Отказ от рождения детей как называется

Основной инстинкт — до востребования

«Мне не нравятся дети. Не вызывают умиления младенцы, их первые улыбки и первые шаги. Не нравятся 4-5-летние с их вечно разбитыми коленками и стократно повторяющимися дурацкими вопросами. Раздражают подростки, отчужденные и, по сути, желающие от родителей только денег. «

Это выдержка из дневника одного из членов русскоговорящего сообщества в Интернете, которое именует себя «чайлдфри». Что это — уродливый крен цивилизации, тупиковая ветвь развития хомо сапиенса? Или свобода личности, доведенная до ее логического предела? На эти вопросы пытаются ответить эксперты «РГ».

Кому не хочется пить

Есть старый анекдот об умирающем еврее, который с укором говорит своей «половине»: «Особенно обидно, что пить-то совсем не хочется». Современные чайлдфри сюжет с пресловутым стаканом воды, который «некому будет подать в старости», сделали чуть ли не своим манифестом. В блогах членов сообщества русскоязычных чайлдфри история фиаско недальновидного хомо сапиенса, который сделал ставку на потомство и проиграл вчистую, варьирует самые жуткие подробности конца бедолаги. Вот самая свежая с сайта ru_childfree:

— Вернувшись домой, обнаружил, что меня затопили, — пишет чайлдфри, выступающий под ником belka_bear.- Виновником происшествия оказалась бабушка, которую бросили подыхать дети в собственной квартире. У старушки случился инсульт, и воду в ванной комнате она закрыть не смогла. За бабушкой уже давно никто не ухаживал. Дочь и внуки брали ее к себе, но потом опять отправили домой — уход за инсультной женщиной оказался тяжел. В последнее время ее навещают только социальные работники. Дочь и внуки ждут квартиру.

Одна из причин, по которой молодые и здоровые люди отказываются иметь детей, состоит вовсе не в патологической ненависти к младенцам. Мощную группу внутри чайлдфри составляют так называемые «правозащитники», те, кого «достала» беспардонность общества, которое без стеснения лезет в самые тайные закоулки жизни супружеской пары и прилюдно интересуется: «Молодая, почему не рожаешь?»

Елена замужем. В сообществе ru_childfree состоит уже несколько лет. Она убеждена, что истерия по поводу добровольного отказа от рождения детей надуманна:

— Дети — личный и даже интимный выбор зрелой личности. Менее всего я хочу, чтобы взгляды чайлдфри становились модными, то есть чтобы появлялись люди, которые бы называли себя «добровольно бездетными» только потому, что это «круто». Основная цель, с которой я посещаю данное сообщество, — это обмен опытом в деле противостояния давлению общества и помощь тем, кто не может с этим давлением справиться самостоятельно.

Эвелина Хромченко, главный редактор журнала L’ Officiel:

— Я не думаю, что этот вопрос каким-то образом относится к моде. Просто люди сейчас меньше подвержены стереотипам. Раньше женщины часто заводили детей не потому, что ощущали в себе потребность к материнству, а из соображения «так принято». При этом старались выйти замуж (часто абы за кого, лишь бы взял) и родить максимально рано. А все почему? Потому что не вышла замуж до 25, значит, в девках засиделась. Бред бабок у подъезда? Как бы не так! Только в нашей стране до сих пор бытует кошмарное понятие «старородящая», которое применяют даже для рожениц в возрасте до 30! Но отношение к беременной женщине в некоторых наших медицинских учреждениях — это вообще отдельная история. Сегодня благодаря тому, что мы живем в открытом мире, а не в закупоренной банке СССР, у людей появился выбор самостоятельно решать для себя основные жизненные вопросы.

Явление «чайлдфри» ведущая программы «Модный приговор» связывает с западной стилистикой жизни.

— Тридцатилетние там — это молодежь, только начинающая жить. Никто не торопится с детьми — это время карьерного рывка. Разумеется, люди хотят для своих будущих чад самого лучшего, а потому стараются сперва выучиться, заработать материальную базу и только потом брать на себя такую ответственность, как создание новой жизни.

И подводит итог эпохи индивидуализма и ответственного одиночества:

— Аксиома: дети должны быть желанными и ни в чем не должны нуждаться. Разве среднестатистическая российская женщина, рожающая до 25 лет, может сделать так, чтобы ребенок ни в чем не нуждался? Слава Богу, люди стали осознавать свою ответственность перед потомством. И было бы неплохо, чтобы общество научилось с уважением относиться к личному выбору человека.

