Отдаленные последствия жестокого обращения с детьми

Последствия жестокого обращения с детьми

«Всыпать бы тебе как следует – сразу учиться начнешь!» Многие из нас часто слышали эту фразу в детстве, зарекались когда-либо говорить так своим детям и все же время от времени выпаливают ее. И поднимают на детей руку, «потому что сил нет».

«Когда слово не бьёт, то и палка не поможет» © Сократ

В этой статье мы расскажем вам, как организм ребенка реагирует на наказания, как это сказывается на школьной успеваемости. И какими могут быть последствия жестокого обращения с детьми с точки зрения нейропсихологии и психофизиологии. Родительская вина

На физическом уровне насилие – переживание боли, а боль сигнализирует об опасности и запускает механизм «бей или беги». Взрослый сильнее ребенка, поэтому редкий ребенок будет проявлять по отношению ко взрослому физическую агрессию как самозащиту.

Однако выход негативным эмоциям нужен, поэтому агрессия часто направляется на тех, кто не может себя защитить. Это могут быть и другие дети, и некоторые взрослые. Зачастую внезапно проявившаяся детская агрессия может быть признаком того, что по отношению к ребенку применяют насилие.

«Нельзя ставить детей в угол. Особенно, если там стык обоев». Шутка

Насилие – это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Когда мы кричим на ребенка, обзываем его, лишаем значимых вещей или общения с друзьями, с физиологической точки зрения используя жестокие методы воспитания мы наносим ребенку практически такой же вред, как когда бьем ремнем.

Физиологические последствия жестокого обращения с детьми

Ольга Семенова, нейропсихолог:
«У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие и жестокость, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У жертв психологического насилия нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который связывают с формированием привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.

Кроме того, неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления»: позитивный опыт не служит для таких детей ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать им путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне уже во взрослой жизни, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие». Как помочь ребёнку выйти из стресса?

Регина Мачинская, психофизиолог:
«К стрессу приводит не только физическая боль, но и прежде всего унижение, которому подвергается ребенок. Этот стресс возникает как реакция на невозможность удовлетворить свои потребности в принятии, уважении и любви.

Удовлетворение этих потребностей влияет на созревание всех структур мозга – прежде всего тех, которые важны для формирования внимания, речи, мотивационной и эмоциональной регуляции. С физиологической точки зрения происходит следующее: нервные клетки гипоталамуса – структуры, которая реагирует на важные для человека события (в том числе и удовлетворение потребностей) – должны выделять особые вещества, нейрогормоны.

Если отношения ребенка с близкими вместо положительных эмоций вызывают стресс, то синтез этих веществ в гипоталамусе нарушается. Происходит сбой: нарушается нормальное созревание мозговых механизмов, отвечающих за эмоционально — мотивационную регуляцию и познавательную деятельность. Как воспитать психопата? Подробная инструкция

Возникает замкнутый круг: наказания, цель которых состоит в коррекции поведения ребенка, на самом деле снижают возможности усвоения знаний и самоконтроля, а значит, дают новые поводы для наказания». Модель наказания без насилия. Как правильно наказывать ребёнка?

Последствия жестокого обращения с ребенком для его психики

У ребенка появляется страх наказания. Страх – сильный мотиватор, но он стимулирует только к одной активности – избеганию того, что пугает. Телесные наказания не прибавляют сообразительности и усидчивости, зато дети начинают активно врать, ведь это единственный шанс избежать наказания. Они прячут и портят тетради и дневники, делают все, чтобы родители не узнали о плохих отметках. Они сочиняют, что задание им не задали, а контрольную перенесли. Это происходит потому, что взрослый несдержан, нетерпелив, импульсивен и агрессивен по отношению к своему ребенку.

Если наказания особо жестокие, то некоторые дети совершают побеги из дома, а другие суицид. Причем они накладывают на себя руки импульсивно, поэтому детские суициды наименее предсказуемы. Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

В ситуации психологического насилия и жестокого обращения в семье ребенок оказывается в практически безвыходной ситуации. Он не может перестать общаться с родителями, поменять место жительства. Насилие исходит от близких людей, а значит, мир в целом и собственный дом перестают быть безопасным местом. Отношения с близкими больше не дают опоры, а собственная личность тем более, ведь это она совершает те самые ошибки, за которые потом наказывают.

