Домашнее насилие статья детей

Жестокое обращение с детьми

Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов. Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.

Обязанности родителей

Дети в возрасте до 18 лет считаются недееспособными. Они требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых. Официальными представителями детей при их рождении автоматически становятся биологические родители. Именно на них возлагается весь спектр обязанностей по защите детей. Если родителей нет или они были лишены своих прав, то полномочия передаются опекунам или попечителям, которые несут ту же ответственность. Представители обязаны выполнять свои функции до совершеннолетия ребенка.

Родители обязаны выполнять следующие действия:

  1. Заботиться о материальном обеспечении своих детей.
  2. Воспитывать несовершеннолетних.
  3. Защищать их права.
  4. Представлять интересы своих отпрысков в различных инстанциях.
  5. Давать образование.
  6. Развивать детей соответственно возрасту.
  7. Не препятствовать общению с иными родственниками.
  8. Заботиться о здоровье.
  9. Создавать жилищные условия, позволяющие расти, обучаться и развиваться.

На самом деле обязанности официальных представителей намного шире, но многие пункты просто невозможно регламентировать по закону.

Порядок привлечения

Уголовная ответственность наступает только после того, как будет проведено расследование обстоятельств дела, собрана доказательная база, вынесен приговор. Эти меры позволяют оценить степень вины родителей или опекунов и назначить наказание в строгом соответствии с деянием.

Инициировать судебное разбирательство имеют право представители органов опеки или прокурор. Привлечение к ответственности родителей производится в следующем порядке:

  1. При выявлении жестокого обращения дети должны быть немедленно ограждены от родителей. Органы опеки пишут акт, в соответствии с которым ребенок изымается из семьи. Несовершеннолетний может быть передан в специализированное учреждение или под временную опеку родственников или иных лиц.
  2. Проводится разбирательство по факту выявленного нарушения. В его ходе производятся опросы соседей, родных, знакомых, медицинских работников, воспитателей, педагогов. Собираются характеристики на родителей и детей.
  3. Дело передается в суд, где и выносится приговор.

Родителей же лишают родительских прав, после чего они не имеют возможности воспитывать своих детей. По отношению к кровным отцам и матерям может подразумеваться поблажка, если они доказали, что желают исправить ошибку и выполняют для этого все требования.

Уголовная ответственность

Если родители или опекуны нарушают права ребенка или уличены в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности. Она может быть разной:

  1. Административной.
  2. Гражданско-правовой.
  3. Семейно-правовой.
  4. Уголовной.

Уголовная ответственность – это самое строгое наказание, а потому применяется лишь в исключительных случаях, когда доказано умышленное причинение вреда или оставление в опасности. Если состава преступления нет, но ребенок подвергается нравственным или психологическим страданиям, то применяются более слабые меры. Так, представители органов опеки и попечительства могут взять семью на контроль, проверять жилищные условия, проводить беседы с представителями, разъясняя им перечень обязанностей, которые они должны выполнять.

Уголовная ответственность, в отличие от административной и гражданской, применяется, если было зафиксировано жестокое обращение. Обратиться с соответствующим заявлением может любой человек, который стал свидетелем этого факта и располагает соответствующими данными о нарушителе и потерпевшем.

Законодательство

Запрет на жестокое обращение с детьми носит международный характер. В статье 19 Конвенции о правах детей прописано, что страны, которые входят в ее состав, обязаны прилагать все усилия, чтобы исключить насилие над несовершеннолетними во всех его формах и проявлениях. Конечно, добиться 100% результата достаточно трудно, но проводимая в этой области государственная политика направлена на постепенное снижение жестокого отношения.

Статьей 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» регулируется применение уголовных наказаний по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей их родителями или опекунами. Данная статья применяется в тех случаях, когда указанные проступки сопровождались жестоким обращением с детьми.

Статья 156 применяется без дополнения, если ребенку не был причинен тяжкий вред. В противном случае она может быть отягчена дополнительными статьями УК РФ. Зачастую сторона обвинения в зависимости от квалификации может присовокупить не одну статью к уже указанной, что, безусловно, влияет на конечный судебный вердикт и степень налагаемой ответственности.

Условия привлечения

Нерадивым родителям и опекунам будет нелишним узнать, за что именно могут применяться уголовные меры наказания. Жестокое обращение подразумевает под собой следующие действия:

  1. Физическое насилие – истязания, побои, умышленное или неумышленное причинение вреда здоровью малолетнего.
  2. Психическое насилие – унижения, оскорбления, эксплуатация.
  3. Непредоставление ребенку питья, еды, одежды.
  4. Применение угроз.
  5. Постоянная критика и психологическое давление.
  6. Унижение его чести и достоинства.
  7. Пренебрежение его интересами и потребностями.

