49736d35f9/

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

>
Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
Содержание
Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/3961644/8e5cab37391b571c12c39a49736d35f9/

Отобрание детей без лишения родительских прав

Правовые последствия ограничения родительских прав

Последствия отобрания ребенка у родителей без лишения родительских прав предусмотрены в ст. 74 СК РФ. В результате ограничения родительских прав родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Вместе с тем сохраняется обязанность родителей по содержанию ребенка, что одновременно является правом ребенка. Помимо этого права, ребенок сохраняет все другие имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, включая право наследования.

Если суд ограничивает родительские права обоих родителей, то дети передаются на попечение органов опеки и попечительства.

Статья 75 СК РФ предусматривает возможность контакта ребенка с родителями, родительские права которых ограничены, если это не оказывает вредного влияния на ребенка. Контакты допускаются только с согласия органов опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

[1]

В соответствии со ст. 76 СК РФ отмена ограничения родительских прав производится в судебном порядке по иску родителей (родителя), права которого были ограничены. Суд выносит решение об отмене ограничения родительских прав, если установит, что отпали обстоятельства, послужившие основанием для ограничения родительских прав.

Если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд, с учетом мнения ребенка, вправе отказать в удовлетворении искового требования.

Отмена ограничения родительских прав влечет их автоматическое восстановление.

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

В отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке в ст. 77 СК РФ предусмотрен административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у названных выше лиц на основании постановления (распоряжения) органа местного самоуправления.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

— незамедлительно уведомить об этом прокурора;

— обеспечить временное устройство ребенка;

— в течение семи дней после вынесения постановления об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав либо об ограничении в родительских правах.

Тема 15. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

http://studopedia.ru/2_77263_otmena-ogranicheniya-roditelskih-prav.html

Отобрание детей без лишения родительских прав

При отсутствии оснований для лишения родительских прав, когда оставление ребенка у родителей опасно для него, суд может вынести решение об отобрании и передаче ребенка на попечение органам опеки и попечительства.

Ребенок передается на попечение органам опеки и попечительства, который принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка. Отобрание осуществляется в судебном порядке.

В исключительных случаях орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится при наличии угрозы жизни или здоровью ребенка (административный порядок). В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

Отобрание ребенка носит временный характер.

Возможно отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних (административной порядок), если ребенок из-за поведения родителей находится в социально-опасном положении.

Социально-опасное положение:

1.Не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка;

2.Ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;

3.Лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, а также злоупотребляют своими правами или жестоко обращаются с ним либо иным образом не выполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка в связи с чем возникает опасность для его жизни и здоровья.

Читайте так же:  Бланк заявления отказа от ребенка

Отобрание в таком порядке возможно при наличии следующих оснований:

1.Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

2.Родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами;

3.Иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.

Комиссия по делам несовершеннолетних в 3-дневнй срок принимает решение:

1.О признании ребенка нуждающимся в государственной защите (Постановление Министерства образования № 47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите);

2.Об отобрании ребенка у родителей;

3.Об установлении ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей;

4.О помещении ребенка на государственное обеспечение.

Отобрание ребенка осуществляется в течение 1 дня после вынесения решения специально сформированной комиссией.

В 6-месячный срок комиссия по делам несовершеннолетних должна принять одно из следующих решений:

ü Либо о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания;

ü Либо об обращении в суд с иском о лишении родительских прав.

Смотри:

Декрет от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
http://studopedia.ru/2_69322_otobranie-detey-bez-lisheniya-roditelskih-prav.html

Отобрание детей без лишения родительских прав

При отсутствии оснований для лишения родительских прав, когда оставление ребенка у родителей опасно для него, суд может вынести решение об отобрании и передаче ребенка на попечение органам опеки и попечительства.

Ребенок передается на попечение органам опеки и попечительства, который принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка. Отобрание осуществляется в судебном порядке.

В исключительных случаях орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится при наличии угрозы жизни или здоровью ребенка (административный порядок). В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

Отобрание ребенка носит временный характер.

Возможно отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних (административной порядок), если ребенок из-за поведения родителей находится в социально-опасном положении.

Социально-опасное положение:

1.Не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка;

2.Ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;

3.Лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, а также злоупотребляют своими правами или жестоко обращаются с ним либо иным образом не выполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка в связи с чем возникает опасность для его жизни и здоровья.

