Определение жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение и насилие с детьми

Раиса Маркс
Жестокое обращение и насилие с детьми

Жестокое обращение и насилие с детьми.

Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком:

. физическое насилие;

. сексуальное насилие;

. психологическое жестокое обращение.

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни, но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Сексуальное насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним,когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое жестокое обращение – это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы,повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети,живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Детей, переживших травму, характеризуют, как правило,четыре особенности:

1. Повторяющиеся, навязчивые, угнетающие визуальные воспоминания о событии, повторное переживание травматического события в ночных кошмарах.

2. Повторяющееся поведение (многократное разыгрывание трагического эпизода в игре, воссоздание существенных деталей в игре).

3. Специфические страхи, связанные с травмой, избегание стимулов или ситуаций, ассоциирующихся с событием или напоминающих о травме.

[2]

4. Изменение отношения к людям, к различным аспектам жизни и к будущему.

Читайте так же:  Можно ли получить материнский капитал если ребенок

Консультация «Домашние насилие в семье» Физическое насилие Сексуальное насилие Эмоциональное насилие Пренебрежение Физические признаки — множественные повреждения, имеющие специфический.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье Доклад социального педагога на общесадиковом родительском собрании на тему «Профилактика жестокого обращение с детьми в семье»..

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Что такое жестокое обращение с ребёнком? Что такое жестокое обращение с ребёнком? ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ — любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых,.

Консультация для педагогов «Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие» Консультация для педагогов: Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие. Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Жестокое обращение с детьми. Заповеди мудрого родителя» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка» Консультация на тему «Жестокое обращение с детьми».

Обращение к молодым психологам ДОО Дорогие коллеги, педагоги-психологи детских садов! Незаметно 22 ноября прошел Всероссийский День психолога. Но с ним пришли и остались.

Консультация для родителей «Речевое насилие или как не навредить любимому малышу» Речевое насилие или как не навредить любимому «малышу». Говоря о безопасности каждого человека, в том числе ребенка, необходимо иметь.

Родительское собрание «Насилие над детьми в семье» Родительское собрание: «Насилие над ребенком в семье» Так получилось, что в преддверии дня матери мы вынуждены поднять тему насилия в семье.

Определение жестокого обращения с детьми

Под жестоким обращением с детьми понимают намеренное нанесение ребенку телесных повреждений одним из родителей или опекуном. Безнадзорность подразумевает отсутствие даже минимальной заботы и внимания к ребенку.

Для описания этих явлений в англоязычной литературе существует много выражений. Самые употребительные из них: child abuse, child neglect, non-accidental trauma (NAT). В 1962 году было введено новое понятие «синдром избитых детей» («Battered-child-syndrome»; Kempe et al.). Этот термин имеет некий социальный контекст. Жестокое обращение с детьми достигает максимального выражения в семье.

Психическое насилие «проистекает чаще всего из враждебной или отвергающей установки родителей или одного из них по отношению к полу, физическим особенностям, физическому или психическому недостатку отвергаемого ребенка» (Stutte). Формами проявления бывают ограничение свободы (запирание), клевета, унижение и подчас тяжелые оскорбления детей. Они могут достигать степени садизма и иметь более тяжелые последствия, чем физическое насилие (Strunk).

Статья о жестоком обращении с детьми с 1922 года фигурирует в немецком законодательстве. По данным полицейской криминальной статистики ежегодно регистрируется примерно 1700 случаев уголовно наказуемого жестокого обращения со стороны родителей или взрослых воспитателей. Можно полагать, что действительное число таких случаев намного больше регистрируемого. Имеющиеся оценки следует считать недостоверными. Они составляют в Германии от 20 000 до 400 000 случаев в год. В отношении примерно 10% детей, прошедших медицинское обследование по поводу телесных повреждений, имеется подозрение на жестокое обращение, а еще в 10% случаев — на безнадзорность (Friedman, Morse).

Данных о частоте психического насилия над детьми практически нет. В литературе описаны скандальные случаи, которые, однако, не позволяют оценить распространенность этого явления. Таков, например, случай, (Stutte), когда отец наказал сына за то, что ребенок после того как отец на его глазах убил его любимое животное (кролика), пытался укрыть зверька в своей постели.

Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, так же как и сексуальное насилие, следует рассматривать в общем контексте «семейного насилия», так как насилие над детьми часто бывает одним из многих вариантов агрессивного поведения в семье или микросоциальном окружении. Ниже перечислены различные варианты жестокого поведения в семье.

