Назовите государственные органы осуществляющие защиту прав детей

Спасибо за обращение.
Мы уже рассматриваем Ваше обращение и скоро ответим!

Главная / Публикации / Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Последние статьи и новости

НОВОСТЬ 2020-03-31 21:09:43

НОВОСТЬ 2020-03-30 13:24:15

СТАТЬЯ 2020-01-11 15:09:44

СТАТЬЯ 2019-12-17 12:36:36

Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены 4 ключевых фигуры. К кому именно обращаться в каждом конкретном случае, лучше всего посоветует семейный юрист.

[3]

Органы опеки

Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают спектр спорных ситуаций:

  • Учет детей, оставшихся без родителей;
  • Установление опеки;
  • Надзор над лицами, кому доверена опека;
  • Одобрение или отказ в совершении сделок с имуществом несовершеннолетних;
  • Представительство интересов несовершеннолетних в суде;
  • Участие в решении вопроса о проживании детей с одним или с другим родителем после развода.
  • Прокуратура

    Прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим надзор над соблюдением законности в любой сфере жизни общества. Поэтому в задачу прокурора входит контроль над законностью судебных решений, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних. От прокурора исходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или же это чрезмерное наказание.

    Прокурор имеет полномочия обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав. В делах об усыновлении он выдает заключение: можно ли доверить усыновление гражданину. В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены.

    Комиссия по делам несовершеннолетних

    Структура комиссий сложна и имеет уровни местного, регионального и федерального значения. Главная их задача: координировать работу в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также препятствование безнадзорности. Комиссия может обратиться в суд с целью защитить интересы ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также ими инициируются разработки новых законопроектов.

    Уполномоченный по правам ребенка

    В литературе и в СМИ встречается другое наименование уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Спектр его задач очень широк:

    • Защита детей в правовом поле;
    • Просветительская деятельность;
    • Запрос и получение от органов государственной власти документов;
    • Беспрепятственное посещение в рабочих целях любых органов государственной власти;
    • Проверка деятельности должностных лиц;
    • Составление и направление в госструктуры рекомендаций, в которых содержатся первоочередные меры по защите прав несовершеннолетних;
    • Привлечение при необходимости к защите прав детей экспертных организаций, ученых.
    • Чтобы точно установить, в какой орган следует обращаться в данном случае, стоит посоветоваться и принять совет, который даст адвокат по семейным делам, поскольку от верности выбора целиком зависит исход дела.

      Ваш инструмент для достижения
      бизнес-целей

      Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении

      Несмотря на современные морально-этические правила, которые втолковываются каждому человеку еще с малого возраста, преступления против детей продолжают происходить. Ранее, когда права не достигших совершеннолетия не слишком учитывались, правонарушения такого рода происходили постоянно.

      К ним относится не только физическое насилие, но и психологическое угнетение, а также нарушение конституционных прав. Итак, какие же организации занимаются защитой и охраной данных прав и какое место среди них занимает Комитет по защите прав ребенка?

      Права детей в РФ

      Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

      • на жизнь;
      • на семью;
      • на свободу слова и мысли;
      • на обучение;
      • на получение гражданства;
      • на помощь в медицинских учреждениях;
      • на государственную помощь и т.д.

      Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

      [1]

      Защита прав несовершеннолетних детей

      Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

      Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

      Органы опеки и попечительства

      Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

      Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

      Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

      • защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
      • следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
      • контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
      • следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

      Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

      Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

      1. вести списки граждан, которым нужна опека;
      2. признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
      3. устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
      4. следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
      5. заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
      6. выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
      7. производить проверки качества жизни подопечного;
      8. оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.
      Читайте так же:  Дело о разводе какой суд рассматривает

      Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

      Прокуратура

      Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:

      • лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
      • расторжение браков;
      • признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
      • установление опеки и ее снятие по решению суда;
      • изъятие
      • ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

      При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:

      1. предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
      2. участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
      3. опротестовывает несправедливые судебные решения;
      4. выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.