Другая категория чайлдфри обосновывает свою бездетность эстетическим отвращением к младенцам и беременным женщинам. Один из них, видимо, под воздействием Голдинга с его детоненавистническим «Повелителем мух», пишет в дневнике под заголовком «Мысли нелюдя»:

— Нет, только представьте, малые дети считаются чем-то вроде ангелов — чистыми, добрейшими существами. Можно ли придумать большую глупость, чем подобное отношение к этим маленьким «повелителям мух», по части бессмысленной жестокости и садизма, дающим сотни очков вперед любым взрослым отморозкам? Я уж не говорю об эстетичности маленьких слюнявых уродов, которых вопреки всякому здравому смыслу считают красивыми.

Свобода выбора — иметь или не иметь — это бесспорное право каждого. Однако «слюнявые уроды» — это, согласитесь, перебор. А потому вопрос не очень корректный с точки зрения либерального менталитета, однако все же: это нормально — не хотеть детей?

Мария Арбатова, психолог и общественный деятель:

— Как человек, долгие годы обучавшийся психоанализу, я напомню что основной инстинкт человека шлифовался так долго, что в состоянии снести любые преграды. Если мы наблюдаем, что в детородном возрасте человек заявляет, что осознанно не хочет иметь детей никогда, это означает и отставание от своего психологического возраста, и мощную, системную поломку основного инстинкта. А инстинкт такой силы могут поломать только тяжелейшие детские травмы. Они создают высокую тревожность при попадании в пару родитель-ребенок, связанную с вытесненными детскими воспоминаниями. Сегодня существует множество психотехник, способных разобраться с подобной проблемой и вернуть человека к психологической норме. Бравирование нежеланием иметь детей в тридцать лет выглядит так же, как бравирование двухлетнего ребенка тем, что он не хочет учиться ходить и говорить, или бравированием семилетнего, что он хочет идти учиться в школу. За отставанием от своего возраста всегда лежит глубокая травма. А показатель психического здоровья — это готовность принимать новый возраст и возлагаемые на него природой особенности. Как писал Пушкин: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. «

Читайте так же:  Бывшая жена подала на увеличение алиментов

Александра Сергеевича и Марию Ивановну поддерживает та часть блогосферы, которая не терпит «отклонений» от правил.

— Они у меня только улыбку вызывают, — пишет в своем «ЖЖ» некто с неудобоваримым ником. — Над людьми, которые сознательно не хотят продолжить свой род, даже смеяться как-то неловко. Несколько раз смотрел по ТВ про пару фигуристов, во времена СССР эмигрировавших в Европу. В интервью они говорили,что отказались от детей в пользу фигурного катания! О как!

Вот через некоторое время эти двое отойдут к праотцам, и всё. Что от них останется? Через десять лет о них не вспомнят и на могилу никто не придет. The End. Длинная вековая цепочка прервана. Тупиковое направление самоликвидировалось.

Чайлдфри не приемлют в качестве аргументов в споре «основной инстинкт», «гормоны» и «так велено природой». Одна из представительниц сообщества, дискутируя со своими идеологическими противниками, использовала в «ЖЖ» образ пальмы-самоубийцы, чем вызвала бурный восторг коллег. «Цветет раз в жизни, тут же плодоносит и умирает от перенапряжения, — пишет девушка. — Это вам ничего не напоминает? Вот что значит «следовать исключительно природе». у пальмы, впрочем, нет выбора».

Иван Дыховичный, режиссер:

— Говорите, дети обуза и трата собственной драгоценной жизни? Однако я никогда не мог понять, а на что они-то свою жизнь потратили? Ведь ничего никогда не создавали: просто ухаживали за собой и своими собачками, очень трепетно относились только к своей собственной персоне. Абсолютный эгоцентризм, причем сформулированный с бравадой. Ведь это ненормально для человека — не любить и не хотеть детей.

Такой же тип женщин существовал и раньше. Это ужасная форма обмана. Но распознать ее одиозность сразу трудно. Ведь всякий человек хитер, и чтобы себя оправдать, много чего может придумать. Он выворачивается из неприятной ситуации иногда очень изящно. Знаете, как ведут себя алкоголики и наркоманы, когда оправдывают свою манию? Это очень ловкая и хитрая категория людей.

