Курсовая работа усыновление детей

Конспекты юриста

Усыновление (удочерение) ребенка

План курсовой работы

1. Порядок обращения в суд.

2. Субъектный состав данной категории гражданских дел.

3. Особенности доказывания.

Введение

Усыновление, как правовой институт является в современном праве одним из лучших способов устройства в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, на лицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем.

Под усыновлением понимается комплекс общественных отношений направленных на устройство ребенка оставшегося без попечения в новую семью.

Кроме того, известный юрист в сфере семейного Ю. Беспалов рассматривает усыновление как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах — это центральный принцип института усыновления.

Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий. В учебниках по Гражданскому процессу, комментариях к Гражданскому процессуальному кодексу РФ даны подробные разъяснения порядка, особенностей доказывания по делам об усыновлении (удочерении).

Выше приведённые акты подтверждают актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы исследования достаточна. Проблеме усыновления детей в России были посвящены труды ученых цивилистов, которые исследовали эволюцию правового регулирования усыновления в России на различных этапах исторического развития.

Теоретическую базу исследования составили научные работы по гражданскому праву, семейному праву, гражданско-процессуальному праву.

Целью настоящей работы является анализ порядка судебного производства по делам об усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • 1. Изучить порядок принятия заявления об установлении усыновления к производства, особенности подготовки к судебному заседанию;
  • 2. Рассмотреть особенности субъектного состава по делам данной категории;
  • 3. Изучить особенности доказывания по делам об установлении усыновления (удочерения) в суде.

Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при усыновлении детей.

Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют порядок, основания судопроизводства по рассматриваемой категории дел.

Методами изучения являются правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначаются цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы исследования, формируется научная новизна, указывается практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава Порядок обращения в суд посвящена исследованию порядка сбора документов для суда и правила их подачи в суд для назначения разбирательства дела об усыновлении судом.

Во второй главе Субъектный состав данной категории гражданских дел исследуются состав лиц которые должны или могут участвовать в разбирательстве дела об усыновлении.

В третьей главе разбирается порядок доказывания фактов которые должны быть установлены судом для наиболее полного и всестороннего разбирательства.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются выводы по работе, как теоретические, так и практические направленные на совершенствование норм действующего законодательства и правоприменительной практики.

Курсовая работа на тему: «Особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребёнка»

Уважаемый студент!

Данная работа полностью готова и уже получила наивысший балл на защите. Она сможет стать отличной базой для написания Вашего проекта, так как работа неповторима и в сети «Интернет» ее нет, Вы можете приобрести её только у нас.

Есть еще один несомненный плюс — готовый продукт в несколько раз дешевле, чем услуга по ведению проекта «с нуля». Кроме того, в случае необходимости мы всегда готовы оказать Вам квалифицированную помощь в написании новой работы или научить Вас решать задачи самостоятельно, подготавливать дипломы, курсовые, рефераты и прочее.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса усыновления (удочерения) ребенка

  • Понятие и сущность усыновления (удочерения) ребенка
  • Нормативно-правовые основы усыновления (удочерения) ребенка
  • Роль усыновления (удочерения) ребенка в современном праве

Глава 2. Обзор судебно практики по вопросам усыновления (удочерения) ребенка

2.1. Практика вопроса усыновления (удочерения) ребенка

2.2. Особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка

Введение

Актуальность рассматриваемой темы. В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие.

В этой связи, особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей ввиду их физической и умственной незрелости.

В Конвенции о правах ребенка регламентируется для Российской Федерации признание приоритетности семейных форм устройства детей-сирот над распространенной длительное время практикой передачи детей на воспитание в государственные учреждения. Соответственно данные аспекты должны отражаться и в законодательстве РФ.

Одним из аспектов защиты прав ребенка является правильность процесса усыновления. Ведь это обеспечивает защиту прав ребенка.

Цель курсовой работы — проанализировать особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) Рассмотреть значение и роль усыновления (удочерения).

2) Проанализировать судебный порядок усыновления (удочерения) детей.

3) Рассмотреть практику рассмотрения судами дел об усыновлении детей.