Отобрание в таком порядке возможно при наличии следующих оснований:

1.Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

2.Родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами;

3.Иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.

Комиссия по делам несовершеннолетних в 3-дневнй срок принимает решение:

1.О признании ребенка нуждающимся в государственной защите (Постановление Министерства образования № 47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите);

2.Об отобрании ребенка у родителей;

3.Об установлении ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей;

4.О помещении ребенка на государственное обеспечение.

Отобрание ребенка осуществляется в течение 1 дня после вынесения решения специально сформированной комиссией.

В 6-месячный срок комиссия по делам несовершеннолетних должна принять одно из следующих решений:

ü Либо о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания;

ü Либо об обращении в суд с иском о лишении родительских прав.

Смотри:

Декрет от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 127 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/3_47911_otobranie-detey-bez-lisheniya-roditelskih-prav.html

Алиментные обязательства родителей. Отобрание детей без лишения родительских прав

Отобрание детей без лишения родительских прав.

Административное отобрание детей у родителей

Предусмотренное ст. 77 СК РФ немедленное отобранение ребенка у родителей представляет собой меру защиты его прав посредством пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав.

Основанием для ее применения является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, носящая прямой и очевидный характер, и могущая повлечь смерть ребенка или повреждение его здоровья. Например, избиение ребенка родителями, оставление ребенка без пищи и на холоде, оставление ребенка в опасной для его жизни ситуации и т.п.

Поскольку нет возможности ждать судебного разбирательства о лишении или ограничении родительских прав, защита прав ребенка производится в административном порядке путем вынесения органом опеки и попечительства акта об отобрании ребенка у родителей. Об этом он незамедлительно уведомляет прокурора.

Орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка (например, в социально-реабилитационные центр, воспитательное учреждение, близким родственникам).

Ребенку предоставляется временное проживание и содержание. Поэтому можно говорить и об изменении личных неимущественных правоотношений родителей и ребенка (например, по поводу совместного проживания и общения с ребенком, его личного воспитания, представления и защиты интересов ребенка и др.).

В течение 7 дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.

Акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей может быть обжалован родителями в суд.

Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей является одной из форм заботы о детях, предусмотренная Конституцией РФ. Обязанность предоставить содержание несовершеннолетним детям — это обязанность родителей по материальному обеспечению детей, выражающемуся в предоставлении ребенку необходимого питания, одежды, предметов досуга, отдыха и др.

Семейное законодательство позволяет родителям добровольно, путем составления соглашения определить порядок и форму предоставления содержания несовершеннолетним детям. Соглашение о содержание несовершеннолетних детей должно иметь простую письменную форму и быть нотариально удостоверено.

В случае невыполнения родителями либо одним из них обязанностей по содержанию своих несовершеннолетних детей допускается принудительное взыскание алиментов в судебном порядке.

Ст. 81 СК РФ определяет размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно на несовершеннолетних детей в судебном порядке: на одного ребенка -1/4, на двух детей-1/3, на трех и более- ½ заработка и (или) иного дохода родителей. При наличии определенных обстоятельств семейного или материального характера суд может изменить размер долей как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения.

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производиться со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, утвержден постановлением Правительства РФ.

При наличии определенных обстоятельств, делающих невозможным или затруднительным взыскание алиментов в долевом отношении к заработку, ст. 83 СК РФ предусматривает возможность взыскания судом алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме.

[2]

К таким обстоятельствам относятся: наличие у родителя-плательщика алиментов нерегулярного, меняющегося заработка, получение им заработка полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, а также при отсутствии у него заработка.

Читайте так же:  Система профилактики жестокого обращения с детьми

Определение судом размера алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, базируется на принципе максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

При определенных условиях (нетрудоспособность и нуждаемость) право на получение алиментов от своих родителей принадлежит и совершеннолетним, т.е. детям, достигшим 18-ленего возраста. Нетрудоспособными считаются совершеннолетние дети, если они стали инвалидами 1 и 2 гр. до достижения 18 лет.

Нуждаемость — второе обязательное условие, дающее совершеннолетнему ребенку право на получение алиментов от своих родителей. Под нуждаемостью в материальной помощи следует понимать недостаточное количество средств для удовлетворения необходимых жизненных потребностей и невозможность самостоятельно обеспечить свое существование. Законодательство не содержит понятие «нуждаемости», однако при решении вопроса о взыскании алиментов в каждом конкретном случае ориентиром служит прожиточный минимум, определяемый для места жительства взыскателя.

