Меры по защите прав детей сирот

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

[1]

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Исковое заявление о разделе земельного участка

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159 от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом, к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся: дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений; дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Также кроме мер федеральной соцподдержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам, оставшимся без попечения родителей, делятся на:

  • — материальные (обеспечение государством бесплатное проживание в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта);
  • — нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство)

Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на:

  • — личные права детей сирот: право на уважение собственного достоинства; право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем); право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства); право на общение с родителями и родственниками; право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства; право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством;
  • — имущественные права детей сирот: право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия; право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье; право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также, на имущество, полученное в дар или по наследству; право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей), в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.
Видео (кликните для воспроизведения).

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, в также, получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гособеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Право детей сирот на медицинское обслуживание. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивает проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Право детей сирот на трудовую деятельность. В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами: право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равному среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного; право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя, в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Нормативно-правовая база, регулирующая и защищающая права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

  • — Хартия детства;
  • — Декларация прав ребенка (1959);
  • — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • — Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст. 20 утверждается, что: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства — участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». В ст. 21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и / или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно — правовой базы социального обслуживания детей — сирот являются:

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;
  • 2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Читайте так же:  Раздел или объединение участков

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа «Дети — сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

  • — «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.);
  • — Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
  • — Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 21 декабря 2000 г.);
  • — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • — Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159 — ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [40], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

— При получении образования.

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [40];

— В области труда и занятости.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [40];

— При медицинском обслуживании.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [40];

— В жилищной сфере.

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Выводы по первой главе

Дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы.

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

Читайте так же:  Сколько делается инн при смене фамилии

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям.

Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшается, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство детей-сирот не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, его социальной адаптации в нормальных современных условиях жизни.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Меры по защите прав детей сирот

ВВЕДЕНИЕ

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.

[3]

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Гусаровой Г. (социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей), Вороновой Е. (социальная работа с уличными детьми), Выготского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная защите женщин, детей и семьи) и др.

Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

— исследовать нормативно-правовую базу системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

— рассмотреть результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектомнастоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом– сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

Глава 1. Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами [20, 23].

Дети-сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [6, 1].

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Читайте так же:  Нотариальный отказ от алиментов на ребенка

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. Однако, детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны, — примерно 697 тысяч против 678 тысяч в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот — это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Об этом заявила председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений — от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [14, 94].

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье [18, 54].

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах — 3,4% [22, 218]. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно — психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

Проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей и их социально-правовой защиты требует объединения усилий государства, региональных и местных органов власти, социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство — это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социально-правовой защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [22, 217].

Гражданская активность в деле защиты прав детей — сегодня насущная необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, разрешить эти проблемы не удастся.

Таким образом, особенностями социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей можно считать то, что без семьи развитие ребёнка идёт по другому пути, нежели у ребенка в семье, и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, а также детям, оставшимся без попечения родителей сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Поможем решить даже самую сложную ситуацию.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. О том, какие основные меры социальной поддержки предусмотрены российским законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей, и кто должен обеспечить защиту прав детям сиротам? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.
Читайте так же:  Инп в доверенности на ребенка

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

[2]

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Право детей сирот на медицинское обслуживание

Видео (кликните для воспроизведения).

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Права детей сирот на жилье

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Источники

Литература


  1. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  5. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
Меры по защите прав детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here