Общие понятия проблемы насилия над детьми

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

Читайте так же:  Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

http://snob.ru/entry/180700/

Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком

Тема 15. Насилие как нарушение права ре­бёнка на безопасность

1. Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины и факторы, способствующие насилию над ребенком.

2. Виды насилия, их характеристика. Возможные последствия насилия над ребенком.

3. Особенности современной семьи и проблемы семейного насилия.

4. Работа с ребенком, пережившим насилие, и семьей, характеризующейся жестоким обращением с ребенком.

5. Школа как фактор риска в насилии над детьми.

6. Система защиты детей от насилия и жестокого обращения.

1. Никитко, Е.А. Насилие в семье: истоки и последствия / Е.А. Никитко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 5. – С.22–24.

2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления /под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2008. –240 с.

3. Трацевская, А.В. Насилие в школе как социально-педагогическая проблема / А.В. Трацевская, Д.В. Петрова // Праблемы выхавання. – 2009. –№ 4. – С. 27–33.

4. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. –№ 4. –С. 3–7.

В психолого-педагогической литературе встречаются синонимичные понятия «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми».

Насилие или жестокое обращение является нарушением всех основных прав ребёнка. Обратим­ся к определению данных понятий. Насилие – это воздействие одного человека на другого, на­рушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физи­ческом и духовном смысле) (Юридический энциклопедический словарь). Жестокое обращение с детьми – любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и дру­гих лиц, от которых ребёнок находится в зави­симости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребёнка, его психическое развитие или социализацию (Детство: краткий словарь-справочник). По мнению исследователей, же­стокое обращение с детьми продиктовано психологическими проблемами самих взрослых, ко­торые таким путём транслируют их потомкам. Поэтому, говоря о насилии в воспитательном процессе, следует особо отметить его компенсатор­ный характер. По Э. Фромму, насилие компенсаторное – насилие, служащее малопродуктивному, обездоленному жизнью человеку заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни.

Проблема насилия над детьми имеет давние исторические корни.

При первобытном строе по отношению к де­тям применялось физическое насилие, слабых и уродливых детей убивали. Наказывать детей физически было самым обычным способом воспитания. Так в памятнике средневековой русской культуры «Домострое» даются следующие советы родителям в отношении воспитания детей: «И не жалей младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»; «Воспиты­вай детей в запретах – и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострада­ешь, скорбя. ». Только в конце эпохи Возрождения ребёнок стал признаваться как ве­ликая ценность. В России лишь в конце XVIII – начале XIX вв. началась борьба с применением те­лесных наказаний для всех слоев населения.

[2]

В традиционной белорусской крестьян­ской семье дети воспитывались в духе стро­гого послушания любому старшему. К родителям, деду и бабке, дядькам и тёткам, вооб­ще ко всем взрослым, они должны были обра­щаться исключительно на «вы». Обращение к ним на «ты» считалось крайней грубостью. Зна­чительные изменения в обращении взрослых с детьми произошли за период между 1880-ми и 1910-ми гг.: в первые десятилетия матери, осо­бенно отцы, учили своих детей подпругой, хво­ростиной, а порой и кнутом. В XX в. неслух тоже мог «заработать оплеуху и попробовать кнута», но формы этого воспитания были уже более мягки­ми. Этнографы отмечают, что строгость обыч­но проявлял отец. За столом глава хозяйства всег­да имел наготове ложку, чтобы щёлкнуть по лбу нарушителя порядка.

В конце XX в. (1989) Генераль­ной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, которая юридически и мораль­но закрепила права детей в мире во всевозмож­ных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм наси­лия, грубого обращения или эксплуатации. В XXI в. жестокое обращение с детьми уже рассма­тривается не иначе как уродливое социальное яв­ление. В то же время, не смотря на то, что Конвенция о пра­вах ребёнка встала на защиту законных прав и интересов детей, статистика свидетельствует о том, что насилие над ними не прекращается. Так, в странах Европейского союза ежегодно от насилия страдают 600 тыс. детей и риску на­силия подвергаются 5 млн детей.