4) Сделать выводы по итогам работы.

Объект исследования — гражданское право.

Предмет исследования — судебный порядок усыновления (удочерения) детей.

В работе использовались труды ученых, занимающихся вопросами изучения права усыновления ребенка в судебном порядке, а также законодательство регламентирующее процесс усыновления (удочерения) ребенка.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Уважаемый студент, данная работа поможет Вам быстрее усвоить учебный материал и станет хорошей основой для выполнения Вашей собственной контрольной работы.

А если тема Вашей работы полностью соответствует вышеуказанной, не стоит сомневаться, Вы останетесь довольны выбором.

Если же у Вас остаются некоторые сомнения, Вы в любое время можете связаться с нами, и мы постараемся их развеять: предоставим скриншот любой страницы, отчет об уникальности, информацию о количестве заявок на приобретение работы и ответим на любые интересующие Вас вопросы.

Понятие и значение усыновления (удочерения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Читайте так же:  Раздел имущества при разводе при наличии детей
Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.
Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:
• изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
• установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
• изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
• установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
• определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)………………………………………………………………. …….5
1.1. История становления и развития института усыновления (удочерения)……………………………………………………………. ….5
1.2. Понятие и значение усыновления (удочерения)…………………. …8
Глава 2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации…………………………………………………………………. …11
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения)…………………. 11
2.2. Правовые последствия усыновления (удочерения) и тайна усыновления (удочерения)……………………………………………………………. …21
2.3. Прекращение усыновления (удочерения)……………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список источников и литературы……………………………………. …35

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГПП.doc

Военно-технический университет при

федеральном агентстве специального строительства РФ

Кафедра «Теории и истории государства и права»

по дисциплине «Гражданское процессуальное право»

Тема: «Усыновление (удочерение) ребенка»

Выполнила студентка гр. Ю-18

Проверил преподаватель каф №

План курсовой работы:

В настоящее время растет число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, наркоманы, отбывают сроки наказания, безвестно отсутствуют, уклоняются от родительских обязанностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорными. В средствах массовой информации неоднократно обсуждались проблемы, связанные с усложнившимся после введения в действие Семейного кодекса РФ порядком усыновления.

Усыновление есть установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Она также рассматривает усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и как факт, имеющий юридическое значение.

Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

Несмотря на все многообразие определений усыновления, я считаю, что необходимо остановиться на понятии определяющим усыновление как юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между

родителями и детьми по происхождению. При этом, усыновленные дети теряют юридическую связь с родителями (либо одним из них) и приобретают таковую с посторонними лицами — усыновителями, ничем не отличаясь по правам и обязанностям по отношению к ним от родного ребенка.

Институт усыновления в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Семейным кодексом РФ (Глава 19), рядом международных соглашений, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ (ст. 154 – Незаконное усыновление), Постановлением Правительства РФ . «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и некоторыми другими нормативными актами.

Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах – это центральный принцип института усыновления.

Целью курсовой работы является анализ действующего гражданского процессуального законодательства в сфере усыновления (удочерения) ребенка. При написании работы мной были использованы следующие задачи .

Понятие, условие и порядок усыновления (удочерения)

1.1 Понятие и условия усыновления

Усыновление (удочерение) — наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка.

Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. — посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

[1]

Основанием возникновения усыновления является юридический акт компетентного государственного органа, по новому законодательству — решение суда. Волеизъявление усыновителя обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что, таким образом, принижается правовое значение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления возникают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в качестве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следует считать сложный состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц — ребенка и его родителей — не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усыновления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия. 1

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе, за исключением случаев, когда это соответствует интересам этих детей.

Субъектами отношений по усыновлению являются усыновляемые дети и усыновители. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновленных и усыновителей родительскими правами и обязанностями. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются. Фактическому усыновлению правового значения не придается, поэтому, если фактическое усыновление не было оформлено до совершеннолетия ребенка, впоследствии возможность такого оформления утрачивается.

