Что делать если обидел ребенка

Обидчивый ребенок: меняем ситуацию

Все чаще родители обращаются за помощью к психологам в связи с тем, что ребенок чрезмерно чувствителен и обидчив. Демонстрируя всем своим поведением обиду и желая вызвать чувство вины в обидчике, ребенок часто сознательно старается изменить ситуацию в свою пользу — в этом много от манипуляции.

Почему малыш слишком эмоционально реагирует на замечания, как ему помочь?

Причины возникновения детской обидчивости

— Обидчивость может быть индивидуальной чертой характера ребенка. Такие дети от природы ранимы и эмоционально чувствительны больше, чем их сверстники — обида будет естественной реакцией на негативные ситуации.

— Несоответствие ожиданий ребенка и реальной ситуации также могут формировать обиду. Например, при походе в магазин малыш уверен, что ему купят новую игрушку, а родители хотят ограничиться только продуктами.

— На детскую обидчивость может влиять и поведение родителей. Отсутствие безусловной любви и принятия, выражающееся в том, что родители ругают, стыдят и пытаются переделать ребенка. Это лишь ухудшают ситуацию, и малыш ощущает свою ненужность, неправильность, невозможность следовать родительским идеалам, что провоцирует развитие неуверенности в себе.

— Демонстрация обиды кем-то из членов семьи может копироваться ребенком в схожих ситуациях. Подумайте, не склонны ли вы сами или кто-то из членов семьи демонстрировать обиду, чтобы добиться желаемого?

— Гиперопека также способна вызывать обиду у ребенка. Родители чрезмерно оберегают малыша от сложных ситуаций и огорчений. При неизбежной встрече с трудностями ребенок испытает искреннюю обиду на несправедливость мира. Если родители потакают ребенку во всех его желаниях, спешат сделать все, чего он хочет, не учат обращать внимание на границы других людей, то ребенок, получая замечания от других взрослых, обижается, так как не привык к такой реакции на свое поведение.

Как изменить ситуацию

  • Постарайтесь выяснить причины обидчивости малыша и разработайте тактику корректировки этой черты характера ребенка.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть — вместе с привычкой обижаться. Не угрожайте «разлюбить», чтобы добиться желаемого поведения.
  • Укрепляйте эмоциональную сферу ребенка, рассказывайте, как можно реагировать на неблагоприятную ситуацию, чем «заменить» обиду. В качестве примеров можно использовать ситуации из мультфильмов или книг, объяснять причины обид, отмечать удачные решения.
  • Повышайте самооценку ребенка, чтобы он как можно меньше зависел от чужого мнения. Укрепляйте его веру в себя.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, поддерживайте доброжелательные отношения внутри семьи. Возможно, через обиду малыш напоминает о себе взрослым.
  • Если ребенок дуется, когда в его присутствии похвала достается другим, объясняйте, что каждый человек достоин одобрения, в каждом есть достоинства.
  • Объясняйте причины своих действий, которые могут обидеть малыша: почему идете в поликлинику, а не на детскую площадку, почему просите съесть на обед суп, и только потом – конфету.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не отмечайте их превосходство в чем-то.
  • Уважайте мнение ребенка, вместо категоричного отказа или запрета на правах взрослого, ведите с малышом диалог, учитесь договариваться, приходить к компромиссу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Игры для смягчения и профилактики детской обидчивости

Воздушный шарик. Берем шарик и пишем на нем все обиды ребенка (не стоит торопить малыша, пусть подумает столько, сколько нужно; помогите ему записать, оформить шарик); если ваш ребенок умеет писать сам – пусть сделает так, как ему удобно. Потом идем в парк или любое другое приятное место и опускаем шарик в небо. Похожий способ распрощаться с обидами – сложить самолетик и выпустить его или записать список на лист бумаги и порвать его на мелкие кусочки. Терапевтический эффект данной игры состоит в символическом избавлении от обид.