В Республике Беларусь с конца 90-х годов прошлого века проводились локальные исследования, позволившие сделать предположения и подтвердить распространение тех или иных видов насилия в отношении отдельных категорий детей.

Так, например, в 2001 году Э.К. Капитонова провела исследование жестокого отношения к детям в Гомельском регионе. В ходе исследования выявлено, что «Дети из семей, относящихся к группе высокого социального риска, в значительно большей степени подвержены различным формам насилия».

Данные результаты подтверждены исследованием «Комплексный анализ влияния насилия на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя», проведенным в 2004–05 гг. группой ученых НИИ криминологии, криминалистики и судебно-медицинской экспертизы под руководством А.К. Водневой. Также было установлено, что основными субъектами насилия являются сверстники, незнакомые взрослые, родители, учителя. Причины собственного агрессивного поведения 17% испытуемых относили к реакции на жестокое обращение.

Читайте так же:  Порядок действий при разводе с детьми

Изоляция ребенка в закрытом воспитательном учреждении усугубляется наличием насилия в равной среде данных учреждений.

Общественное объединение «Дети – не для насилия» в результате опросов учащихся средних школ и гимназий г. Минска в возрасте 13–15 лет в 1997 и 2002 годах выявило, что 3% опрошенных несовершеннолетних испытывали сексуальное насилие, а 5,7% – попадали в ситуацию, угрожающую сексуальным насилием.

Выборочные исследования распространенности насилия в интернатных учреждениях, проведенные МОО «Понимание» в 2003–06 гг., выявили психологические индикаторы предполагаемого сексуального насилия у 4,17% детей в возрасте 12–16 лет, физического насилия – у 27% детей в возрасте 12–16 лет. Наиболее рискованными местами в этих учреждениях дети признавали баню, душ, туалет, спальню.

В рамках социологического исследования в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних осужденных в Республике Беларусь, проведенного по заказу Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь при содействии Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, были получены данные об особой подверженности насилию несовершеннолетних, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Насилие в отношении детей в конфликте с законом происходило в семье, на улице, в школе. Для предупреждения насилия к детям этой категории, по мнению экспертов исследования Лукашовой О.Г. и Дунаевой И.Н необходима реформа системы предупреждения и пресечения преступлений, а также отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В Белару­си, по данным Министерства внутренних дел, в 2004 г. жертвами насилия стали 4,7 тыс. де­тей, в 2008 г. по данным МВД 7,2 тыс. лиц, не достигших 18-летнего возраста, стали жертвами преступлений, в том числе 37 новорожденных (Национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь в 2008 г.).

Практика показывает, что насилие в отноше­нии детей более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Похищения,детоубий­ства, избиения, сексуальные,психологические и физические злоупотреблениясовершаютсячаще в семьях, чем вне их.Однако насилиепоотношению к детям имеетместо и вне семей.Дети становятся жертваминасилия на улице, вдетских садах,школах-интернатах и даже в са­мой системеправосудия. Вот почему Конвен­ция о правах ребёнкаотмечает,что насилию вотношении детейв любой форме и любом месте нет оправдания. Дети имеют право на фи­зическую и личную неприкосновенность и за­щиту от всех форм физического и психологического насилия.

Несмотря на общую тенденцию к гуманизации воспитательного процесса, статистика жестокого отношения к детям подтверждает необходимость усиления работы служб СППС учреждений обра­зования в данном направлении. В результате про­ведённого в 2008 г. при содействии ЮНИСЕФ об­щенационального исследования ситуации снаси­лием в отношении детей в семье в Беларусибыли сделаны неутешительные выводы:

Ø в атмосфере ненасилиявоспитывается чутьболее половины детей,остальные в той или инойстепени страдаютот насилия ижестокого обращения со стороныродителей;