Читайте так же:  Условия выдачи сертификата на материнский капитал

Не могут быть усыновителями супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. То, что оба они не могут быть усыновителями, очевидно, потому усыновителями могут быть только дееспособные лица. Однако часть 3 пункта 1 статьи 127 СК сформулирована таким образом, что позволяет сделать вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть в этом случае усыновителем. Такой безусловный запрет вызывает сомнения. По моему мнению, решение этого вопроса лучше отнести на усмотрение суда. Если недееспособный или ограниченно дееспособный супруг усыновителя после усыновления также окажется в непосредственном контакте с ребенком, что может крайне неблагоприятно отразиться на его воспитании, суд должен запретить усыновление. Если же недееспособный супруг, например, постоянно находится в медицинском учреждении для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, и его общение с ребенком исключено, усыновление следует разрешить.

Конспекты юриста

курсовая работа по семейному праву)))).doc

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)……………………………………………… ………………. …….5

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. ….5
    2. Понятие и значение усыновления (удочерения)…………………. …8

Глава 2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации……………………………………………………… …………. …11

2.1. Условия и порядок усыновления ( удочерения)…………………. . 11

2.2. Правовые последствия усыновления (удочерения) и тайна усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. …21

2.3. Прекращение усыновления (удочерения)……………… ……………. 28

Видео (кликните для воспроизведения).

Список источников и литературы……………………………………. . …35

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными.
В последние годы уменьшается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. − 113 913, в 2004 г. − 123 200, в 2007 г. − 132 900, в 2009 г. −106 716 2011г.− 82 177. В прошедшем 2011 году было принято в семьи иностранных граждан 31,4 % детей, в то время как россиянами было принято 68,6% от общего количества усыновленных детей.

Усыновление — сложный правовой институт. От верного выбора усыновителя, семьи, в которой будет находиться ребенок, зависит его судьба. Важным считается защита прав и интересов ребенка.

Данная тема достаточно актуальна в наше время, так как количество детей оставшихся без опеки растет с каждым днём в очень больших количествах.
Объектом курсовой работы являются правоотношения по усыновлению (удочерению) детей как комплексный социально-правовой институт.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в части усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации и за её пределами.

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.

Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
  • установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
  • изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
  • установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
  • определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комплексный характер настоящей курсовой работы определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.

В основу курсовой работы положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: Петрова С.Н., Антокольской М.В., Гришаева С.П., Кузнецовой И.М., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., П.В. Крашенинникова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)

Русское древнее право предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время: через обряд фиктивного рождения; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого ребенка в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым. Усыновление долгое время не подвергалось изменениям. В Московском государстве имелось лишь единственное важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Основное появление законодательства, посвященного усыновлению, отмечено началом XIX века. Усыновление разрешалось всем лицам. Семейное право в 30-х и 40-х гг. XX века характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей: постановление СНК СССР № 75 от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»; инструкция НКВД «О порядке регистрации актов рождения, смертей, браков, прекращения браков и отмены усыновления в органах загса».

За период действия СК РФ были приняты иные нормативные правовые акты, определяющие и конкретизирующие порядок реализации отдельных норм данного кодекса. Важнейшим из них является Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. В гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации урегулированы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел об усыновлении (удочерении). СК РФ установил судебный порядок усыновления (удочерения) в отличие от КоБС РСФСР, который предусматривал усыновление (удочерение) по решению органов опеки и попечительства. Гарантии защиты прав несовершеннолетних детей были конкретизированы Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». На основании и во исполнение положений СК РФ Правительством РФ принят целый ряд нормативных правовых актов.

Создание новой системы нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения в Российской Федерации, обусловило формирование новой судебной практики по семейным спорам, в том числе принятие Верховным Судом РФ новых актов по поводу официального толкования нормативных правовых актов.

Читайте так же:  Воспитатель обижает ребенка что делать

В Российской Федерации усыновление детей стало производиться в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, по месту жительства усыновляемого ребенка. 1 Была запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Если данную функцию выполняли другие лица, то это считалось посредничеством, которое запрещено нашим законодательством.

Хотелось бы в конце параграфа подчеркнуть то, что на протяжении существования института усыновления он очень быстро и активно менялся относительно положения в стране. Основным фактором изменением законодательства, как не странно, становилось увеличение количества детей оставшихся без попечения родителей.