При отсутствии соглашения размер алиментов определяется в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно.

Семейный кодекс РФ (ст. 86) предусматривает обязанность родителей по несению дополнительных расходов на детей, вызванных исключительными обстоятельствами, перечень которых не является исчерпывающим ( тяжелая болезнь, увечья, потребности в постороннем уходе и др.)

Право на возмещение дополнительных расходов в судебном порядке имеют либо несовершеннолетние, либо совершеннолетние дети при условии, что они являются нетрудоспособными и нуждающимися в материальной помощи.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 230 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_113996_alimentnie-obyazatelstva-roditeley.html

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР» (ред. от 07.03.95)
Наименование документ «КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР» (ред. от 07.03.95)
Вид документа кодекс
Принявший орган вс рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 07.03.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 30.07.69 — «Ведомости ВС РСФСР», 1969, N 32, ст. 1397)
Навигатор Примечания

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

http://zakonbase.ru/content/part/629

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах

Лишение родительских прав – не единственный правовой способ защиты прав и интересов детей. В соответствии с ч. 1 ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него и если об этом заявлено в суде. Исходя из ст. 184 «Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья» КоБС, опасность для ребенка может касаться его физического, умственного и духовного развития. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

В отличие от лишения родительских прав, которое возможно только при виновном поведении родителей, отобрание детей может быть произведено тогда, когда опасная для их жизни и здоровья ситуация возникает в силу ряда объективных причин (болезненное состояние родителей, стечение тяжелых обстоятельств и т. п.), то есть без виновного поведения родителей.

Если в материалах дел имеются медицинские справки о психическом заболевании ответчиков либо об их нетрудоспособности вследствие физических недостатков, затрудняющих выполнение родительских обязанностей, суды принимают решение об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

При наличии оснований, названных в Декрете № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признаний ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

Декретом № 18 установлено, что отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью 2 ст. 85 КоБС.

В соответствии с Декретом комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

§ в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

§ о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

В соответствии с п. 5 Декрета руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

Читайте так же:  При лишении родительских прав платят ли алименты

Пунктом 6 Декрета № 18 установлено, что неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.

Согласно п. 7 Декрета № 18 суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

Суд по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

Статья 85.1. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

В случае если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Статья 87. Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка

Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка от родителей или других лиц производится судебным исполнителем с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства.

В случаях, когда родитель или другое лицо, на попечении которого находится ребенок, препятствует исполнению решения суда, принимаются меры, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Решение суда о передаче или отобрании ребенка подлежит немедленному исполнению, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, может отрицательно сказаться на физическом или психическом здоровье ребенка либо привести к невозможности исполнения решения.

В исключительных случаях, если этого требуют интересы ребенка, суд до вынесения решения может решить вопрос о временном отобрании ребенка у ответчика. Исполнение судебного определения производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 84. Восстановление в родительских правах

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

С лишением родительских прав правовая связь между родителями и ребенком прекращается не полностью, родители не только обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, но и имеют право видеться с ними. Лишение родительских прав носит бессрочный характер, однако закон допускает возможность восстановления в родительских правах (ст. 84 КоБС). Основанием восстановления в родительских правах является соответствие этого интересам детей, если дети не усыновлены, а усыновление не отменено.

Согласно ч. 2 ст. 84 КоБС восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав. Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При изучении дел установлено, что такие иски иногда предъявлялись к органу опеки и попечительства, что является неправильным. Орган опеки и попечительства должен участвовать в таких делах как государственный орган, дающий заключение по делу.

В ходе судебных заседаний не все суды проверяли, изменилось ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, улучшилось ли их отношение к ребенку и можно ли им доверить его воспитание, имеется ли эмоциональная связь с ребенком, характерная для отношений между родителями и детьми.

В качестве доказательств по изученным делам истцы представляли справки медицинских учреждений о лечении от алкоголизма, справки с места жительства и работы, характеристики, справки об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности. Доказательствами также служили показания свидетелей (соседей, учителей, психологов, участковых инспекторов).

Как свидетельствует изучение дел, суды правильно отказывали в исках о восстановлении в родительских правах, если факты изменения поведения родителей в отношении воспитания детей и надлежащего выполнения родительских обязанностей не подтверждались убедительными и достоверными доказательствами.