Обзывалки. Кидайте друг другу мяч и называйте обидные слова. Важно: это должны быть не грубые ругательства, а забавные названия предметов, еды, фруктов, овощей. «Ты редиска», «а ты сосиска». Затем кидайте мячик, произнося ласковые слова: «мой котенок», «моя принцесса». Такая игра научит ребенка реагировать на обзывания с юмором.

Жужа. Ведущий – Жужа, остальные участники игры его дразнят, строят рожи. Важно оговорить правила, что дразнилки должны быть смешными, не грубыми. Как только Жужа чувствует, что начинает обижаться, он срывается с места и пытается догнать кого-то из игроков, чтобы тот стал Жужей. Игра должна проходить под руководством взрослых, чтобы каждый побывал ведущим.

С чрезмерной обидчивостью обязательно нужно работать, так как она способна отравить жизнь не только самого человека, но тех, кто его окружает и любит.

Что делать, если ребенок обижает других?

Отправляя свое дитя в большой мир, мы более всего переживаем, чтоб нашу кроху не обидели, и всеми силами стараемся упредить агрессию, направленную на него вольно или невольно. Бросаемся на защиту. Смотрим вместе обучающее видео о противодействии буллингу. Неистово выясняем отношения с родителями обидчика в случае даже небольшого инцидента. Конечно, ведь мы — любящие родители, и наша главная задача — защищать свое чадо. Но что делать, если агрессор — наш собственный ребенок?

К такому повороту родители не готовы, ведь мы всегда жили с мыслью, что наш мальчик или девочка хорошие и добрые. Но согласно опросу в рамках проекта «Дети Mail.Ru», почти 70% детей приходилось наблюдать травлю, а 12% сами в ней участвовали, причем специалисты уверены, что цифры занижены: не все дети, пусть и анонимно, готовы в этом признаться.

Кто становится буллером

Конфликты неизбежны в любом обществе — они существуют на протяжении всего периода существования человека в коллективе. Если речь идет не о случайном или разовом инциденте, а о систематическом агрессивном поведении в отношении однокашников, неплохо бы разобраться, почему ребенок выбрал именно такой стиль взаимодействия с социумом.

Агрессор берет на себя право решать — кому каким быть — так он защищает себя от того, что ему неприятно.

Помимо индивидуальных особенностей, существуют и некоторые общие характеристики обидчиков.

Обидчиками, чаще других детей, становятся:

  • дети, которые воспитываются без границ и запретов, почти не принимающие отказа;
  • гиперопекаемые дети, лишенные самостоятельности и инициативы;
  • дети, склонные к самолюбованию и нарциссизму, эгоизму и имеющие завышенную самооценку;
  • дети, занимающиеся грубыми видами спорта, при этом вспыльчивые и не умеющие сочувствовать;
  • дети, однажды сами ставшие жертвами;
  • дети из неблагополучных семей и подверженные стрессу.

Профилактика

Так как эта проблема достаточно актуальна, то замечая агрессивность ребенка или его невнимание к чувствам других, необходимо обратить внимание на профилактическую работу.

Обязательно устанавливать ребенку границы, не допускать вседозволенности. Нельзя всё и всегда разрешать детям, ещё наши далекие предки понимали это. Поощрять самостоятельность, инициативу, трудолюбие.

В интернете есть прекрасные ролики о том, как учительница на примере яблока показала, как страдает человек от оскорблений, а также видео с экспериментом о том, как зачахло от оскорблений растение. Такие видео можно и нужно показывать детям.

Читайте так же:  Иран насилие над женщинами в семье

Разбирать вместе любые конфликтные ситуации, ставить себя на место обеих сторон и искать варианты решения ситуации.

Никогда не говорите ребенку «Разбирайся сам», «Защищай себя сам» — это прямой путь вырастить агрессора. Ребенок считывает: «У тебя нет поддержки, я отказываюсь помогать тебе и защищать тебя» — для ребенка это переводится, как «мне плевать на тебя». И он находит наиболее простой метод решения конфликта – насилие. Надо давать понять и говорить ребенку: «В любой ситуации ты можешь рассказать мне о том, что тебя тревожит, и я смогу помочь в ней разобраться и сумею защитить тебя».