При таком обращении с ребенком процесс формирования его личности деформируется. Последствиями такого обращения у малолетнего могу стать следующие проявления:

  1. Задержка физического развития.
  2. Отсталость в умственном развитии.
  3. Снижение обучаемости.
  4. Полная потеря уважительного отношения к взрослым.
  5. Психические изменения.

Меры наказания

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ к родителям или опекунам, которые были уличены в жестоком обращении по отношению к опекаемым, могут применяться следующие меры:

  1. Штраф в размере до 100 тысяч рублей или годовой размер зарабатываемого дохода.
  2. Привлечение к обязательным работам на срок до 440 часов.
  3. Исправительные работы сроком до 2 лет.
  4. Принудительные работы до 3 лет. Как дополнительная мера наказания может применяться лишение права занимать определенные должности или выполнять какие-то обязанности. Обычно данная мера применяется по отношению к лицам, которые занимаются воспитательской и педагогической деятельностью. Период ограничения может варьироваться от трех до пяти лет.
  5. Лишение свободы на срок до трех лет с применением дополнительного ограничения по трудовой деятельности или без такового.

В случаях, когда речь идет о тяжком вреде здоровью несовершеннолетнего, указанные меры могут быть ужесточены, в соответствии с дополнительными статьями, вменяемыми представителям.

Неисполнение родительских обязанностей

В той или иной мере все родители заботятся о своих детях, но закон не признает полумер и четко прописывает, какие действия или бездействия могут быть признаны невыполнением родительских обязанностей. Под этой формулировкой понимается формальный подход к исполнению родительской функции. Такое же определение дается и в тех случаях, если вред ребенку был нанесен посторонними людьми, с которым его оставили родители или опекуны.

Итак, под неисполнением родительских обязанностей понимается:

  1. Содержание несовершеннолетнего в антисанитарных условиях. Имеется в виду грязная одежда, несоблюдение гигиены тела, неухоженное жилье, в котором водятся насекомые или грызуны.
  2. Оставление малыша без надзора. При нахождении его в дошкольных или школьных учреждениях, в секциях, на кружках, ответственность за него несут педагоги и воспитателя. В остальное время именно родители должны следить за несовершеннолетним, нельзя оставлять его дома одного и тем более выпускать на улицу без сопровождения взрослых. Конкретные возрастные ограничения устанавливаются субъектами федерации самостоятельно.
  3. Недостаточная забота и внимание.
  4. Препятствие получению среднего образования и медицинского обслуживания.
  5. Пренебрежительное отношение к несовершеннолетнему.
Читайте так же:  Как подать на раздел алиментов

Судебная практика

В 2018 году в Азнакаевском городском суде Республики Татарстан на открытом заседании было рассмотрено дело по жестокому обращению с детьми.

Иск был выдвинут против гражданина, который систематически причинял физические и нравственные страдания родным детям и дочери своей жены от первого брака. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он находил ничтожные поводы для того, чтобы избить и унизить детей. Снятые побои были квалифицированны как ущерб, не повлекший вреда здоровья, но причинявший детям немалые нравственные страдания.

Подсудимому по совокупности преступных деяний и на основании статьи 156 УК и статье 117, которая подразумевает преступление против личности, был вынесен совокупный приговор три года и шесть месяцев. Отбывание наказания должно проводиться в исправительной колонии общего режима.

Домашнее насилие статья детей

Листая ленту в популярной соцсети, я наткнулась на статью девушки, которая писала о проблеме в своей семье. Дело в том, что ее права очень часто ущемляют и ее родители прибегают к телесным наказаниям. Главным посылом девушки была фраза: «Не нужно воспринимать это как должное». Меня очень затронули и воодушевили ее слова, поэтому я решила написать данную работу.

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90 % беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком – преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

– медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

– социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

– ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых – младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

Читайте так же:  Документы на квартиру после смены фамилии

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

На 1 вопрос школьницы ответили одинаково, они написали, что телесные наказания в адрес ребенка не приветствуются у них в стране. На 2 вопрос обе девушки из Нидерландов ответили, что домашнее насилие в их стране строго наказуемо, ребенка могут отправить в приют или в другую семью. На 3 вопрос девушки ответили по-разному, одна сказала, что она не знает своих прав и она никогда не задумывалась об этом, а другая ответила совсем наоборот. Она четко расписала какие у нее есть права, более того девушка рассказала как она и семьи ее друзей справляются с конфликтными ситуациями. Когда у них происходит разлад, они просто расходятся по комнатам, не говоря друг другу ничего, через некоторое время, когда гнев ушел, они садятся за стол и обсуждают проблему мирно и спокойно. Так же они одинаково ответили на 4 вопрос, связанный с обсуждением данной проблемы в обществе. Они объяснили мне, что практически во всех школах есть несколько психологов, которые беседуют со школьниками и помогают им в трудной ситуации.