Вовремя не родив, они постепенно переносят природную тягу о ком-то заботиться на собачек, кошечек, начинают делать им маникюр, педикюр и прически. К сожалению, мой опыт показывает, что эти люди не очень-то умеют любить и других. Я не могу сказать, чтобы такие женщины любили по-настоящему и мужчин. Да, у них были увлечения, но партнера они воспринимали только как источник своего благосостояния и комфорта.

Мужчины очень любят «чайлдфри», с удовольствием проводят с ними время, считают их развитыми и интересными в общении. Однако все только до поры до времени. Потому что сущность таких особ — абсолютная пустота.

Не желают «плодить нищету»? Раз нет самого лучшего, то ребенку в этом мире делать нечего? Это мировоззрение нищего. Очень многие из моих друзей выросли далеко не в благополучных условиях. Однако настоящие люди получились! Поэтому пусть не морочат никому голову. Просто чайлдфри хотят жить комфортно, удобно, без напряга. Абсолютно буржуазное сознание. Они ищут себе пару не для любви, а для комфортного потребления. Для этого есть некоторые приемы: например, сделать себе грудь повыше, чуть-чуть позаниматься психологией. Ну, это для того, чтобы было сподручнее «разводить» окружающий пипл. Может быть, я буду резок, но гриб «чайлдфри» вырос на питательном бульоне образа жизни проституток, который до недавнего времени у нас не принято было осуждать.

5 мифов о Childfree: Почему люди 21 века не хотят иметь детей?

За последние несколько лет в мире появился новый феномен — Childfree или добровольный отказ от рождения детей. Все больше и больше женщин в современном мире принимают решение — не продолжать род и отказываются от радости материнства. С каждым годом движение Childree становится все более популярным и уже вызывает серьезные беспокойства со стороны правительств. Данный тренд положил начало в Европе, что звучит не удивительно. Ведь настоящий европейский человек отличается целым рядом преимуществ и скрытых возможностей. Европейское общество давно пришло к заключению, что человек 21 века имеет право свободно выбирать свой образ жизни. Это касается и права выбора сексуальной ориентации, и права быть немного или не совсем немного чудаковатым, права выбирать вторую половинку по собственному вкусу, менять пол и права иметь или не иметь детей.

Бесспорно, сколько людей, столько и мнений. Всегда будет несколько лагерей со своим личным мнением. Однако, сейчас, именно европейское общество является примером того общества, к которому стремится весь мир. К обществу, где каждый может сделать свой выбор. Это касается всего. Мир смирился с нетрадиционными сексуальными обществами, с расцветом феминизма, с трансексуалами, даже с легализацией легких наркотиков, но с новым движением Childfree люди совершенно не хотят мириться. Женщина, открыто заявляющая, что она не собирается иметь детей и что они ей не нужны, подвергается суровому осуждению со стороны социума. Но как ни парадоксально, таких людей становится все больше и больше, они находят друг друга, создают группы. Поэтому сейчас люди разделились на два лагеря: феномен Childfree и представители традиционных взглядов на семью.

Мне стало интересно, в чем же причина появления людей с таким негативным отношением к семье и детям и почему их становится больше? Я сделала подборку самых распространенных мифов о Childfree, которые показались мне наиболее интересными.

По одной из версий, впервые термин «childfree» (свободный от детей; бездетный) появился 40 лет назад в противовес слову «childless» («бездетный»). Термин ввела уже не существующая неправительственная организация The National Organization for Non-Parents (Национальная Организация для Неродителей). Официальные создательницы – американки Эллен Пек и Ширли Радл придерживались такой идеалогии:

В начале 70-х годов тридцатилетняя женщина, не имеющая детей, воспринималась как неполноценная. Оправданием ее бездетности люди считали плохое здоровье, нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические заболевания, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Никому и в голову не приходило, что женщина не имеет детей по одной простой причине – у нее нет желания.

Основной целью организации являлось доказать обществу, что отказ от материнства – это нормально. Дальше, тренд стал достаточно популярным в начале 1990х, благодаря Лесли Лафэйетт, учительнице младших классов из Калифорнии, которая сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network (CFN). Организация категорически отвергала деторождение как обязанность каждой женщины, боролась за разрешение абортов и уменьшение возрастного порога на стерилизацию.