Если ребенок грубит дома, то научитесь вместе с ним «я-высказываниям»: «Я расстраиваюсь», «Мне не нравится, когда…» — подобные формулировки исключают возможность оскорблений и хамства.

Что делать?

Если ваш ребенок виноват, то важно, чтобы он понял, что ему придется нести ответственность — этот поступок не должен остаться без должного внимания. Он должен извиниться перед тем, кого обидел, и возместить нанесенный ущерб — как это сделать, решайте вдвоем. Кроме того, он должен быть наказан. В случае рецидива ограничения должны усиливаться.

Найдите занятие, в котором ребенок смог бы «выпустить пар», и желательно контролировать этот процесс.

[3]

Ограничьте доступ ребенка к агрессивным фильмам и играм, предложите безопасную альтернативу.

Обсуждайте школьные конфликты — держите руку на пульсе.

Агрессия — обязательная часть здорового развития человека, но вместе с тем одна из самых частых проблем обращения к детским психологам, поэтому мамам и папам необходимо контролировать эту эмоцию и учить своих детей пользоваться ей по назначению.

Научите ребенка, как правильно реагировать на обиду

Чтобы проблема обидчивости начала уходить…

Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Или знают, но не пробовали.

Почему? Потому что привычное как-то безопаснее, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже?). Поэтому самая большая услуга, которую взрослые могут оказать обидчивому ребенку, – это расширить палитру его возможных реакций.

1. ОТКАЗ ОТ ОБОБЩЕНИЙ. Часто от обидчивого ребенка можно услышать «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными.

В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?» Называйте вначале тех, кто, скорее всего, ребенка не обижает. Таким образом, вы и он придете к тому, что обижают не все, а некоторые.

Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать!

2. ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Это то, что должно занять важное место в репертуаре реакций. Учите ребенка тому, что если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)».

Учите также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию. С большой вероятностью другой ребенок откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

3. ИГНОРИРОВАНИЕ. Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика.

Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному.

Например, попробовать запустить у себя в голове в полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика. Или представлять, что обидчика здесь нет (но не наоборот, иначе получится очередное бегство!).

Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Трудно бывает детям импульсивным, эмоциональным. Они, пытаясь игнорировать, быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, чем эффективнее он может применять этот метод.

4. ОТГОВОРКИ. Способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки – это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если тебя обижают словом. Например: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»; «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня – Илья зовут».

5. «ТРЕХШАГОВЫЙ МЕТОД». Если обида сочетается с агрессивными действиями, нужно научить ребенка трехшаговому методу по задержке физических реакций. Это подходит, если кто-то, по мнению ребенка, пытается вывести его из себя словами или действиями.

Первый шаг. Сказать: «Мне неприятно, что ты говоришь (или делаешь)». Говорить это нужно твердым тоном, без капризных «слабых» интонаций. Обязательно потренируйте это дома. Тон – это важно.
Второй шаг. Если нападки продолжаются, нужно сказать: «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». Правда, по отношению к девочкам не подходит.
Третий шаг. Если обидчик продолжает, несмотря на предупреждение, можно его ударить.

При использовании этого метода агрессивных проявлений будет гораздо меньше. И ребенок научится сохранять относительное спокойствие.

6. ДРУГИЕ – ИНТЕРЕСНЫ. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения.

Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится.

Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Читайте так же:  Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты — «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Что делать, если вашего ребенка обижают? 11 советов.

С каким характером дети чаще подвергаются нападкам сверстников?

Это дети с добрым и скромным характером, которые не научились говорить твердое “нет” и переживают чтобы кого-то не обидеть.

Совет 1.

Объясните ребенку, что он не один и за него есть кому вступиться (его старший брат или вы).

Совет 2.

Объясните своему ребенку, что не обязательно давать свою вещь, если он этого не хочет. Достаточно твердо сказать “нет, это мое, я не хочу делиться” . Если ситуация обратная и ваш ребенок хочет у кого-то взять например игрушку — пусть предложит что-то взамен.