На 1 вопрос молодые люди ответили по-разному. Юноша из Германии написал, что не знает, как другие люди относятся к этому, потому что на тему домашнего насилия существует своего рода табу. Второй молодой человек из Франции ответил, что в некоторых семьях существует данный вид наказаний, сам же он относится к ним отрицательно. На следующий вопрос они единогласно ответили: «да, домашнее насилие в нашей стране наказуемо и государство борется с этим». На 3 вопрос молодой человек из Франции ответил, что он знает свои права и более того, у них подробно рассказывается об этом на лекциях. Юноша из Германии ответил на данный вопрос так: «я знаю какие у меня есть права. Так же в моей семье мы не можем причинять вред друг другу или использовать грубые слова». На 4 вопрос юноши ответили одинаково: «В обществе (в школе, с друзьями) эта тема не обсуждается вообще»

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Заключение

Домашнее насилие в семье – многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

Уголовная ответственность за жестокое обращение или применение насилия в отношении несовершеннолетних

Семья – это естественная и основная ячейка общества, дети – наше будущее. Забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем эта забота должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства.

Охрана интересов семьи и несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений политики государства, которое принимает определенные меры в области совершенствования законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от насилия.

Действующее российское уголовное законодательство, предусматривает ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита ребенка от различных форм насилия.

Так, статьей 117 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена ответственность заистязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего. Под истязанием следует понимать умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.

Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей, следует отнести такое нарушение их прав, какоставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств. Маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один на короткий срок (зимой на улице). Для детей старше 2-х лет опасностью является размещение в доступных местах лекарств, уксуса, спичек и др.

В Уголовном кодексе РФ закреплена ответственность за доведение лица до самоубийства (ст. 110 УК РФ) путем жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства (оскорбление, издевательствах, циничном высмеивании физических недостатков, принуждении к унизительным действиям и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного. Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников.

В последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы.

Читайте так же:  Источники взыскания алиментов

Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно, если от насильника пострадал несовершеннолетний (несовершеннолетняя), который в связи с физической слабостью не мог оказать сопротивление.

К данным преступлениям в этой сфере относится, в том числе изнасилование (ст. 131 УК РФ) – половое сношение вопреки воли несовершеннолетней потерпевшей. Оно может совершаться с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего и/или психического давления на потерпевшую в виде угроз, оскорблений и т.д.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери.

При изнасиловании несовершеннолетнего причиняется ущерб его здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетнего, понимающего характер и значение половых отношений, но не достигшего 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности.

В уголовном законодательстве Российской Федерации установлена ответственность за развратные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения. Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии несовершеннолетних половых актов и прочее. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно, если это один из родителей.

В отдельную главу УК РФ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе:

— прямое склонение несовершеннолетнего к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др.;

— использование его неведения и доверчивости;

— принуждения, применение насилия или угрозы.

В понятие антиобщественного поведения входят систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ, проституция, бродяжничество, попрошайничество.

Вместе с тем, какая бы ответственность за применение насилия в отношении несовершеннолетнего не существовала, очень важно, чтобы она реально применялась, так как одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступления является неизбежность наказания, в связи, с чем важно своевременно выявлять случаи насилия в отношении несовершеннолетнего.

Возможные признаки насилия или жестоко обращения с ребенком

Выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно по его физическим, эмоциональным и поведенческим признакам. Признаками насилия или жестоко обращения являются краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

— Повреждения, на разных частях тела находящиеся на различных стадиях заживления;

— Необъяснимые повторяющиеся травмы;

— Травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);

— Гематомы, в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой;

— Переломы, особенно у детей до 3-х лет, а также вывихи без понятных объяснений;

— Шрамы, повреждения кожи;

— Ожоги, в том числе круглые от сигарет, повторяющие форму горячего предмета;

— Следы от связывания;

– Состояние измененного сознания после насильственного приема лекарств, алкоголя, психоактивных веществ;

— Боли внизу живота;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Повреждения половых органов;

— Гематомы на груди, ягодицах, бедрах, нижней части живота;

— Повторяющиеся воспаления мочевыводящих путей;

— Инфекции, передающиеся половым путем;

— Разорванное, запачканное или окровавленное белье;

— Участки кожи на голове без волос;

— Боль при сидении, ходьбе;

— Отставание в психомоторном развитии;

— Грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;

— Опухшие, «заспанные» глаза;

— Педикулез, сыпи, плохой запах;

— Посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка; -Упорное нежелание раздеться для осмотра в присутствии

— Частые опоздания в школу, прогулы;

— Внезапное снижение успеваемости;

[3]

— Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;

— Нанесение самоповреждений, суицидные попытки;

— Постоянное чувство голода, попрошайничество;

— Избегание физических контактов;

— Хроническая усталость, сонливость;

— Нежелание возвращаться домой;

— Страх при приближении родителя;

Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации, которую необходимо рассматривать в целом, изучая данные о ребенке и его семье.