Вместе с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. Если же иск заявлен только о восстановлении в родительских правах, то судам необходимо выяснять, имеются ли затруднения, связанные с возвратом ребенка.

Одновременно с требованиями о восстановлении в родительских правах суды разрешали требования об освобождении истцов от уплаты алиментов. Однако вопрос о прекращении взыскания алиментов (средств на содержание) должен быть решен после вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах. По заявлению родителя, чьи права восстановлены, суду необходимо вынести определение о прекращении исполнительного производства применительно к п. 6 ч. 1 ст. 492 ГПК. Дела о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав и восстановлении в родительских правах (по материалам обзора судебной практики)

| следующая лекция ==>
Основания и порядок возбуждения дел о лишении родительских прав | ТЕМА 16. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства несовершеннолетних

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1838 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Иск об оспаривании записи об отцовстве

http://studopedia.su/5_32517_otobranie-rebenka-bez-lisheniya-roditelskih-prav-vosstanovlenie-v-roditelskih-pravah.html

Ограничение родительских прав и отобрание ребенка у родителей

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в порядке, установленном законом (1 ст. 65 СК РФ). Семейный кодекс РФ наряду с лишением родительских прав также устанавливает такие формы ответственности родителей как ограничение родительских прав и отобрание ребенка у родителей без ограничения или лишения родительских прав.

Ограничение родительских прав

Не всегда эта мера может применяться как санкция за виновное поведение. Ограничение родительских прав является превентивной мерой, применяемой для обеспечения безопасности ребенка в отношении родителей, которые не способны понимать значение своих действий и руководить ими, имеют тяжелое заболевание.

Основания для ограничения родительских прав

Основанием для применения названной меры служит опасность оставления ребенка с родителями:

  • по обстоятельствам, от них не зависящим (психическое расстройство, болезнь, стечение тяжелых обстоятельств);
  • вследствие поведения родителей, которое опасно для ребенка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.

В последнем случае ограничение родительских прав является временной мерой. Если в течение 6 месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка этот срок может быть сокращен.

Круг лиц, которые могут предъявить иск об ограничении родительских прав, более широкий по сравнению с кругом заявителей по делам о лишении родительских прав. К ним относятся близкие родственники ребенка, органы и организации, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, прокурор. Прокурор и представитель органа опеки и попечительства должны участвовать в рассмотрении дел об ограничении родительских прав.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об ограничении родительских прав аналогичны особенностям рассмотрения дел о лишении родительских прав.

Последствия ограничения родительских прав

Последствия ограничения родительских прав определены ст. 74 СК РФ. Они во многом сходны с последствиями лишения родительских прав. В частности, родители утрачивают право на воспитание, образование ребенка, защиту его прав и интересов, прав, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении, но не утрачивают обязанность по содержанию ребенка.

В то же время последствия ограничения родительских прав имеют определенные особенности по сравнению с лишением родительских прав:

  • права и обязанности родителей не прекращаются, а лишь ограничиваются;
  • ограничение родительских прав, как правило, носит временный характер;
  • родителям могут быть разрешены контакты с ребенком;
  • не прекращаются алиментные обязательства, наследственные правоотношения;
  • мнение родителей учитывается при изменении фамилии ребенка.

В случае если оба родителя ограничены в родительских правах, нет в живых другого родителя или он лишен родительских прав либо место нахождения его неизвестно и нет других близких родственников, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства, который вправе передать ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, детский дом семейного типа. Передача ребенка на усыновление без согласия родителей, ограниченных в родительских правах, не допускается.

В течение 3 дней с момента вступления решения в законную силу суд направляет выписку из решения суда об ограничении в родительских правах в орган ЗАГС.

В последующем ограничение родительских прав может быть отменено судом в порядке ст. 76 СК РФ. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене соответствующих ограничений.

Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на отмену ограничения родительских прав не требуется.

Отобрание ребенка у родителей

Отобрание ребенка является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью. Данная мера не связанной с лишением или ограничением родительских прав и имеет следующие особенности:

Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых – в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.), либо в административном порядке (о передаче под опеку или попечительство, в приемную семью и др.).

В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа.

http://www.zaconoved.com/%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Семейное право России

Ограничение родительских прав и его отмена

Помимо лишения родительских прав СК предусматривает в качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка также ограничение родительских прав.

Ограничение родительских прав — это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав в случае виновного противоправного поведения родителей (одного из них) может выступать в качестве меры их ответственности.