      Организация по защите прав ребенка

      Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

      Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

      Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

      Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

      [2]

      Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

      Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

      Способы защиты прав ребенка

      В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

      К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

      Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

      Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

      Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

      Читайте так же:  Документы подлежащие замене после смены фамилии

      Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

      Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

      Какие существуют органы по защите прав детей

      Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

      Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

      Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

      1. органы опеки и попечительства;
      2. прокуратуру;
      3. комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.

      На этих организациях нужно остановиться подробнее.

      Конвенция о правах ребенка

      Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

      Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

      Комиссии по делам несовершеннолетних

      Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:

      • защита прав и интересов несовершеннолетних;
      • борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
      • решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
      • контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
      • решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.

      Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:

      1. координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
      2. разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
      3. участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
      4. проведение проверки семей;
      5. решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
      6. ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.

      Конвенция о защите прав ребенка

      Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

      Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

      Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

      Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

      Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

      Методы защиты прав

      Согласно Конституции и кодексам разного рода, защита прав может осуществляться такими способами, как:

      • расторжение заключенных ранее договоров и признание их недействительными;
      • моральные компенсации;
      • разрешение на самостоятельную защиту прав;
      • выплата суммы понесенных убытков;
      • принуждение к выполнению судебных постановлений, если они не были исполнены в добровольном порядке.

      Комитетов и отделов, которые способны решать проблемы такого рода, немало; главное, чтобы несовершеннолетний знал свои права. Во всех ситуациях, когда его унижают или применяют физическую силу, он должен обращаться в соответствующие органы и отделы или сообщать об этом взрослым.

      Ребенок – гражданин не в меньшей степени, чем взрослый, и правонарушения против него должны строго караться согласно букве закона.

      Защита прав и интересов детей

      Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

      Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

      Читайте так же:  Лишение отцовства по согласию отца

      Органы, осуществляющие защиту прав детей

      Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

      Прокуратура применяет следующие меры и способы:

      • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
      • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
      • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

      Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
      Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

      • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
      • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

      Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

      Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

      Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей, и способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

      НПА:

      1) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года

      2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей:

      Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается (см. ч. 3 п. 1 ст. 121 СК), что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей (см. п. 1 ст. 122 СК).

      Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства.

      Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

      — передача под опеку или попечительство;

      — передача на воспитание в приемную семью;

      — устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, уч­реждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

      Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

      Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.

      При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

      2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в иные учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

      Дети, в отношении которых допускается усыновление.

      НПА:

      1) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года

      2) Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установления усыновления» от 04.07.1997 года

      1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

      2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

      3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

      4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

      Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.

      Понятие и правовые последствия усыновления.

      НПА:

      1) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года

      2) Постановление Пленума ВС РФ «О применение судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 04.07.1997 года.

      Читайте так же:  Какие выплаты на ребенка положены матери одиночке

      1. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

      2. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

      3. При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина.

      4. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьей 67 СК РФ.

      5. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

      6. Правовые последствия усыновления ребенка, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

      Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

      Порядок усыновления.

      НПА:

      1) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года

      2) Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 04.07.1997 года.

      3) Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление…» от 29.03.2000 года.

      4) ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года.

      1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

      Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

      2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

      Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

      3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 СК РФ) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

      Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

      Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

      Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 490 ;

      Назовите государственные органы осуществляющие защиту прав детей

      К первым относятся

      :

      · Органы внутренних дел.

      Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

      · предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

      · предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

      · непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

      · внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

      · опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

      Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

      Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

      · предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

      · осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

      · организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

      · подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

      В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

      Читайте так же:  Материнский капитал при усыновлении двух детей

      В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

      · расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

      · введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

      · составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

      · распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

      · создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

      · разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

      · контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

      Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

      Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

      Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

      Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка — закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

      Источники

      Литература


      1. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

      2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

      3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
      4. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
      5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
      Назовите государственные органы осуществляющие защиту прав детей
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here