[2]

Руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми. Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а в случае их выявления оперативно информировать об этом правоохранительные органы.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;

— позднее обращение за медицинской помощью.

— обвинение в травмах самого ребенка.

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

— возражают против осмотра ребенка врачом в образовательном учреждении, прохождения диспансеризаций в медицинском учреждении.

— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.

— рассказы о том, как их наказывали в детстве.

К факторам, способствующим насилию или жестокому обращению с ребенком можно отнести:

— особенности родителей (низкая самооценка, депрессия, агрессивность, неумение контролировать свои эмоции; состояние здоровья; несформированные родительские навыки; подверженность родителей насилию в детстве);

— особенности ребенка (гиперактивность, наличие физических и психических отклонений, отставание в развитии);

— особенности семьи (неполные семьи, семьи с низким уровнем достатка; семьи с незапланированным и нежеланным ребенком).

[1]

— социально-политические и культурные факторы (недостаточная профилактическая работа; несовершенство механизмов выявления и оказания помощи детям и семьям, затронутым проблемой насилия; недостаточное осознание обществом жестокого обращения с ребенком как проблемы, бедность; безработица).

Куда обращаться если стало известно о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего

Ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказания детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

– В случае выявления лиц жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния незамедлительно обратиться в органы внутренних дел, в прокуратуру.

– В случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию сообщить в орган опеки и попечительства, в прокуратуру.

– В случае выявления несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении сообщить в орган управления социальной защиты населения, в прокуратуру.

Не оставляйте без внимания подозрительные ситуации, не стесняйтесь сообщать в правоохранительные органы о возникших у Вас подозрениях, так как наша с Вами задача остановить и предотвратить случаи насилия над несовершеннолетними в семье.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, также принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Алгоритм действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими правовыми актами и административными регламентами.

Читайте так же:  Похищение детей инопланетянами

СПИСОК ТЕЛЕФОННЫХ СЛУЖБ:

— Прокуратура г.Мегиона : г. Мегион, ул.Заречная, д.1, Телефоны 33-763, 34-114 ;

— Лангепасский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре : г. Мегион ул. Свободы, д. 8/1, помещение 1002 . Телефоны 3-10-07, 3-08-41 ;

— Отдел министерства внутренних дел России по городу Мегиону: г. Мегион, улица Строителей, 13 . Телефоны 2-10-56 , 2-14-73 , 3-00-02 или 02 ;

— ОДН ОМВД России по городу Мегиону: г. Мегион, улица Строителей д. 3/2. Телефон 2-32-35.

— Департамент образования и молодежной политики администрации города Мегиона: 628680, г. Мегион, ХМАО, Тюменской обл., ул. Советская, 19. Телефоны 2-64-61 (приёмная), 2-43-52 (отдел воспитательной работы);

— Управление опеки и попечительства администрации города Мегиона : г. Мегион, улица Строителей д. 3/2. Телефоны 4-36-46, 2-33-50.

— Управления социальной защиты населения по городу Мегиону Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : г.Мегион, улица Новая, д. 2. Телефон 2-13-30, 2-18-69 .

— Единая федеральная служба психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 (звонок по России бесплатный).

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми заключается в физическом и психическом насилии над ними. Под физическим насилием обычно понимают нанесение ребенку побоев, а также причинение физических страданий любым другим способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка и т.п. Особую опасность представляет покушение на его половую неприкосновенность.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Это определение объединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Добавление в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.

Кроме того, в литературе встречаются и другие определения насилия. Насилие – это принуждение, неволя, действие стесняющее, обидное, незаконное, своевольное. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также получение господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми.

В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.

Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могу быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, т.е. регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.

Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

Читайте так же:  Второй материнский капитал на второго ребенка

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.

Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все.

Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:

● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произошел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

— если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;

— насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

— часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т.п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия

Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.

Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

● он понимает, что происходит насилие;

● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

● он переживает последствия акта насилия.

Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.

Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия

● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;

● физические симптомы (головные боли или боли в животе);

● сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;

● драки, нанесение побоев другим детям или животным;

● перепады настроения или вызывающее поведение;

● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;

● апатия, депрессия, упадок сил;

● чувство одиночества и изоляции;

● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);

● попытки суицида или опасное поведение;

● плохая успеваемость в школе;

● сложности с концентрацией и вниманием;

● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;

● чувство, что все старания недостаточны;

● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;

● энурез, отставание в развитии;

● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);

Видео (кликните для воспроизведения).

● идентификация себя с виновником насилия или повторение его

Источники

Литература


  1. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  5. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
Домашнее насилие статья детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here