Совет 3.

Приучайте ребенка к психологии с детства. Это принесет ему пользу в дальнейшем.

Пусть ребенок не боится, что если он не поделится — то с ним не будут играть (чтобы он не покупал дружбу) .

Пусть наблюдает, что делают те дети, с которыми все хотят гулять. Например, они придумывают интересные игры — значит и ваш ребенок пусть придумает интересную игру и к этой игре подключатся другие дети. Пусть ребенок с детства наблюдает и делает выводы.

Совет 4.

Научите ребенка сразу отстаивать свои границы. Пусть не стесняется сказать: мне не нравится , что ты так делаешь, я против , чтобы ты это брал. Нельзя замалчивать. Сегодня побеждает интеллект. Физическая сила остается в прошлом.

Пусть сразу обращается к воспитателю или к вам.

Совет 5.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно мальчик должен уметь и физически дать отпор, но в современном мире нужно уметь с помощью хитрости и интеллекта разрешить ситуацию.

Совет 6.

Постарайтесь, чтобы у вас с вашим ребенком были близкие, доверительные отношения. Дайте ему понять, что он может к вам обратиться, рассказать вам все, а вы его выслушаете и попытаетесь помочь.

Читайте так же:  Усыновление и установление отцовства в чем разница

Совет 7.

Повышайте самооценку ребенка. Когда у ребенка высокая самооценка, он не дает себя в обиду и не обижает других, потому что ему никому ничего доказывать не нужно.

Не нужно относится к ребенку так, как будто он уже вырос.

Совет 8.

Не заставляйте ребенка ходить в одежде, которая уже вышла из моды, но вам нравится. Не выставляйте ребенка на посмешище. Дети безжалостны.

Совет 9.

Узнайте причину, по которой обижают вашего ребенка и постарайтесь ее устранить. Например, если это из-за нарушений речи — отведите ребенка к логопеду.

Совет 10.

Если вы заметили, что к вашему ребенку постоянно пристает другой ребенок, поговорите с ним в присутствии воспитателя и его родителей.

Совет 11.

И не забывайте, что если на ребенка сильно “давят” дома, то он уже в детский коллектив приходит в роли жертвы , дети это видят и пристают.

Если вы узнали для себя полезную информацию, то поставьте пожалуйста “палец вверх” этой публикации — это очень мотивирует собирать новую полезную информацию и публиковать ее здесь, на канале.

Подпишитесь на канал , чтобы получать свежие статьи.

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос «нормально», а потом вдруг как гром среди ясного неба: «Учительница плохая».

Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.

Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми. Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди. Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями. Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.

Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?

Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.

Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.

Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье «25 вопросов» мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.

Чаще всего дети жалуются на то, что учительница «орет». Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается. И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать. С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.

Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.

К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение оценок, язвительный тон.

В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.

К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.

Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?

Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту. Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми. Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.

Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно. Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же. Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.

Очень часто беседа с родителем «встряхивает» преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно. Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании. Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.

В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам. В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом. Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.

Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному). С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было. Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.

Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.

Читайте так же:  Усыновление детей льготы и пособия

Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя. Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.

Я обижаю ребенка, как перестать это делать?

Даже, если вы очень любите своего ребенка и стараетесь его не обижать без лишнего повода и не ругать за шалости, все равно – мы все люди. И у нас также бывает плохое настроение, которое нам очень тяжело контролировать и сдерживать свои негативные эмоции. Любящие родители ровно также обижают своих детей, как и те, которые не думают о том, что говорят малышам. Психологи же предупреждают родителей о том, что каждое их слово запоминается ребенком на всю жизнь. Некоторые необдуманные фразы взрослых по отношению к детям могут спровоцировать настоящую психологическую травму. В ваших силах воспитать полноценную и психически здоровую личность.