На межличностном уровне психологическое насилие приводит к утрате доверия, эмоциональной закрытости, нежеланию проявлять себя (любое проявление опасно, так как за этим может последовать наказание). На внутреннем психологическом уровне маленькая жертва жестокого обращения и насилия обесценивает себя как личность. Ведь у ребенка пока нет здорового внутреннего стержня, и он ориентируется в оценке себя на авторитетных взрослых.

[2]

В любой ситуации, угрожающей провалом, ребенок легко впадает в панику. Она, в свою очередь, приводит к утрате способности мыслить логически. Неуверенность в себе не дает опереться на имеющиеся опыт и знания: ребенку кажется, что он все делает неправильно. Жестокое обращение с детьми фактически подавляет в них инициативность и креативность, они перестают испытывать радость от жизни. Ребёнок стал агрессивным? Способы коррекции агрессивного поведени

Наивно и опасно надеяться, что путем телесных наказаний и психологического насилия можно вырастить психически здорового, эмоционально зрелого человека

У детей по мере взросления развиваются зависимости, формируется идея того, что бить – это нормально, что с помощью физического насилия можно решать проблемы.

Наиболее распространенные последствия психологического насилия и жестокого обращения в детском возрасте, которые можно наблюдать у взрослых, – синдром хронической усталости, «стокгольмский синдром», ангедония (неспособность испытывать удовольствие от жизни), депрессия, нарушение привязанности. Принципы ненасилия в семье

Если чувствуете, что поступили неправильно, несправедливо по отношению к собственному ребенку, не стесняйтесь извиниться. Это научит его видеть, признавать и исправлять допущенные ошибки. Крайне важно научиться прощать себе свои ошибки, видеть в каждой из них возможность измениться к лучшему. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Эксперты:
Ольга Семенова – нейропсихолог, кандидат психологических наук.
Регина Мачинская – психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/posledstviya-zhestokogo-obrashheniya-s-de.html

Отдаленные последствия жестокого обращения с детьми

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: [email protected]

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Читайте так же:  Процедура отказа от алиментов на ребенка

  • Вы здесь:
  • Главная страница
  • Специалистам
  • Статьи
  • Социальным педагогам
  • Информация
  • Услуги
  • Бесплатные услуги

запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Последствия насилия и жестокого обращения с детьми

  • Печать
  • E-mail

Подробности Опубликовано: 02.03.2015 11:22 Просмотров: 3277

Баранова Екатерина Леонидовна,

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и заставляет искать все новые варианты решения.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка, в том числе любое бездействие, приводящее к риску причинения серьезного вреда.

Насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин. Существует также понятие психологических и социальных факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия. Для эффективной работы по профилактике жестокого обращения специалисты должны знать, что может спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

К основным факторам относят:

  • неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех
  • молодые семьи (где родители не достигли совершеннолетия)
  • семьи с патриархально-авторитарным укладом
  • наличие в семье лица больного алкоголизмом, наркоманией
  • проживание в семье лица, вернувшегося из мест лишения свободы
  • безработица, постоянные финансовые трудности
  • семьи со сложным психологическим климатом
  • теснота жилплощади и скученность членов семьи
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев
  • семьи, имеющие ребенка с умственными и физическими недостатками
  • семьи, имеющие детей с гиперактивным поведением
  • семьи с низким уровнем культуры и образования

Сами по себе данные факторы не являются признаками жестокого обращения. Но эти семьи нуждаются в более пристальном контроле со стороны специалистов, так как данные факторы значительно повышают угрозу жестокого обращения.

Последствия жестокого обращения и насилия

Жестокое обращение и насилие всегда имеет негативные последствия, которые наносят не только физический и психологический вред для конкретного ребенка, выражающийся в аномальном развитии, но и социальную опасность, такую как детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество и дальнейшее проявление жестокости.

Различают так же ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, и плохое самочувствие, острые психические нарушения.

Среди отдаленных последствий выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а так же социальные последствия.

Имеются некоторые психические особенности детей, пострадавших от насилия:

  • Дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате которой их дельнейшее развитие идет с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на дальнейшую жизнь.
  • Дети, испытывающие гнев, чаще всего изливают его на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые дети, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
  • Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.
  • Ребенок переживает чувство вины, стыда, он убежден в собственной неполноценности. Вследствие чего ему трудно добиться уважения окружающих, успеха, его общение со сверстниками затруднено. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми проявляются не сразу и носят серьезный характер, влияя на последующую жизнь ребенка.