Читайте так же:  Статистика преступлений домашнее насилие

В 2004 году чайлдфри-движение появилось и на территории стран СНГ. Казахстан не стал исключением. На данный момент деятельность движения проявляется в создании различных тематических форумов и групп в социальных сетях. Кстати, сейчас, последователи данного движения в странах СНГ себя особо не проявляют, лишь иногда участвуют в теле-шоу и просто высказывают свое отношение и мнение, но, на мой взгляд, все еще впереди. Например, недавно в Украине появилась первая чайлдфри-консультант, которая благодаря специальной методике помогает женщине определить, стоит ли ей заводить детей.

Западные активисты движения, в свою очередь, ведут себя намного активнее – например, требуют от правительства отменить социальные и налоговые привилегии для сограждан, имеющих детей. Кстати, они уже сумели добиться многого – в Европе и Америке уже есть целые сети отелей, в которые не допускаются постояльцы с детьми младше 10/12/16 лет, во многих музеях существуют определенные часы, когда не допускаются школьные группы, также существуют рестораны и кинотеатры, куда не пускают с младенцами, авиарейсы и железнодорожные вагоны исключительно для взрослых.

За эти 40 лет в обществе сложилось достаточно стереотипов и мифов о людях, решивших не иметь детей и не создавать семью.

Миф 1: Все чайлдфри — агрессивные люди, которые ненавидят и презирают детей.

На самом деле, приверженцы чайлдфри — это спокойные люди с адекватным поведением. Конечно, есть такие, которые не терпят детей, но такие типажи присутствуют и в обычном традиционном обществе. Заблуждение, что все чайлдфри против детей. Отнюдь, многие чайлдфри не прочь посидеть или погулять с детьми своих друзей или родственников. Скорее, дело в том, что чайлдфри нетерпимо относятся не к детям, а к их родителям, которые считают что детям довзолено все, а если они являются родителями, то у них есть какие-то особые права и окружающие должны к ним относится с особым уважением.

Миф 2: Чайлдфри активно пропаганидируют свою идеалогию и давят на других своими убеждениями.

На самом деле, у каждого человека, выбравшего путь без детей, есть своя личная причина. Зачастую, давление оказывает само общество, давящее стереотипами, что женщина должна, в первую очередь, рожать детей, а уж потом, думать о карьере или еще о чем-то. На мужчину, в этом плане, давления меньше. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок — это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор.

Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что — то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри — это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого — то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Миф 3: Чайлдфри — глубоко несчастные люди с большими психологическими проблемами. Их надо срочно лечить.

Миф 4: Чайлдфри — неудачники и нищие. Они не могут позволить себе детей.

На самом деле, большинство чайлдфри — довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Они прекрасно знают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги — не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них считают, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Миф 5: Чайлдыри — эгоисты.

Для чайлдфри очень важно удовлетворить собственные потребности — как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из — за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Интересно, что среди знаменитостей тоже много чайлдфри. Вот, что они отвечают на вопрос: «Почему вы стали чайлдфри?»

1. Ким Кэтролл: «Единственное, что меня раздражает, так это чувствовать себя изгоем общества. Поймите же, наконец, я совсем не жалею, что не стала матерью. Я хорошая тетя и у меня много друзей с детьми».

Читайте так же:  Не подает исполнительный лист по алиментам
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Рене Зелзвегер: «Дети – это добровольное рабство… И я могу сказать откровенно, что я никогда не задумывалась о том, чтобы стать матерью. Материнство – это не то, о чём я мечтаю в данную минуту».

3. Кэмерон Диаз: «Я молода, наслаждаюсь жизнью. Думаю, женщины боятся говорить о своем нежелании иметь детей, потому что уверены, что их начнут избегать. Я же не стремлюсь заводить детей».

Рассуждать о том, хорошо ли бы быть чайлдфри или нет — дело каждого, но осуждать их — не стоит. Столь негативное отношение общества к чайлдфри — это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства — это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Генетические мифы: в каких случаях есть риск рождения больного ребенка?

Новосибирск, 14 июня — АиФ-Новосибирск. Как могут повлиять на будущее потомство? Как влияет на людей генно-модифицированная пища?