Не обижайте

В психологических школах семейного воспитания очень часто приводят в качестве примера такую притчу. У одного отца был очень вспыльчивый сын. Чтобы помочь своему ребенку мудрый старец дал ребенку большой мешок, наполненный гвоздями. И сказал: каждый раз, когда ты будешь сильно злиться и почувствуешь, что гнев сдержать не получится, возьми гвоздь и вбей в забор. Прошел месяц и в заборе было уже более сотни гвоздей. Глядя на все это, молодой человек решил работать над собой. Через несколько лет в заборе не было ни одного гвоздя, но зато большое количество дыр. На это отец ответил: мне не за что тебя хвалить. Ведь каждый раз, когда ты обижаешь окружающих людей словами, в их душе остается глубокая дыра. Причем, эту дыру нельзя заделать, сгладить и т.д. – шрам в любом случае останется.

В своей жизни мы поступаем точно также: вбиваем гвозди в знакомых, коллег по работе, а самое главное – в своих детей. Над собой нужно работать каждый день! Где-то промолчать, где-то стерпеть и ни в коем случае не срываться на своих малышей.

На каждом из наших душевных заборов огромное количество шрамов, которые нанесли нам родители. Причем, не всегда у них была цель – ранить нас. В большинстве случаев, это несдержанные эмоции и отсутствие самоконтроля.

Правила воспитания

Если на детей нельзя кричать и нельзя их наказывать, то как правильно воспитывать? Ниже – основные правила воспитания.

  • Прежде чем сказать что-то плохое вашему сыну или дочери или накричать на них, остановитесь, вдохните-выдохните и подумайте, сейчас вы не можете справиться со своими эмоциями или хотели повысить голос, чтобы проявить элемент воспитания.
  • Если вы требуете от ребенка, чтобы он подчинялся вам и слушал во всем, подумайте о его будущем. Подобное воспитание может привести к полному отсутствию характера и собственной позиции уже во взрослом сознательном возрасте. Вы же не желаете видеть своих детей подчиненными, на которых постоянно срываются, а они это терпят?
  • Никогда не делайте оценку личности. Если ребенок что-то сломал, не стоит говорит ему «ты плохой, как ты мог, вечно у тебя все валится из рук», а лучше скажите, что «давай будем учиться аккуратности, вещи нужно беречь, я тебе покажу, как нужно делать то-то и это».
  • Вам очень хочется спустить на ребенке всю злость, накопившуюся за день? Выйдите в другую комнату, подышите, расслабьтесь и только тогда возвращайтесь к детям. А лучше в этот день по максимуму ограничить общение с детьми, обосновав это плохим самочувствием. Ведь плохое настроение – это также симптом психоэмоционального нездоровья.

Что делать, если ребенок постоянно терпит обиды от друзей

Как вести себя родителям в такой ситуации зависит в первую очередь от возраста ребенка

Я-концепция

Я-концепция берет свое начало из детства. Дети рождаются абсолютно девственными, у них нет какого-то определенного представления о себе. Личность человека формируется постепенно, по тем кирпичикам слов, которые он слышит от ближайшего своего окружения. То, что мы говорим каждый день своим детям, определяет их будущее. Пример воспитания: вы постоянно ругаете своего сына, говорите ему, что он – неудачник, у него ничего не получается, он все ломает на своем пути. Не удивляйтесь, если из такого ребенка вырастет неуверенный в своих силах мужчина, у которого наверняка будут проблемы с личной жизнью и работой.

Важно! Чем больше мы любим своего ребенка, чем больше хвалим его, тем положительнее будут его взгляды на себя и свою личность. В итоге у вас, как у родителя, вырастет уверенная в себе личность, осознающая, что достойна любви, счастья и успеха.

Всю ту нелюбовь, которой наградили нас наши родители, мы передаем своим детям. Но, они не виноваты в том, что вас когда-то недолюбили либо обидели. Старайтесь работать над собой и не обижать сыновей и дочерей.

Наши родители и бабушки с дедушками не обладали доступом к интернету или к огромному количеству психологических статей. Именно поэтому, они не знали, что бывает и обратная сторона воспитания. Для них крики, оскорбления, наказания стали нормой. Ваша задача – сделать все возможное, чтобы от этой нормы избавиться и не допустить ее в воспитании последующего поколения.