Разумеется, не у каждого ребенка, подвергающегося телесному наказанию в семье, развиваются долгосрочные отклонения в поведении. Тем не менее, проведенные международные исследования показывают, что у людей, страдающих в детстве от телесного наказания, различные отклонения в поведении развиваются намного чаще, чем у тех, кто в детстве не подвергался насилию. То есть эти дети находятся в группе риска и нуждаются в пристальном внимании со стороны взрослых.

При подготовке статьи использовались материалы с сайтов:

http://ocpmcc.edu35.ru/tospec/tospec244/specsoc/597-statii-2015-baranova-nasilie

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Алёна Щукина
Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Выделяют 4 формы насилия в отношении детей:

• пренебрежение нуждами ребенка.

Перечисленные виды жестокого обращения редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

Все формы жестокого обращения в той или иной степени сопряжены с психологическим (эмоциональным) насилием.

Психологические (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Выделяют следующие формы психологического насилия:

— отвержение, неприятие ребенка, принижение его достоинства;

Отвержение проявляется в неприятии ребенка,принижении его достоинства:

— враждебное отношение к ребенку, унижение (в том числе публичное).

— высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.)

— превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование – проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создаёт у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

— угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу);

— угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/ отдам кому-то»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым. Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Признаки психологического насилия:

постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического и умственного развития;

• нервный тик, энурез.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми:

Ближайшие последствия Отдаленные последствия

• физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т. п.).

• Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

• нарушения физического и психического развития ребёнка,

• различные физиологические и психосоматические заболевания,

• личностные, в особенности – эмоциональные нарушения,

Читайте так же:  Взыскание алиментов по месту работы должника

• отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т. п.).

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они ощущают себя недостойными любви, плохими, бесполезными. Испытывают неуверенность в своих силах и способностях. Эти дети стараются никому не доверять. Считают взрослых опасными, враждебными и отрицают обращение к ним за помощью. Такие дети имеют крайне слабый контакт со своим телом и своими подлинными чувствами.

В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.

Психол. травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним.

Американские исследователи (Н. Полански и соавторы) установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей или других значимых взрослых.

Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Имеется даже понятие «психологическая карликовость» (профессор Касаткина Э., когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития.

Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.

Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения – от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.

Угрозы и запугивание, унижение со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребенка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых.

Наша работа по проблеме жестокого обращения с детьми началась и изучения документации и разработки внутрисадовских документов по данной проблеме.

Были разработаны планы работы по теме на каждую группу. У психолога план работы на год идёт в трех направлениях: педагоги, родители, дети.В него включены такие мероприятия как:

— выступление на родительских собраниях (Как не наказывать ребенка);

— консультации в информационном уголке для родителей;

— просвещение педагогов (в рамках педагогического часа)

— тренинг для педагогов («Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми«)

— Организация совместных игр с детьми («Секрет», «Строгий контроль», «Копилка хороших событий») и организация совместной деятельности родителей и детей (изготовление мини книжки «Мама, папа, я – счастливая семья»).

Что же делать в случае жестокого обращения с детьми?

• Сообщить заведующей ДОУ.

• Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи,обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями — специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

• Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

• При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.

• Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем).

• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем — устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутрисадовский контроль).

• При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Действия сотрудников образовательных учреждений

при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

• В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например, пропуски ДОУ) воспитатель в течение 5 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.

• В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 5 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.

Видео (кликните для воспроизведения).

• В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

Психологическое насилие – фактор достаточно распространённый и являющийся не менее опасным, чем физическое насилие.

• Каждый второй ребенок в ответ на регулярное избиение сам ударит родителя.

• Родитель, оказывающий физическое и психологическое воздействие на ребенка, нуждается в психологической помощи, т. к. его реакция на ребенка – это следствие вымещения на ребенка его тревог и проблем.

• Вред, наносимый психологическим насилием, проявится впоследствии у ребенка, когда он станет взрослым. А также может привести к тому, что он сам будет тираном для своих детей, вымещая на них своё невротическое состояние.

http://www.maam.ru/detskijsad/algoritm-postroenija-raboty-v-dou-pri-vozniknoveni-sluchaev-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Жестокое обращение с детьми: статистика и юридический аспект

Начало систематическому изучению проблемы жестокого обращения было положено в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии был описан так называемый «battered child syndrome» (синдром избиваемого ребенка).

Тогда же были впервые обнародованы сводные статистические данные о распространении насилия над детьми в США.