    1. Понятие и значение усыновления (удочерения)

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Основной и главной целью усыновления является создание детям наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит и в интересах усыновителей тоже, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить свою потребность в отцовстве и материнстве. Но не смотря на все это, на первом месте должны находиться интересы ребенка. Под интересами следует понимать создание для детей благоприятных условий (материального и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка обычной семье.

В настоящий момент, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечения им подходящих условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные трудности. Российской Федерации понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала проявляться в жизни.

В семейном праве России регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Одно из главных мест занимают институты призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. 2

Известно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Таким образом, устройство в семью, по моему и не только мнению предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления.

Семейный кодекс действующий на данный момент также не дает единого определения усыновления. Законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей, и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. 3 Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Настоящее законодательство восприняло только одно из понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.

Усыновление (удочерение) ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время растет число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, наркоманы, отбывают сроки наказания, безвестно отсутствуют, уклоняются от родительских обязанностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорными.

Содержимое работы — 1 файл

Усыновление (удочерение) ребенка

План курсовой работы

1. Порядок обращения в суд.

2. Субъектный состав данной категории гражданских дел.

3. Особенности доказывания.

Введение

Усыновление, как правовой институт является в современном праве одним из лучших способов устройства в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, на лицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем.

Под усыновлением понимается комплекс общественных отношений направленных на устройство ребенка оставшегося без попечения в новую семью.

Кроме того, известный юрист в сфере семейного Ю. Беспалов рассматривает усыновление как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах — это центральный принцип института усыновления.

Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий. В учебниках по Гражданскому процессу, комментариях к Гражданскому процессуальному кодексу РФ даны подробные разъяснения порядка, особенностей доказывания по делам об усыновлении (удочерении).

Выше приведённые акты подтверждают актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы исследования достаточна. Проблеме усыновления детей в России были посвящены труды ученых цивилистов, которые исследовали эволюцию правового регулирования усыновления в России на различных этапах исторического развития.

Читайте так же:  Как делится военная ипотека при разводе

Теоретическую базу исследования составили научные работы по гражданскому праву, семейному праву, гражданско-процессуальному праву.

Целью настоящей работы является анализ порядка судебного производства по делам об усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • 1. Изучить порядок принятия заявления об установлении усыновления к производства, особенности подготовки к судебному заседанию;
  • 2. Рассмотреть особенности субъектного состава по делам данной категории;
  • 3. Изучить особенности доказывания по делам об установлении усыновления (удочерения) в суде.

Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при усыновлении детей.

Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют порядок, основания судопроизводства по рассматриваемой категории дел.

Методами изучения являются правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначаются цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы исследования, формируется научная новизна, указывается практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава Порядок обращения в суд посвящена исследованию порядка сбора документов для суда и правила их подачи в суд для назначения разбирательства дела об усыновлении судом.

Во второй главе Субъектный состав данной категории гражданских дел исследуются состав лиц которые должны или могут участвовать в разбирательстве дела об усыновлении.

В третьей главе разбирается порядок доказывания фактов которые должны быть установлены судом для наиболее полного и всестороннего разбирательства.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются выводы по работе, как теоретические, так и практические направленные на совершенствование норм действующего законодательства и правоприменительной практики.

Понятие и значение усыновления (удочерения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.
Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:
• изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
• установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
• изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
• установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
• определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)………………………………………………………………. …….5
1.1. История становления и развития института усыновления (удочерения)……………………………………………………………. ….5
1.2. Понятие и значение усыновления (удочерения)…………………. …8
Глава 2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации…………………………………………………………………. …11
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения)…………………. 11
2.2. Правовые последствия усыновления (удочерения) и тайна усыновления (удочерения)……………………………………………………………. …21
2.3. Прекращение усыновления (удочерения)……………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список источников и литературы……………………………………. …35

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа по семейному праву)))).doc

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)……………………………………………… ………………. …….5

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. ….5
    2. Понятие и значение усыновления (удочерения)…………………. …8

Глава 2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации……………………………………………………… …………. …11