Вы в воспитании ваших детей должны избегать любого проявления жестокости.

Контролируйте то, что говорите

Как часто вы произносите в отношении своих детей такие фразы: «Ты не похож на моего ребенка, наверное, тебя в роддоме подменили», «Я никогда не обижала родителей», «В твоем возрасте я делала то-то и то-то, а ты – неудачник», «Если не получается, то не стоит и браться», «Не делай этого, ты опять все сделаешь не так, как нужно», «Вот у Тани – нормальный ребенок, а ты…», «Не зря я не хотела тебя рожать». Вы должны понимать, что все, что сказано вами, дети воспринимают как факт. У них нет полутонов и понятия того, что у мамы-папы плохое настроение. Поэтому, вам придется нести ответственность за обидные слова.

Поверьте, детям очень больно осознавать и принимать ту информацию, что они не такие, как вы ожидали от них; что они сделали что-то не так; что они по неосторожности сломали какую-то вещь и вы накричали на них и т.д. Будьте внимательнее к своим детям!

Слова родителей к своим детям могут ранить больнее, чем удары ремнем.

Наши родители нас обижали и в какие-то моменты (как нам тогда казалось) нас не любили, поэтому, они отдают эту нелюбовь своим детям и вашим внукам.

Если обратиться к основам психологии воспитания детей, то там можно встретить так называемую Я-концепцию. Под этим выражением стоит понимать то, как человек воспринимает себя, как относится к образу, с которым он вышел из детства и какую самооценку в него заложили. Если сложить все эти факторы, то можно понять, почему человек себя ведет так или иначе.

Читайте так же:  Насилие в семье литература

Если ребенка обижают друзья

Многие родители беспокоятся о том, с кем дружит их ребенок. И эти переживания можно понять. Каждая мама хочет, чтобы в будущем ребенок, с одной стороны, умел общаться и находить общий язык с окружающими, с другой стороны, мог защитить себя и отстоять свои интересы, если это потребуется.

Особенно вызывают тревогу ситуации, когда друзья постоянно обижают ребенка, но он все равно стремится играть с этими «плохишами». Как вести себя родителям в такой ситуации зависит в первую очередь от возраста ребенка.

У дошкольников общение со сверстниками может разыгрываться по различным сценариям. Ребенок пробует разные роли, проигрывает разные ситуации и смотрит на реакцию окружающих, чтобы научиться поведению в социуме. В этот момент закладываются основы коммуникативных навыков.

В зависимости от того, как родители реагируют на поведение ребенка, обсуждают ли произошедшие конфликтные ситуации, происходит формирование представлений малыша о нормах, правилах приличия, эффективных способах разрешения конфликтов и т.д.

Например, если кто-то из сверстников обижает вашего ребенка, а последний в растерянности, важно прежде всего остановить обидчика, обеспечив своему ребенку безопасность (конечно, не агрессивными методами).

А затем объяснить малышу, что он имеет право себя защищать, если это требуется, чтобы ему не причинили вреда, и рассказать, как он может это сделать (отойти в сторону, увернуться от удара, поставить блок). При этом важно обратить внимание ребенка и на то, что любой конфликт можно решить с помощью слов, без применения физической силы.

Младшие школьники уже имеют представление об элементарных нормах и правилах общения, у них сформировались определенные модели поведения с другими людьми. Конфликты чаще происходят не на физическом уровне, а на уровне отношений: кто-то с кем-то дружит или не дружит, обзывает или «изгоняет» из компании. Хотя бы раз в жизни такое случается со всеми детьми, когда какая-то компания их не принимает.

Если у вашего маленького школьника впервые возник подобный конфликт с друзьями, можно помочь ему, обсудив ситуацию на примере литературных или сказочных героев, сочинив вместе с ним терапевтическую сказку. Чтобы история получилась целительной, герой должен быть похожим на самого ребенка и должен попасть в похожую трудную ситуацию, с которой в итоге успешно справляется.