Ø наиболеераспространёнными проявления­ми насилия и ненадлежащего ухода в семье явля­ются громкий и агрессивный крик, обидные прозвища, грубая ругань, злые слова, угрожающие же­сты, угрозы, стыд и смущение ребенка, намеренно вызванные родными и близкими, лишение внимания, иг­норирование, пощёчины и подзатыльники, удары кулаком, ремнём, скакалкой, палкой или другими предметами, таскание за волосы или уши, щипа­ние, царапание, отсутствие заботы, поддержки и помощи, ощущение собственной ненужности. Это свидетельствует о том, что примерно каждый десятый родитель при воспитании ребёнка рассчитывает не на свой авторитет, силу убеждения или внушения, он прибегает к угрозам, запугиванию и физическим наказаниям детей. Примерно каждый пятый ребёнок испытывает дефицит в безопасно­сти, эмоциональной близости, родительской oпeке и заботе.

На этой основе во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению наси­лия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия. Символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента, цвет ко­торой напоминает о синяках на теле детей, ставших жертвами семейного насилия, и призывает защищать их от жестокости.

При оказании помощи несовершеннолетнему в случае установления факта насилия СППС учреждения образования следует, прежде всего, иметь представление о причинах данного социально-психологического явления. Исследователи и специалисты-практики (В.В. Чечет и др.) называют следующие причины насилия над детьми:

ü сло­жившиеся стерео­типы воспита­ния детей (меня наказывали ремнём, и я это де­лаю);

ü игнорирование индивидуально-личностных особенностей детей и вовлече­ние их во многие виды деятельно­сти в ущерб их здоровью;

ü смена ценност­ных ориентиров в условиях ры­ночных отноше­ний, проявление родителями тревоги, агрес­сии, страха, не­уверенности, жестокости;

ü неблагоприятная экономическая ситуация, вы­звавшая сниже­ние уровня жиз­ни, безработицу, неуверенность родителей в за­втрашнем дне, ослабление здо­ровья матери и ребёнка;

ü миграция семей в поисках работы в результате кон­фликтов, катастроф и т.д.

[3]

Помимо причин выделяются также факторы, способствующие насилию над детьми:

ü специфика семьи (нестабильность брака, развод, от­сутствие жилья, материальные и финансовые недостатки, потеря отцом или матерью работы, наличие детей, которые нуждаются в опеке);

ü особенности ро­дителей и лиц, их заменяющих (низ­кий уровень образования, педа­гогической куль­туры, отсутствие опыта в воспита­нии детей, психо­логические нару­шения в поведе­нии, жестокое обращение в своей родительской семье, молодой возраст родителей, вера в эффективность при­нуждения и нака­зания);

ü особенности де­тей (импульсивность темперамента, болезнен­ность, инфантильность, нарушения в поведении, воз­растные кризисы 1 года, 3 лет, 7–9 и 10–15 лет);

Некоторые исследователи факторы, способствующие насилию над ребенком, объединяют в следующие группы:

– особенности личности родителя;

– семейная история, в которой строгие наказания рассматриваются в качестве семейной традиции;

– эмоциональная неготовность родителей к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство;

– предпочтение родителем одного из детей и предвзятое отношение к другому, напомина­ющему о ненавистном родственнике;

– физическая или умственная недостаточность ребёнка;

– несоответствие ожиданий родителей воз­можностям ребёнка;

– несовместимость требований взрослых с возрастными возможностями ребёнка в си­лу недостатка элементарных знаний о его развитии;

– критическая ситуация в семье или стече­ние обстоятельств (потеря родителем рабо­ты, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беремен­ность или любое другое событие, важное для взрослого, связанное с эмоциональным напряжением);

– распространённость мнения, будто физичес­кие наказания являются эффективной фор­мой воспитания (воспитательная некомпетентность);

– асоциальность или дисфункциональность семей (алкоголизированные, криминальные семьи и семьи группы риска);

– изолированность семьи от внешнего мира, отсутствие социального контроля;

– низкий социально-экономический уровень семьи;

– пропаганда насилия в СМИ.

Перечисленные причины и факторы обусловливают действия взрослых, которые угрожают благополучию и правам ребенка, наносят вред его психическому и физическому здоровью, препятствуют его развитию и вызывают серьезные социальные последствия, особенно если в отношении к ребенку проявлялись сразу несколько видов насилия.