Жестокое обращение является сегодня одной из основных причин нарушений психического развития и здоровья несовершеннолетних.

Ежегодно различным преступным посягательствам подвергаются до 100 тысяч несовершеннолетних.

Почти половина из них переживают насильственные действия со стороны взрослых, причем:

В роли субъектов жестокого обращения чаще всего выступают родители (85% случаев), другие взрослые члены семьи и лица, осуществляющие опеку над ребенком.

При этом женщин среди обидчиков в полтора-два раза больше, чем мужчин.

До 70% детей, воспитывающихся в условиях жестокого обращения, терпят не только пренебрежение, но и одновременно несколько форм насилия – физическое, психологическое, сексуальное; такие дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами.

Читайте так же:  Иск об отказе от отцовства образец

Находясь в глубокой зависимости от обидчиков и не будучи осведомлены о своих правах, они иногда в течение многих лет не получают квалифицированной помощи и защиты.

Эксперты в области законодательства указывают на высокую латентность перечисленных преступлений, о чем свидетельствует двух- трехкратное преобладание количества зарегистрированных фактов над числом разоблаченных преступников.

    Особенно тяжелой остается ситуация с выявлением сексуального злоупотребления детьми и подростками.Так, сегодня регистрируется лишь один из 10 случаев сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.Латентность ненасильственных половых преступлений в отношении несовершеннолетних еще выше. Из числа привлеченных к уголовной ответственности за такие преступления каждый десятый виновный освобождается от уголовной ответственности, в том числе и по нереабилитирующим основаниям (т.е. не за отсутствием состава преступления, а в случае недоказанности вины, невменяемости и по другим причинам).

http://www.b17.ru/blog/122444/

Из опыта работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия.

Отделение помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работает в городе Сургуте с декабря 2005 года. На момент открытия оно именовалось как отделение для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты начали осуществлять свою деятельность с оказания социально-психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию в семье.

У вас может возникнуть вполне резонный вопрос: «Почему отдан приоритет именно этой проблеме? Неужели насилие в семье так актуально для нашего вполне благополучного общества?»

Действительно в обществе существует мнение, что домашнее насилие — редкое явление. Хотя цифры говорят сами за себя.

Хотя официальная статистика по этой проблеме до последнего времени не велась, известно, что в России ежегодно погибает от рук своих мужей и партнеров 14 тыс. женщин. Для сравнения: за 10 лет Афганской войны СССР потерял 17 тыс. человек. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, по анонимным опросам – каждая вторая россиянка страдает от домашнего насилия. По данным Департамента охраны общественного порядка МВД России в 2008 году около 40% всех тяжких насильственных преступлений совершилось в семьях. 2/3 умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами. Число случаев избиения женщин их мужьями и партнерами составляет 36 тысяч в день.

Вероятность быть убитой в своем доме у женщин России в 2,5 раза выше, чем у женщин США, и в 5 раз выше, чем у женщин в Западной Европе.

По оперативным данным, на территории России ежегодно совершается в среднем 250 тысяч насильственных преступлений в отношении женщин, в том числе несовершеннолетних.

По данным МВД, каждый день в России погибает от насилия в семье 38 женщин и 15 детей.

Согласно существующему мнению специалистов, наиболее уязвимыми в ситуации семейного насилия являются женщины и дети: они составляют 70% потерпевших от тяжких насильственных действий, совершенных в семье.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, федеральных законов является приоритетным направлением государственной политики.

Обеспечение реализации и восстановления нарушенных прав должно осуществляться органами государственной власти всех уровней, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в судебном порядке. Однако эффективная система защиты детства в настоящее время отсутствует, о чем свидетельствуют цифры статистики.

В 2008 году жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли (5 детей каждый день), 12,5 тысячи детей числятся в розыске. По оценкам Министерства внутренних дел в социально-опасных условиях живут 750 тысяч детей, в присутствии детей совершается более 50 % преступлений в быту.

По данным социологических исследований около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, около 2 тысяч детей ежегодно заканчивают жизнь самоубийством.

В результате жестокого обращения с ребенком нарушается нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности. К нарушениям психического и развития присоединяются психологические проблемы, а в тяжелых случаях происходят глубокие личностные изменения, которые трудно поддаются коррекции.