Формы насилия в семье (по Remschmidt et al.):
1. Насилие между партнерами:
а) насилие над партнером (женой)
б) сексуальное насилие в семье (партнеров по отношению друг к другу)
в) насилие со стороны партнера (жены)
г) последствия для детей как свидетелей родительского насилия

2. Жестокость между родителями и детьми:
а) физическая жестокость и безнадзорность
б)психическое насилие
в) психическое насилие и инцест
г) насилие детей над родителями

3. Насилие между сибсами

4. Насилие над старшими членами семьи

Здесь нас интересуют лишь агрессивные формы поведения родителей по отношению к детям. Остальные приведенные в таблице варианты не рассматриваются.

Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним

О жестоком обращении с детьми или безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:
1) необъяснимые отклонения в физическом состоянии, указания на травмы, полученные в прошлом;
2) признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения (такого, например, как нарушение питания);
3) резко выраженная боязливость ребенка;
4) у детей младшего возраста — отсутствие поиска защиты у родителей и обращение за помощью к другим взрослым в новой для ребенка или устрашающей ситуации;
5) у детей более старшего возраста — «стена» против любых признаков конфликта и одновременно признаки чрезмерно приспособительного поведения.

В отдельных случаях для клинической картины характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии.

Поведение и отклонения его у родителей

В соответствии с термином «синдром жестокого обращения с детьми», описанного с учетом нескольких факторов, особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты (Kempe, Heifer):
1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;
2) нежелание сотрудничества вплоть до враждебного отношения со стороны родителей;
3) игнорирование и искажение результатов врачебного исследования;
4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;
5) признаки возбужденного состояния и утраты контроля;
6) отказ от посещений ребенка, помещенного в стационар;
7) указания на жестокое обращение и безнадзорность в анамнезе самих родителей;
8) инфантильные супружеские или партнерские отношения;
9) сильные тенденции к изоляции в семье, отсутствие контактов с соседями;
10) нереалистичные ожидания в отношении ребенка;
11) частая смена врача или больницы;
12) злоупотребление алкоголем.

Читайте так же:  Исполнение решения о разделе имущества

Во многих случаях наблюдается сочетание нескольких названных здесь факторов. К этому нередко добавляются особенности социальной ситуации, такие как безработица, социальная дискриминация или специфические конфликты.

Для диагноза жестокого обращения с детьми и безнадзорности решающее значение имеют данные анамнеза. Но именно их по понятным причинам часто не удается получить или они оказываются ненадежными.

Признаки жестокого обращения с детьми

Признаки жестокого обращения с детьми

1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

> боязнь физического контакта со взрослыми;

> стремление скрыть причину травм;

> плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

> негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

2. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при

следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

> ночные кошмары, страхи;

> несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

> стремление полностью закрыть свое тело;

> депрессия, низкая самооценка.

3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

> постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

> различные соматические заболевания;

> беспокойство, тревожность, нарушения сна;

> склонность к уединению, неумение общаться;

> задержка физического и умственного развития ребенка;

> нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

> задержка речевого и моторного развития;

> требования ласки и внимания;

> низкая самооценка, низкая успеваемость;

> агрессивность и импульсивность;

> утомленный, сонный вид;

> отставание в физическом развитии;

> частая вялотекущая заболеваемость;

> антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесто­кого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

  • ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и опреде­ляет меры защиты;
  • ст. 6 — обеспечение в максимально возможной степени здорового
    развития ребенка;
  • ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства
    в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
  • ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
  • ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо­димый для физического, умственного, духовного, нравственного ‘и социаль­ного развития;
  • ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;
  • ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
  • ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

> ст. 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;

> ст. 150-157за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

  • ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образова­тельных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
  • ст. 56 — предусматривает административное наказание педагоги­ческих работников за допущенное физическое или психическое «насилие над
    личностью обучающегося или воспитанника»:

Семейный кодекс РФ:

  • ст. 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
  • ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
  • ст. 69 — меру «лишение родителей родительских прав», как меру за­
    щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

> ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной уг­розе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей»:

> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологиче­ское насилие над ними запрещены».