Читайте так же:  Лишение родительских прав отца алименты платит
| следующая лекция ==>
Порядок проведения встречи биологических родственников с ребенком, переданным на воспитание в приемную семью |

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1579 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/7_34258_nasilie-nad-detmi-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema-prichini-i-faktori-sposobstvuyushchie-nasiliyu-nad-rebenkom.html

Коллектив авторов — Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления

Описание книги «Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления»

Описание и краткое содержание «Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления» читать бесплатно онлайн.

Книга предназначена в первую очередь для специалистов, обеспечивающих предотвращение насилия и жестокого обращения с детьми. Представленные здесь материалы дают возможность читателю не только ознакомиться с разнообразным зарубежным и отечественным опытом работы в этой области, но и расширить свои профессиональные возможности за счет использования новых технологий работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. В книге также рассматриваются стратегии и тактики межпрофессионального взаимодействия, которые могут быть эффективно использованы в ходе осуществления помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, материалы данного пособия могут быть полезны всем, кто по роду своей деятельности работает с детьми: руководителям образовательных и специальных детских учреждений, воспитателям, учителям, социальным работникам. Книга может быть использована и как пособие при подготовке специалистов для работы в детских учреждениях и учреждениях социальной защиты.

Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления

Известно, что изменение социально-экономической формации, приводя к разного рода социальным потрясениям, наиболее остро отражается на положении детей. Иллюстрацией этого положения может служить ситуация в странах Восточной Европы, включая Россию, где с начала 90-х гг. XX в. отмечается устойчивая тенденция ухудшения положения детей.

Вот лишь самые краткие данные медико-демографической статистики, характеризующие положение детей в Российской Федерации. За период 1995–2005 гг. детско-подростковое население нашей страны сократилось более чем на 4 млн человек. Помимо этого ухудшается здоровье детей:

– каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения;

– более 1 млн детей являются практически инвалидами;

– за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в 5 раз;

– лишь 14 % выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми.

Не менее красноречивы показатели «социального здоровья» детей и подростков:

– около 2,5 млн детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40 % всей «несовершеннолетней» преступности);

– более 2 млн детей и подростков бродяжничают;

– число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95 % из них – это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей).

[1]

Насилию в семьях подвергаются 40 % детей, в школах 16 % учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22 % – психологическое насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100 %. К 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем девушек среди них на 10 % больше, чем юношей). За последние 3 года заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет выросла в 2,4 раза, а среди подростков – более чем в 20 раз! Растет заболеваемость туберкулезом, СПИДом. Эти и многие другие явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребенок.

Начиная с 90-х гг. XX в. многие специалисты государственных и общественных организаций сосредоточили свои усилия на решении этой проблемы. Насилие и жестокое обращение с детьми – это сложное и многоликое явление. В предыдущих публикациях авторов данной книги[1] раскрывались исторические предпосылки насилия над детьми, определялись общие понятия, подробно анализировались основные виды и формы насилия, внешние и поведенческие индикаторы насилия над ребенком, разбирались психологические и социальные последствия насилия.

В этом издание основное внимание мы сосредоточили на наиболее актуальных проблемах насилия над детьми в современной России и возможных путях их решения.

В первой части книги обсуждается проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми, приводятся тексты двух валидных и надежных инструментов для оценки распространенности насилия, разработанных международной командой специалистов из нескольких университетов мира под эгидой международной профессиональной организации по предотвращению насилия над детьми (ISPCAN) в 2005–2006 гг. Эти методические средства прошли первичную культурную апробацию и адаптацию в России. Данные некоторых из этих исследований представлены в главах 2, 4. Кроме того, мы сочли возможным поместить в 5 главе этой части результаты наших поисков, направленных на разработку инструментария, позволяющего оценить распространенность насилия непрямыми методами опроса.