Если вы сочиняете сказку сами, то лучше предлагать ребенку активно участвовать в этом, особенно в сочинении окончания. Так вы дадите ему возможность самостоятельно найти выход из конфликта.

Если же вы приводите в пример существующую историю, то лучше задавать ребенку наводящие вопросы о том, что, по его мнению, явилось причиной такой ситуации, что герой может сделать для исправления ситуации, и как он должен вести себя, чтобы подобной ситуации не возникало в будущем.

Это позволит ему сформировать свое мнение и сделать собственные выводы. А когда человек сам находит выход из затруднительных ситуаций, это становится его личной победой, соответственно, повышает его самооценку и укрепляет уверенность в себе.

Однако если вы замечаете, что ваш ребенок регулярно оказывается в роли обиженного или изгнанного, то это серьезный повод задуматься о том, какую роль чаще всего выполняет ребенок в семейной системе. В отношениях с друзьями ребенок обычно продолжает играть ту же самую роль, которую привык играть с родителями.

Например, при авторитарных методах воспитания малышу ничего не остается, как подчиняться всем старшим (или более сильным) окружающим, ведь именно этому он научился в семье.

Если обычно у ребенка нет права выражать свое мнение, или оно никогда не учитывается, он обязан только слушаться, а любой протест воспринимается как абсолютное зло, бессмысленно требовать от него проявления лидерских качеств со сверстниками. В таком случае необходимо пересмотреть отношения между родителями и ребенком, возможно, лучше это сделать с помощью психолога.

В подростковом возрасте сверстники по сравнению с родителями занимают уже более авторитетное место. Это естественный процесс, и если родители будут этому противиться, то ничего, кроме бунта и плохих отношений со своим чадом, в результате не получат.

В связи с этим родителям лучше избегать:

демонстрации своего недоверчивого или презрительного отношения к ним;

принуждения дружить с кем-либо «хорошим», по мнению родителей;

применения любых других директивных методов воспитания, которые использовались в более раннем возрасте.

[2]

кадр из кинофильма «Чучело»

Вместо этого лучше задуматься, насколько реальна для вашего ребенка опасность общения с нежелательной для вас компанией. Объективную опасность можно оценить по тому, имеют ли место в этой компании противоправные и преступные действия, постоянное употребление алкоголя или наркотических веществ.

В этих случаях необходима серьезная работа над ограничением общения подростка с такими приятелями, а также восстановлением доверительных отношений в семье. Такая работа требует помощи специалиста.

В большинстве случаев никакой объективной опасности в нежелательной дружбе нет. Но если родители замечают, что их сын или дочь со всеми друзьями выбирают одну и ту же негативную модель поведения, например, подчиненного, «жертвы» или «козла отпущения», то игнорировать это тоже не стоит.

Это может означать, что молодой человек подсознательно нуждается в разыгрывании своей привычной роли. А для этого ему нужен соответствующий «партнер», который исполнит роль лидера-тирана, обидчика, и подросток успешно ищет подходящих на эту роль друзей. Даже если родители ограничат общение с одним конкретным другом, который обижает их ребенка, следующий приятель может оказаться таким же.

И здесь мы возвращаемся к вопросу об отношениях в семье подростка, где обычно усваиваются эти модели поведения. По сути запрет на дружбу с какими-то людьми является со стороны родителей таким же авторитарным воздействием, которое им не нравится, когда оно исходит от друзей.

Но чтобы развить в ребенке самоуважение и способность отстоять свое мнение, важно предоставлять ему возможность их проявить, «потренировать» эти качества в семье.

В итоге мы приходим к выводу, что только уважая ребенка, доверяя ему, принимая его таким, какой он есть, мы показываем ему, что он достоин любви и уважения. При таком самоощущении ваше чадо просто не захочет общаться с людьми, которые его обижают.

Получается, давая возможность ребенку самому решать, с кем ему приятно общаться, а с кем нет, мы позволяем ему сделать правильный для себя выбор, а значит, быть более счастливым.опубликовано econet.ru

Автор: Анастасия Вялых

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источники

Литература


  1. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
  4. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  5. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Что делать если обидел ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here