Само понятие «ограничение родительских прав» является новеллой семейного законодательства. Ограничение родительских прав возможно при условии, что родители не лишены родительских прав, поскольку последнее обязательно предполагает отобрание у них ребенка.

Основания ограничения родительских прав. Согласно п. 2 ст. 73 СК основанием для ограничения родительских прав может являться опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по не зависящим от них объективным причинам. К ним могут быть отнесены различные обстоятельства: болезнь родителей на протяжении длительного времени, включая психическое расстройство, стечение тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен сам себе) и т.п. При этом закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным установлением недееспособности или ограниченной дееспособности родителей.

В то же время подобная опасная для ребенка обстановка может быть результатом виновного противоправного поведения родителей (родителя): систематическое оставление ребенка без присмотра, частые скандалы в семье в связи с употреблением родителями спиртных напитков, вступление в интимные отношения в присутствии детей, содержание наркопритона и т.п. В таком случае суд, не установив достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (отобрании ребенка).

Для ограничения родителей (одного из них) в родительских правах важно установить наличие реальной угрозы для жизни, здоровья и надлежащего воспитания ребенка со стороны родителей в результате их поведения, причем не имеет значения, виновного или нет. Именно опасная для ребенка обстановка в семье создает необходимость отобрания ребенка у родителей. В результате применения такой меры права и интересы ребенка получают защиту. В том случае, когда ограничение родительских прав применяется в отношении родителей, действовавших виновно, оно является для них мерой семейно- правовой ответственности.

Ограничение родительских прав может быть как временной санкцией в отношении таких родителей, т.е. предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой. Применение судом ограничения родительских прав как временной меры преследует цель предупредить родителей о недопустимости нарушения прав ребенка и дать им возможность исправить свое поведение и отношение к исполнению родительских обязанностей.

Читайте так же:  Как отцу забрать ребенка себе после развода

Если в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не изменили своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей родительских прав и до истечения шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав.

Вопрос об ограничении родительских прав может возникнуть при рассмотрении судом дела о лишении родительских прав, когда будет установлено, что требование о лишении родительских прав по тем или иным причинам не подлежит удовлетворению, но оставление ребенка у родителей опасно для него. Именно в таких случаях суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей и о его передаче на попечение органов опеки и попечительства.

Порядок ограничения родительских прав. Вопрос об ограничении родительских прав решается в судебном порядке.

Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав, согласно п. 3 ст. 73 СК, производится по иску:

  1. близких родственников ребенка — одного из родителей ребенка, дедушки, бабушки, братьев, сестер;
  2. органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения;
  3. дошкольных образовательных учреждений, т.е. детских садов различного типа и центров развития ребенка;
  4. общеобразовательных учреждений, т.е. начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
  5. других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);
  6. прокурора.

Предъявление иска об ограничении родительских прав возможно только к родителям (или одному из них), так как ограничение родительских прав не распространяется на лиц, заменяющих ребенку родителей (опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей).

Дела данной категории рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в порядке, аналогичном лишению родительских прав, т.е. в порядке искового производства, с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и представляет суду заключение о целесообразности ограничения родительских прав.

За родителями, ограниченными в родительских правах, так же как и за родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка. Поэтому суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав должен в соответствии с п. 5 ст. 73 СК решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.

При удовлетворении иска об ограничении родительских прав суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Правовые последствия ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК. Главным образом они касаются родителей, носят императивный характер и по своему содержанию значительно уже правовых последствий лишения родительских прав.

При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав. Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка. Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государств1енные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов. Однако родители, ограниченные в родительских правах, сохраняют некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или право на пенсию по случаю потери кормильца.

Лица, ограниченные судом в родительских правах, не имеют права быть усыновителями, опекунами или попечителями, приемными родителями, т.е. воспитателями чужих детей.

Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как и в случае лишения родителей родительских прав, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками. В результате соблюдается принцип приоритетной защиты прав и законных интересов детей. В этих же целях СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них). Когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка.

Учитывая, что ограничение родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах. Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка, их контакты с ним могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации.

Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т.п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей. Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка и т.п.).

[3]

Указание закона на данное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (органа опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка, администрации воспитательного учреждения, где находится ребенок).

Именно от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://isfic.info/fam/sems63.htm

Литература


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  3. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  4. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  5. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
Отобрание детей без лишения родительских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here