Вопросов по генетике возникает много и, как в любой загадочной науке, они становятся источником для многочисленных мифов и легенд. Попробуем в них разобраться.Наш эксперт – Елена Викторовна МАРКОВА, к.б.н., руководитель лаборатории генетики Красноярского центра репродуктивной медицины.

Миф 1. Генетическое заболевание — результат плохой наследственности.

«Плохая наследственность» — словосочетание, имеющее неоднозначное значение. С одной стороны, оно может употребляться по отношению к лицам, родственники которых страдают алкоголизмом. В таких семьях действительно повышен риск либо прямого тератогенного (вызывающего уродства) влияния алкоголя, употребляемого беременной женщиной, на плод, либо отдаленного влияния алкоголя на потомство вследствие нарушений при образовании яйцеклеток или сперматозоидов.

С другой стороны, в совершенно здоровой, без вредных привычек семье может родиться больной ребенок, и выражение «плохая наследственность» будет означать негативное отношение к отдельным людям или семьям. Однако надо понимать, что никто не застрахован от наследственного заболевания у ребенка и имеется определенный «генетический груз популяции». Причиной наследственных заболеваний являются мутации. На сегодняшний день ясно, что каждый человек является носителем двух-четырех рецессивных мутаций, ответственных за тяжелые наследственные заболевания. Разнообразие мутаций очень велико, и заболевания не проявляются, когда в брак вступают люди с мутациями разных генов. Когда же у супругов случайно окажутся нарушения одного гена, шанс заболевания велик. Например, известно, что частота носительства мутаций, ответственных за муковисцидоз, – 1:25-1:50. Это значит, что в группе из 30 человек, скорее всего, есть один носитель такого гена.

[3]

В то же время если в брак вступают близкие родственники, они повышают риск того, что именно одинаковые мутантные гены объединятся и проявятся у ребенка в виде тяжелой наследственной болезни. Не случайно кровнородственные браки издревле не поощрялись.

[1]

Миф 4. Генно-модифицированная пища может вызывать мутации у людей и их потомства.

Не секрет, что с пищей в наш организм поступает огромное количество генов растений и животных, так как любая клетка живого организма содержит ДНК. Однако сколько ни поедай генов, ДНК от этого не меняется. Это происходит потому, что организм человека, как и других организмов, защищает свою ДНК от чужеродной. Прежде всего организм синтезирует каждый нуклеотид (звено молекулы ДНК) заново, не используя те, которые поступили с пищей. Генно-модифицированные организмы с точки зрения организации ДНК не имеют отличий от иных организмов, в том числе домашних животных и растений, которые выведены столетиями и тысячелетиями в процессе селекции (и имеют мутационные отличия от диких видов).

Если бы мы могли получать мутации – повреждения ДНК – от генно-модифицированных организмов, то они бы относились к мутагенам. Поступление всех мутагенов в среду жизни человека подчинено специальному контролю. Генно-модифицированные организмы не относятся к их числу.

Миф 3. Самопроизвольный выкидыш – вина женщины.

Существует много факторов, которые могут повлиять на нормальное течение беременности. Могут быть и генетические причины такого развития событий, вплоть до остановки развития и потери плода. Речь идет о нарушении в хромосомном составе (кариотипе) одного из супругов. Эмбрион, который затем развивается в плод, является продуктом слияния двух геномов – материнского и отцовского. Хромосомные нарушения, переданные как со стороны отца, так и со стороны матери, могут быть причиной аномального кариотипа ребенка, не совместимого с нормальным внутриутробным развитием. Поэтому при анализе причин невынашивания беременности врач может назначить кариотипирование обоих супругов. Может оказаться, что носитель хромосомной перестройки – мужчина, и по этой причине у его супруги происходит выкидыш.

Миф 2. Генетическая аномалия новорожденного – крест на всем роде.

Для наследственных заболеваний характерен определенный генетический риск – риск рождения больного ребенка. Если в семье родился больной ребенок, то риск подобного случая у этой же супружеской пары составит уже от 25 до 50% – в зависимости от заболевания и типа наследования. В крайне редких случаях риск может быть 100%. Для родственников такой супружеской пары риск может отличаться, поскольку зависит от их конкретных генотипов. Так, есть семьи, в которых женщина всю жизнь боится родить мальчика из-за того, что у сестры родился сын с миотонической дистрофией, а она слышала, что заболевание передается по женской линии. Однако в действительности она имеет равновероятные шансы и того, что ее Х-хромосома несет данную мутацию, и того, что она без нарушений. Если нет мутации, то в ее конкретной ситуации вообще нет никакого риска, а если мутация есть, то риск для сыновей 50%. В таких случаях не следует полагаться на народное мнение, а лучше обратиться к врачу-генетику, который поможет установить генетический риск и проконсультирует насчет методов дородовой диагностики заболевания.