Кроме того, в работе с такими детьми во много раз чаще возникают проблемы педагогического характера. Именно в изменениях развития детей чаще всего наблюдаются негативные последствия насилия над ребенком в семье. Чем ниже у него уровень развития, тем более он подвержен различным негативным влияниям, в том числе обусловленным неблагополучием семьи, жестокой системой обращения между членами семьи, вовлеченностью в жизнь алкоголиков, наркоманов и пр.

Отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества.

Поэтому, одним из важнейших направлений борьбы с преступлениями против несовершеннолетних должна стать полноценная реабилитация пострадавших детей.

Итак, предлагаю рассмотреть виды насилия над детьми:

Пренебрежение интересами ребенка

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме этого у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда – то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:

Нарушения физического и психического развития

  • Отстают в росте, массе, эмоциональном и речевом развитии от своих сверстников;
  • Позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
  • Значительно хуже успевают в школе;
  • Часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальца, кусание ногтей; раскачивание, занятие онанизмом;
  • У них припухлые, заспанные глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности-педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения:

  • При физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;
  • При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционыо-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки;
  • Психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергические реакции, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервнопсихические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу травм, отравлений.

[1]

Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:

  • Часто испытывают гнев, который изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут защитить себя. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
  • Любым путем привлекают к себе внимание, что иногда это проявляется в виде вызывающего, эгоцентричного поведения;
  • Несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в поведении, в играх с другими детьми или игрушками (при сексуальном насилии);
  • Отсутствие положительного образа «Я», низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины и стыда, неполноценности, «я хуже всех»;
  • Высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Читайте так же:  Алименты третий ребенок от второго брака

Социальные последствия жестокого обращения с детьми:

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для здоровья жертвы и для общества.

  • Проблема беспризорности и детской проституции
  • Антисоциальное поведение (криминальные действия), правовые нарушения
  • Агрессия и жестокость в дошкольных и школьных учебных заведениях
  • Трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
  • Пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать, совершать другие уголовно наказуемые деяния;
  • Проституция, венерические болезни, нарушения половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают малопривлекательными и даже опасными для общества. Каковы же общественные потери насилия над детьми?

  • Потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
  • Потери в лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;
  • Потери в лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;
  • Воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Часто наблюдая за ребенком, специалист видит явные признаки насилия и у него возникает предположение, что с этим ребенком происходит что-то очень страшное. Но, в беседе многие дети очень хорошо отзываются о своих родителях, защищают их и оправдывают. Вы должны знать, что у детей подвергшихся насилию или ставших свидетелями домашнего насилия присутствует два синдрома: стокгольмский синдром и синдром выученной беспомощности. Именно в этом состоянии, когда подросток не видит конструктивного способа разрешения сложившейся ситуации, остается один выход – самоубийство. В этот момент важно, кто будет рядом и как он отреагирует.

Первые шаги, суицидальной интервенции.

Насилие из семьи выплескивается в общество: дети, выросшие в семьях, где совершалось насилие, даже если они были свидетелями насилия, став взрослыми, гораздо чаще совершают преступления против личности. Кроме того, усвоенные методы насильственного поведения с большей вероятностью будут практиковаться ими в своей семье.

http://www.b17.ru/article/21681/

Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Это определение объединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Добавление в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.

Кроме того, в литературе встречаются и другие определения насилия. Насилие – это принуждение, неволя, действие стесняющее, обидное, незаконное, своевольное. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также получение господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми.

В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.

Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могу быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, т.е. регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.

Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

Читайте так же:  Подать на алименты на родителей мужа

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.

Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все.

Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:

[3]

● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произошел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

— если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;

— насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

— часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т.п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия

Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.

Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

● он понимает, что происходит насилие;

● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

● он переживает последствия акта насилия.

Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.

Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия

● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;

● физические симптомы (головные боли или боли в животе);

● сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;

● драки, нанесение побоев другим детям или животным;

● перепады настроения или вызывающее поведение;

● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;

● апатия, депрессия, упадок сил;

● чувство одиночества и изоляции;

● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);

● попытки суицида или опасное поведение;

● плохая успеваемость в школе;

● сложности с концентрацией и вниманием;

● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;

● чувство, что все старания недостаточны;

● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;

● энурез, отставание в развитии;

● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);

● идентификация себя с виновником насилия или повторение его

Видео (кликните для воспроизведения).

http://dtspc.schools.by/pages/domashnee-nasilie-zhestokoe-obraschenie-s-detmi

Литература


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  3. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Отдаленные последствия жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here