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них

Ольга Саксонова
Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них

«Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них»

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Как должны вести себя сотрудники учреждения при выявлении таких случаев? Давайте попробуем ответить себе на эти вопросы. Первое с чего мы начнем — это попробуем дать определение термина «жестокое обращение с ребенком». Я прошу вас заполнить небольшую анкету на понимание понятия. (Заполнение анкеты)

Российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Исходя из анализа норм законодательных актов,можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Выделяют четыре формы жестокого обращения.

1. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, медицинской помощи. Это отсутствие со стороны родителей должного уважения, внимания, ласки, тепла и заботы.

2. Психологическое или эмоциональное насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.

Это — угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; лишение ребенка родительской любви; однократное грубое психическое воздействие, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; поощрение к антисоциальному поведению.

3. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Муж не простил измену подал на развод

Это удары по лицу, тряски, толчки, затрещины, удушения, избиение ремнем, заключение в запертом помещении, нанесение увечий.

Наиболее часто физическому насилию подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, менее привлекательные внешне.

4. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

В каких семьях наблюдаются данные проблемы.

В группу риска попадают дети от нежеланной беременности, дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; семьи, где родители – алкоголики, семьи,в которых много социально-экономических и психологических проблем, постоянные конфликты. Когда мать чрезмерно занята на работе. В семьях, где родители имеют хронические или психические заболевания, инвалидность. Когда ребенок живет без родного отца или матери с отчимом или мачехой, в семьях с усыновленными детьми. Часто обижают детей родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; сами перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные люди.

Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии:

• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует возрасту;

• низкая самооценка, подавленное состояние, избыточная потребность во внимании;

• запущенное состояние детей, неухоженность, неопрятность;

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья;

• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;

• изменчивое поведение, апатичность или наоборот, агрессивность в играх;

• враждебность или чувство страха по отношению к взрослым, судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого;

• следы побоев либо других повреждений;

• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всех;

• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы,

энурез, тики, расстройства сна и др.).

Особенности поведения взрослых, которые, предположительно могут проявлять жестокостьпо отношению к ребенку:

• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

• на жалобы по поводу поведения реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

• противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

• обвинение в травмах самого ребенка;

• позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

• отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

[1]

• неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

• большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует немедленно сообщить руководителю образовательного учреждения о выявленном случае. Руководитель немедленно сообщает об этом в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка или в полицию.

Также следует помнить, что за совершение различного рода жестокого обращения с детьми существуют уголовная, гражданско-правовая и административная ответственности.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми.

Одним из негативных последствий социально-экономических и политических изменений, начавшихся в Российской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличение количества неблагополучных семей. В настоящее время в стране насчитывается более 700 тысяч так называемых социальных сирот, около трети детей рождаются вне зарегистрированных браков, постоянно растет число родителей, лишенных родительских прав. Закономерным следствием дестабилизации семейных отношений является жестокое обращение с детьми. Ежегодно в Российской Федерации около 100 тысяч детей становятся жертвами только зарегистрированных преступлений, более трех тысяч из них погибают. Дети являются жертвами каждого третьего сексуального преступления, причем 70% этих преступлений совершаются путем насилия или использования беспомощного состояния потерпевшего. Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность в обществе, находит отражение в решениях государственных органов исполнительной и законодательной власти.

Ответом государства на рост детской безнадзорности и ее наиболее опасного проявления — беспризорности — стало создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры), и образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), являются элементами этой системы и согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должны осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защищать их права и законные интересы.

Социально-педагогическая и психолого-педагогическая коррекция, проводимая в приютах и социально-реабилитационных центрах, не ограничивается только работой с несовершеннолетними воспитанниками. Конвенция ООН о правах ребенка к основному праву относит его право жить и воспитываться в родной семье. В связи с этим приоритетным направлением деятельности социальных служб с семьями, находящимися в социально опасном положении, является устранение семейного неблагополучия. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы и учреждения системы обязанность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, которые жестоко обращаются с детьми, не исполняют своих обязанностей по их воспитанию и обучению или отрицательно влияют на их поведение.

Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми, к сожалению, сохраняет актуальность, и чрезвычайно важно уметь вовремя распознавать признаки психологического неблагополучия в состоянии ребенка и оказывать ему необходимую помощь.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

Читайте так же:  Программа отказа от детей

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

[3]

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Жестокое обращение с детьми

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.
Читайте так же:  Выплаты матерям одиночкам на работе

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать «нет»;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

Основные факты

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.

Деятельность ВОЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Источники

Литература


  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  5. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
Определение жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here