Кроме того, существуют заболевания, возникающие de novo (заново), – когда заболевание ребенка является следствием мутации, которой не было в генотипе родителей. Так, если в семье родился ребенок с синдромом Дауна или «заячьей губой», никакого креста на роде нет. Риск повторения такого случая как у данной супружеской пары, так и у других родственников очень мал.

В настоящее время методы дородовой диагностики позволяют определить генотип или хромосомный состав у эмбриона и плода при высоком риске в семье и предотвратить рождение больного ребенка. При проведении пренатальной диагностики забирается материал плода, и, если выясняется, что ребенок родится с врожденным или наследственным (что не всегда одно и то же) заболеванием, врач рекомендует прервать беременность.

Читайте так же:  Половое насилие в семье

В настоящее время развивается метод преимплантационной генетической диагностики (ПГД), который позволяет определить заболевание еще до возникновения беременности. Такая процедура возможна только при проведении ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). При этом получают несколько эмбрионов, анализируют их генотип и в полость матки переносят только тот, у которого не выявлено патологии. Это дает шанс многим семьям с наследственными заболеваниями получить здорового ребенка без необходимости прерывания беременности. ПГД особенно актуальна для семей с высоким генетическим риском.

Миф 5. Генетическое обследование – «развод на деньги».

Нередко от пациентов можно услышать мнение, что генетическое обследование – ненужное назначение врача и является переводом средств пациента. Так, например, когда супружеская пара получает результат хромосомного анализа и видит в заключении 46,XX и 46,XY, то заявляет: мол, все люди имеют такой кариотип, и для чего мы заплатили деньги – чтобы это подтвердить? Однако не надо забывать, что отклонения от нормального кариотипа все-таки выявляются. Частота нарушений невелика – всего 0,5% среди всех людей и около 5% среди супружеских пар с бесплодием и невынашиванием беременности. Часть аномалий кариотипа очень серьезны и могут быть причиной как бесплодия, так и спонтанного прерывания беременности, а также причиной рождения ребенка с тяжелым наследственным заболеванием. Выявление таких нарушений может изменить всю тактику лечения.

Миф 6. Все дети после ЭКО больные (генетически неполноценные).

Проведены достаточно крупные исследования здоровья детей после ЭКО. Что касается генетических нарушений, то в настоящее время накопились данные о том, что частота наследственной патологии и врожденных аномалий в целом имеет некоторое превышение у детей после ЭКО по сравнению детьми, зачатыми обычным способом. При этом речь идет о превышении примерно в 1,5 раза цифры 2-4%. Среди причин повышения частоты врожденных аномалий – возраст и иные риски той группы супружеских пар, для которых проводится ЭКО.

Более частой проблемой здоровья новорожденных является недоношенность, частота которой выше среди новорожденных после ЭКО – в первую очередь вследствие многоплодия. Ведь в этом случае в полость матки часто переносят два эмбриона для повышения шанса наступления беременности. Шанс для имплантации дается обоим эмбрионам. В большинстве случаев беременность наступает одноплодная. Число переносимых эмбрионов обязательно определяется совместно пациентами и врачом. Если развивается двойня, то риск для здоровья малышей выше. Это также характерно и для беременности двойней, получившейся без ЭКО.

Ну и, конечно, мнение, что дети ЭКО – «генетически иные» (вроде индиго), абсолютная ерунда. При проведении этой операции с точки зрения генетики не производится ничего принципиально нового, отличного от природных механизмов формирования человека. ЭКО лишь способствует преодолению определенных нарушений, препятствующих обычному зачатию (например, малого числа сперматозоидов у мужчины или отсутствия маточных труб у женщины).