Вторая часть книги наиболее объемна. Она посвящена проблемам насилия в образовательной практике. Здесь раскрывается понятие школьного насилия, а также анализируются причины его возникновения и определяются стратегии преодоления. Специальная глава посвящена проблеме оценки безопасности образовательной среды как необходимого условия предотвращения насилия в школе. Мы предполагаем, что особый интерес у специалистов вызовет глава о возможностях адаптации детей с проблемами в развитии через интеграцию их в образовательную среду.

Третья часть посвящена вопросам насилия в семье. Поскольку существует значительное количество литературы по проблеме именно домашнего насилия, мы сфокусировали внимание на тех вопросах, которые, на наш взгляд, менее всего представлены в современной литературе, а именно: на вопросах помощи дисфункциональной семье.

В четвертой части раскрываются проблемы функционирования целостной системы защиты детей от насилия в современной России. В предыдущих публикациях мы неоднократно обсуждали эти проблемы и в данном издании обозначили те из них, которые пока не получили своего решения.

Пятая часть книги раскрывает деятельностное содержание одного из самых эффективных способов в предотвращении насилия над ребенком – междисциплинарного подхода. В главах этой части описан уникальный опыт общественной организации «Нижегородский ресурсный центр “Детство без насилия и жестокости”» по созданию междисциплинарных команд специалистов, работающих с детьми, описаны методы функционирования таких групп, показаны способы принятия коллективных решений. Особый интерес для специалистов может представлять пример протокола совместных действий междисциплинарной команды, работающей в условиях социально-реабилитационного центра.

Шестая часть книги посвящена одной из самых острых проблем – проблеме подготовки кадров для системы защиты детей от насилия. В этой части представлен опыт по подготовке специалистов системы защиты детей от насилия в высшей школе на уровне дипломного образования, а также модели подготовки специалистов из общественных организаций и государственных служб на базе постдипломного образования.

Читайте так же:  Арест приставами совместно нажитого имущества

Существенным отличием данной книги от предыдущих является расширение авторского коллектива. В подготовке данного издания приняли участие известные специалисты: Баева Ирина Александровна – доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Дмитриева Елена Ермолаевна – доктор психологических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета, Николина Вера Викторовна – доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета.

Среди новых участников нашего творческого коллектива – Варакина Екатерина Владимировна и Фадеева Мария Владимировна, ассистенты кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, которые готовят свои диссертационные исследования в новой для России области научных знаний по проблеме насилия над детьми; Каштанова Светлана Николаевна, Медведева Елена Юрьевна и Ольхина Елена Александровна – кандидаты психологических наук, доценты кафедры коррекционной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета.

Основной же коллектив авторов по-прежнему представляют: Волков Владимир Викторович, Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета, Исаева Оксана Михайловна – кандидат психологических наук, Ладыкова Ольга Вениаминовна – кандидат психологических наук, доцент, Ярыгина Наталья Юрьевна и Бирюкова Людмила Александровна – старшие преподаватели кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета. Все они около десяти лет являются сотрудниками общественной организации «Нижегородский ресурсный центр “Детство без насилия и жестокости”».

Авторами книги являются: Баева И. А. (часть 2, глава 4), Бирюкова Л. А. (часть 2, глава 3;); Варакина Е. В. (часть 1, глава 2); Волков В. В. (часть 4, глава 2); Волкова Е. Н. (часть 1, главы 1, 3; часть 2, главы 1, 2; часть 3, главы 1–3; часть 4, главы 1, 3–5; часть 5; часть 6, главы 1, 3, 4); Дмитриева Е. Е. (часть 2, глава 5); Исаева О. М. (часть 1, главы 1, 3; часть 6, глава 4); Ладыкова О. В. (часть 2, главы 1, 2; часть 5, глава 1); Каштанова С. Н. (часть 1, глава 4); Медведева Е. Ю. (часть 1, глава 4); Николина В. В. (часть 6, глава 2); Ольхина Е. А. (часть 1, глава 4); Фадеева М. В. (часть 1, глава 2); Ярыгина Н. Ю. (часть 3, главы 4, 5).