2.1. Условия и порядок усыновления ( удочерения)…………………. . 11

2.2. Правовые последствия усыновления (удочерения) и тайна усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. …21

2.3. Прекращение усыновления (удочерения)……………… ……………. 28

Список источников и литературы……………………………………. . …35

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными.
В последние годы уменьшается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. − 113 913, в 2004 г. − 123 200, в 2007 г. − 132 900, в 2009 г. −106 716 2011г.− 82 177. В прошедшем 2011 году было принято в семьи иностранных граждан 31,4 % детей, в то время как россиянами было принято 68,6% от общего количества усыновленных детей.

Усыновление — сложный правовой институт. От верного выбора усыновителя, семьи, в которой будет находиться ребенок, зависит его судьба. Важным считается защита прав и интересов ребенка.

Данная тема достаточно актуальна в наше время, так как количество детей оставшихся без опеки растет с каждым днём в очень больших количествах.
Объектом курсовой работы являются правоотношения по усыновлению (удочерению) детей как комплексный социально-правовой институт.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в части усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации и за её пределами.

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.

Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
  • установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
  • изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
  • установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
  • определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комплексный характер настоящей курсовой работы определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.

В основу курсовой работы положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: Петрова С.Н., Антокольской М.В., Гришаева С.П., Кузнецовой И.М., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., П.В. Крашенинникова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)

Русское древнее право предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время: через обряд фиктивного рождения; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого ребенка в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым. Усыновление долгое время не подвергалось изменениям. В Московском государстве имелось лишь единственное важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Основное появление законодательства, посвященного усыновлению, отмечено началом XIX века. Усыновление разрешалось всем лицам. Семейное право в 30-х и 40-х гг. XX века характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей: постановление СНК СССР № 75 от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»; инструкция НКВД «О порядке регистрации актов рождения, смертей, браков, прекращения браков и отмены усыновления в органах загса».

За период действия СК РФ были приняты иные нормативные правовые акты, определяющие и конкретизирующие порядок реализации отдельных норм данного кодекса. Важнейшим из них является Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. В гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации урегулированы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел об усыновлении (удочерении). СК РФ установил судебный порядок усыновления (удочерения) в отличие от КоБС РСФСР, который предусматривал усыновление (удочерение) по решению органов опеки и попечительства. Гарантии защиты прав несовершеннолетних детей были конкретизированы Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». На основании и во исполнение положений СК РФ Правительством РФ принят целый ряд нормативных правовых актов.

[2]

Создание новой системы нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения в Российской Федерации, обусловило формирование новой судебной практики по семейным спорам, в том числе принятие Верховным Судом РФ новых актов по поводу официального толкования нормативных правовых актов.

Читайте так же:  Подать на алименты подсудность

В Российской Федерации усыновление детей стало производиться в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, по месту жительства усыновляемого ребенка. 1 Была запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Если данную функцию выполняли другие лица, то это считалось посредничеством, которое запрещено нашим законодательством.

Хотелось бы в конце параграфа подчеркнуть то, что на протяжении существования института усыновления он очень быстро и активно менялся относительно положения в стране. Основным фактором изменением законодательства, как не странно, становилось увеличение количества детей оставшихся без попечения родителей.

    1. Понятие и значение усыновления (удочерения)

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Основной и главной целью усыновления является создание детям наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит и в интересах усыновителей тоже, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить свою потребность в отцовстве и материнстве. Но не смотря на все это, на первом месте должны находиться интересы ребенка. Под интересами следует понимать создание для детей благоприятных условий (материального и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка обычной семье.

В настоящий момент, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечения им подходящих условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные трудности. Российской Федерации понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала проявляться в жизни.

В семейном праве России регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Одно из главных мест занимают институты призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. 2

Известно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Таким образом, устройство в семью, по моему и не только мнению предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Семейный кодекс действующий на данный момент также не дает единого определения усыновления. Законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей, и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. 3 Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Настоящее законодательство восприняло только одно из понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.

Источники

Литература


  1. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Курсовая работа усыновление детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here