Чайлдфри

Почему мужчины и женщины не заводят детей, что такое линия Хаджнала и как чайлдфри живут в России

«Деревня проклятых» (1995) // imdb.com

Почему люди не заводят детей

Бездетных можно разделить на три группы. Первые — те, у кого не было постоянного партнера, а растить детей в одиночестве они не согласны. Вторые — люди, которые не могут иметь детей по связанным со здоровьем причинам. Третья группа, так называемые чайлдфри, — люди, у которых был или есть половой партнер, но они никогда не пытались завести детей.

В 2000-е годы Дилан Нил и Хизер Джоши выделили в своих работах два типа чайлдфри: «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели».

«Волнообразные отказники» — люди, у которых то возникает, то пропадает желание иметь детей. Они не могут завести ребенка осознанно, а надежная контрацепция предотвращает случайности. «Постоянные откладыватели» согласны иметь детей, но не сейчас. Такие люди тянут время, пока не понимают, что точно не хотят детей или уже физически не могут их завести.

Среди представителей чайлдфри больше атеистов, людей, которые живут «здесь и сейчас». Они не верят в потусторонние вещи, в нормы, социальные ценности. Это часто единственные дети в семье или старшие дети из больших семей, которые были вынуждены ухаживать за младшими братьями и сестрами и «проиграли» еще в детстве все свои родительские интенции.

Реджекторы и аффексьонадо

Джин Виверс выделила два типа чайлдфри: реджекторов и аффексьонадо. Реджекторы — те, кто испытывает отвращение к беременности, грудному вскармливанию, маленьким детям. Их немного, но они есть и, наверное, всегда были. Непонятно, могли ли они преодолеть свое отвращение в исторические времена: тогда была высокая детская смертность, из-за чего у многих в результате не было детей, а в случае с реджекторами это могло быть намеренное детоубийство, но об этом мы можем только строить гипотезы.

Аффексьонадо — люди, которых привлекает бездетный образ жизни. Они не испытывают отвращения к детям, но им не хочется ухаживать за ними, заниматься их образованием, а потом отпускать во взрослую жизнь и ничего не получать в качестве вознаграждения за это. В современном мире становится все меньше рациональных оснований, чтобы заводить детей.

Чайлдфри навсегда?

В Австралии в 1980–1990-х годах проводили лонгитюдное исследование, в котором респондентам дважды задавали вопрос «Хотите ли вы иметь детей?». Первый раз опрос провели, когда респондентам было около 20 лет, повторно — когда они были в возрасте примерно 30 лет.

Сравнивали результаты по нескольким параметрам. Во-первых, есть ли у них дети, а во-вторых, как изменились их представления о желательности рождения у них детей. Исследователи обнаружили, что среди чайлдфри появилось определенное количество тех, кто сказал: «Теперь я хочу иметь детей». Это не обязательно коррелировало с тем, что к этому моменту у них появились дети. С другой стороны, небольшая часть тех, кто в 20 лет хотел завести детей, в старшем возрасте изменили свое решение.

Репродуктивные установки создаются не только в детстве, они могут меняться в течение жизни. И люди, у которых нет цели обязательно иметь или не иметь детей, подвергаются различным социальным воздействиям.

Ловушка низкой фертильности

Люди, у которых нет сильных «инстинктов» или определенного сформированного стремления иметь или не иметь детей, могут поддаваться влиянию социума: поведению окружения, пропаганде со стороны религии и телевизора. Все это может воздействовать на выстраивание отношения к браку и детям. Если человек растет в социальной среде, где все семьи многодетные, то ему или ей будет казаться, что это нормальное решение — заводить большую семью. Если человек — единственный ребенок в семье, а среди знакомых много бездетных или откладывающих деторождение, то одним из вариантов нормы будет считаться отсутствие детей.

Читайте так же:  Место в детском саду матери одиночке

Существует концепция Вольфганга Лутца, которая называется ловушкой низкой фертильности. Ее суть, в частности, в том, что описано выше: эта гипотеза показывает, что чем меньше детей в окружении людей, тем меньше детей будет рождаться и в дальнейшем.

Мужчины-чайлдфри и женщины-чайлдфри

В некоторых культурах считают, что материнство — это главная сторона жизни женщины. В России до начала 1990-х также считали, что каждая женщина должна иметь хотя бы одного ребенка. С появлением интернета, чтобы обосновать свое нежелание заводить детей в условиях настолько сильной культурной нормы, женщины должны были формировать философию, вступать в интернет-сообщества. То есть для российских женщин-чайлдфри это было связано с сопротивлением общественным нормам.