От коллектива авторов

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, директор института психологии

Нижегородского государственного педагогического университета, директор общественной организации «Нижегородский ресурсный центр “Детство без насилия и жестокости”»

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

http://www.libfox.ru/621890-kollektiv-avtorov-problemy-nasiliya-nad-detmi-i-puti-ih-preodoleniya.html

Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком

Выделяются следующие виды насилия:

1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав; периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействиероди­телей или лиц, их замещающих,на ребён­ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт ха­рактера, деформации развитияего лично­сти.

3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:

Ø ближайшие последствия:

физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутрен­них органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глаз­ные яблоки; психические наруше­ния; депрессия с чувством собственной неполно­ценности.

Ø отдалённые послед­ствия:

– нарушения физическо­го и психического раз­вития (остановка в росте, весе, позднее раз­витие речи, низкий уровень успеваемости в школе);

– плохие привычки (грызение ногтей, со­сание пальцев, раскачивание);

– соматические заболе­вания, травмы, поху­дение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;

Ø личностные и эмоциональные нарушения:

– агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;

– чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;

Не менее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по от­ношению к которому проявляется насилие со сто­роны родителей или лиц, его опекающих. Имен­но эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими уста­новить факты жестокого обращения. Педагогу, со­циальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуа­ции в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:

• агрессивность, тревожность ребёнка;

• стеснительность, нелюбознательность, избе­гание сверстников;

• страх физического контакта, боязнь идти до­мой;

• любые физические травмы (ожоги, царапи­ны, синяки, ссадины и т.д.);

• повторная травма одного и того же места;

• отказ от медицинской помощи;

• противоречивые показания о происхожде­нии повреждений;

• сложные, необычные сексуальные познания или действия;

• сексуальные приставания к детям и взрос­лым;

• жалобы на физическое нездоровье;

• инфекции, передающиеся половым путём;

• нахождение под присмотром других детей;

• занятия опасной деятельностью, игнорируе­мые родителями;

• кожные заболевания, развившиесяв резуль­тате плохой гигиены;

• регулярные пропуски занятий в школе;

• сильное отставание в развитии;

• антисанитарные или небезопасные жилищ­ные условия.

Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечива­ют в полной мере защиты детей от физическо­го и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершен­нолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.

Читайте так же:  Лишают ли родительских прав за неуплату алиментов

Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающий­ся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родите­лей, применяющих жестокие воспитательные ме­ры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям. В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия:

Ø на когнитивном уровне – неумение сосредо­точиться, проблемы с произвольным внимани­ем, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;

Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;

Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.

Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв являет­ся неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрыва­етего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных трав­матических событий, страдают либо от понижен­ного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с трав­мой насилия в детстве, характеризуют такие чер­ты, как:

ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;

ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;

ü низкое качество общения с членами семьи;

ü саморазрушающее поведение.

Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие мо­гут поднять руку на своего ребёнка и не отрица­ют такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в дет­стве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собствен­ность и они в праве делать всё, что захотят.

При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, глав­ное из которых – воспроизводство жестоко­сти. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точ­но так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.

Исследования показали, что телесные нака­зания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого вре­мени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надол­го. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напря­жения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.

Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запре­тах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь ме­ханизм внешнего контроля и, как правило, не­достаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстни­ками, они подозрительны, недоверчивы, зам­кнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.

Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступ­ность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащи­щённости, постоянный страх, рабская психоло­гия.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакци­ей таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закре­плению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой пе­реживает чувство вины, стыда. Ребёнку харак­терны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уваже­ния окружающих, успеха, общение со сверстни­ками затруднено.

Таким образом, семейное насилие рассма­тривается как стадия в насилии, передающем­ся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или яв­лявшиеся его свидетелями в детстве, соверша­ют насилие или становятся его жертвами, буду­чи взрослыми.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 15790 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/5_32457_vidi-nasiliya-ih-harakteristika-priznaki-i-posledstviya-nasiliya-nad-rebenkom.html

Литература


  1. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  5. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
Общие понятия проблемы насилия над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here