Мужчине в России уже тогда, а тем более сейчас просто необязательно об этом говорить, он в меньшей степени строит свою идентичность вокруг детей. Есть культуры, где это важно и для мужчины, — возможно, в Африке нужно быть отцом, чтобы чувствовать себя настоящим мужчиной. Или при проблемах в половой сфере дети становятся доказательством мужественности.

Среди бездетных мужчин больше тех, у кого невысокий доход и низкий уровень образования. Решение мужчины завести детей тесно связано с пониманием, сможет ли (и захочет ли) он обеспечивать их финансово. С другой стороны, у мужчин с высоким доходом сравнительно чаще бывает много детей от разных женщин.

У женщины, посвятившей жизнь карьере, нет возможности тратить много времени на заботу о ребенке. Либо женщина с самого начала делает выбор не заводить детей, либо просто не успевает отвлечься на это в течение жизни.

Мужчины и женщины принимают решение заводить или не заводить детей по разным причинам. Женщины рассуждают о количестве времени, которое они потратят, чтобы заниматься ребенком, а потом не получить ничего, кроме радости от выращивания нового человека. Мужчины больше думают о том, что наличие детей заставит их больше работать и зарабатывать, при этом меньше тратить лично на себя.

Региональные отличия чайлдфри

В исторической демографии существует термин, связанный с географией брачности, — линия Хаджнала (этот термин возник в XIX веке). Линию Хаджнала условно проводят по Европе: от Финляндии до итальянского Триеста через Санкт-Петербург. К востоку от этой линии обязательный брак и дети считались нормой.

На западе от линии Хаджнала мужчины и женщины вступали в брак позже: считалось, что сначала нужно обеспечить себе хорошее имущественное положение. Те, кто был беден, вообще отказывались от брака, и это до некоторой степени снижало рождаемость.

Но в наше время чайлдфри в Европе есть везде, постепенно они появляются и в более «традиционных» частях общества, например в Арабских Эмиратах, но это современная, не очень традиционная исламская страна. В государствах, где нарастает фундаментализм, об этом говорить сложнее. В православной среде практически невозможно быть откровенным чайлдфри, но есть способы жить без детей и не быть осуждаемым за это обществом — можно уйти в монастырь. Религиозный фундаментализм совершенно не способствует чайлдфри в современном понимании, но можно что-то придумать на уровне индивидуальных стратегий.

[2]

В африканских странах южнее Сахары самая высокая рождаемость, там только начался первый демографический переход. Есть несколько стран, где рождаемость только начала снижаться с семи детей на одну женщину в среднем, но говорить о существовании настоящих чайлдфри пока сложно. У меня есть африканские студенты, которые удивляются и говорят, что быть чайлдфри эгоистично. То есть в африканских странах установка обязательно иметь детей существует даже в образованных слоях населения.

Увеличение количества чайлдфри, с моей точки зрения, показывает, что в стране есть серьезные проблемы, из-за которых женщины не стремятся заводить детей. Это должно обратить внимание политиков на условия, в которых находится общество. И если действительно нужен прирост населения, то следует принимать экономические и социально-политические меры, чтобы улучшить жизнь семей. Исторические примеры показывают, что все меры социальной политики предпринимались, когда рождаемость становилась ниже уровня простого воспроизводства. Таким образом, существование чайлдфри может привести к полезным изменениям в том числе для семей с детьми.

Современные исследования феномена чайлдфри

Последние исследования связаны с изучением факторов, которые влияют на рост бездетности. Нужно понять, связано ли это с недостаточным количеством партнеров или с индивидуализмом, с тем, что люди менее охотно вступают в брачные союзы. Есть гипотеза, что на рост бездетности влияет увеличение количества разводов. С одной стороны, люди не успевают завести ребенка в браке, с другой стороны, пары не решаются заводить детей, осознавая, что впоследствии их, возможно, придется растить в одиночку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чайлдфри — это поведение, которое сегодня распространяется и на людей с более низким образованием, с невысоким уровнем дохода. В Норвегии работающая женщина с более высоким социальным статусом имеет даже больше детей, чем те, у кого меньше ресурсов. В связи с этим нужно понять, как семейная политика влияет на желание завести ребенка.

Источники

Литература


  1. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  2. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
  5. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
Отказ от рождения детей как называется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here